юлия Рудь
Специфика проявления ценностных отношений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст, является самым подходящим периодом для приобщения детей к ценностному отношению. В этот период происходит формирование личности ребёнка, приобщение его к культурным нормам и правилам поведения, формируются основы ценностного отношения к предметам, к природе, обществу, собственной жизни.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования ценностного отношения у детей дошкольного возраста недостаточно изучена, однако ценностное отношение в дошкольном возрасте рассматривается как, многофункциональная область формирования личности ребёнка и характеризуется включением в образовательный процесс изучения и осмысления понятий «ценность», «отношение», «труд», «бережливость», «взаимопомощь», «уважение (к кому-либо, или к чему-либо)». Также в дошкольном возрасте приходит осознание того, что человек и жизнь, являются наивысшей ценностью.
Публикация «Специфика проявления ценностных отношений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В современной педагогике и психологии ценностное отношение изучается в контексте нравственных ценностей, которые формируют устойчивый моральные качества личности. Это длительный процесс, он осуществляется на протяжении всего периода дошкольного детства и нуждается в преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.
Известные педагоги и психологи В. В. Абраменкова, Р. И. Жуковская, А. В. Кирьякова, Г. Б. Черевач выделяют ценностное отношение как неотъемлемую часть гуманистического воспитания личности.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью, гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Гуманистическое воспитание дошкольников, является целенаправленным воздействием воспитателя на ребёнка, предполагающим развитие гуманно-ценностного отношения к действительности, при условии обеспечения непротиворечивости внешней (социальной) и внутренней (духовной) детерминант и формирования гуманных качеств личности. Уровни ценностной воспитанности дошкольников (низкий, средний, выше среднего, высокий) определяются критериями (информированность, эмоциональность, гуманно-ценностное отношение, проявление гуманных отношений в деятельности, из которых системообразующим выступает ценностное отношение к другому человеку.
В «Философском энциклопедическом словаре» гуманизм рассматривается как «исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми». «Педагогическая энциклопедия» разъясняет, что гуманизм – это «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей».
Чтобы гуманистическое воспитание побуждало к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы ребёнок ясно её осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл. Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Можно выделить два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей.
Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования (интерес к чтению). Второй способ организации воспитания, с целью интериоризации общечеловеческих ценностей, состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в "готовом виде" побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам ребёнок должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими. Опыт, организуемый взрослым, Р. И. Жуковская представляет в нескольких направлениях и при использовании таких средств.
Игрушка. «Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана ребенку». Очень важно рассматривать игрушку как стимул к организации детской самодеятельности. Целесообразно давать ребенку игрушку и как напоминание о ярких детских впечатлениях. Игрушки можно вносить в группу планово, в связи с планируемой взрослым игрой. Важно сочетать внесение игрушек с обогащением детей знаниями о предметах.
Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание ребенком окружающего мира. Творческая игра в таком случае дает естественные основания для воспитания у детей любознательности, желания больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;
Художественная литература. Р. И. Жуковская считала, что художественная литература – один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения. Она предлагала отбирать для детей книги, разные по жанру, по содержанию – о жизни, играх, труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых.
Выделим основные педагогические гуманистические средства, позволяющие воспитывать в ребенке ценностное отношение.
Воспитание доверием, заботой и уважением. Необходимо учить ребенка бороться с чувствами беспомощности и неизвестности. Уметь жить в нестабильном мире, быть способным оторваться от прошлого ради неизвестного будущего – значит быть открытым жизни, относиться к ней творчески. Это очень трудная задача, порою кажущаяся невыполнимой, поскольку никто не может знать, что готовит ему жизнь, но каждый хотя бы приблизительно желает это знать. Для этого нужно быть смелым, решительным, а главное, доверять себе, своим достоинствам и ни в коей мере их не преуменьшать.
Воспитание ответственностью. Современная педагогическая мысль практически единодушна в том, что сегодня, больше, чем когда-либо прежде, воспитание стало воспитанием ответственностью. Развивая в ребенке самостоятельность, мы способствуем тому, чтобы ребенок начал чувствовать, знать и переживать чувство ответственности перед другими людьми, а не только, поступая так-то и так-то, избегать их окриков и наказаний. В самом начале это, конечно, ближайшее его окружение, затем эта сфера расширяется. И, в конце концов, приходит чувство ответственности за свои дела и поступки перед другими и обществом в целом, как перед самим собой.
Воспитание через здравомыслие, этическое исследование и смыслотворчество. Современный гуманизм – это новейшая форма рационализма, интегрирующего достижения методологии научного познания, философии и психологии ХХ века. Рациональности, как стилю адекватного мышления и поведения, следует учить. Как уже неоднократно подчеркивалось, гуманистическая педагогика считает одной из своих основных задач развитие в учащихся навыков критического мышления и здравомыслия, научного скептицизма, как и способности разумного подхода к этическим жизненным коллизиям. Предоставление учащимся максимально полной информации без оценочного давления и совместное размышление над проблемными ситуациями – необходимый элемент и метод гуманистического воспитания. Он позволяет совершенствовать их способность к рефлексии, здоровому критицизму, осознанию реальных проблем, правильному выстраиванию процесса принятия решения или выбора.
Воспитание творчеством. Воспитание, через приобщение к творчеству, «актуализированного» («сбывшегося», самостоятельного) человека – еще один аспект гуманистических ценностей. Способностью к творчеству в той или иной степени или области наделен каждый.
Творчество – определяющая характеристика человеческого существа. Воспитанию творчеством придается такое значение потому, что оно по необходимости учит человека опираться на собственные силы, верить в себя, быть независимым, автономным, свободным; все это рождает в нем законное самоуважение.
Разумеется, что, воспитывая через творчество, мы развиваем в человеке и познавательные способности (в первую очередь, может быть, воображение и интуицию, и практические умения. Никакой серьезный и общеполезный труд немыслим, кроме того, без добродетелей упорства, целеустремленности, самодисциплины. Так развивается чувство преданности делу вместе с ответственностью за начатое.
Побуждая человека к установлению смысла жизни и его осуществлению, гуманистическая педагогика стимулирует в нем здравомыслие и реалистичность – качества, столь необходимые для того, чтобы научиться отличать хорошее от плохого, желательное от нежелательного, достойное от недостойного.