Папки-передвижки

Специфика работы воспитателя с детьми раннего возраста

Валерия Князева
Специфика работы воспитателя с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время актуальность в общественном воспитании детей раннего возраста не только не утратила своей актуальности, но и возросла. Педагогическая система воспитания детей раннего возраста в РФ была «свернута» в 1991-1994 гг. в результате государственной политики, ориентированной на глобальное семейное воспитание детей от рождения до трех лет. Последнее привело к разрушению системы общественного воспитания, закрытию яслей и ясельных групп в детских садах и потере уникальных педагогических кадров. Растущая потребность населения в ясельных группах сегодня ставит задачу поиска новых подходов.

Публикация «Специфика работы воспитателя с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Для педагогов дошкольных образовательный организаций (далее – ДОО) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) формулирует следующий принцип: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.

Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста – от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнес его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трех лет.

Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции мозга не передаются по наследству, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года.

Содержание образовательных областей в ДОО зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка). Для раннего возраста (1 год – 3 года) применяются следующие виды деятельности:

• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

• общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

• самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

• рассматривание картинок;

• двигательная активность.

К целевым ориентирам дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

1) ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2) использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

3) владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

4) стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

5) проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

6) проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

7) у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Специфика взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста заключается в том, что особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого: они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и заразительными. Только собственной увлеченностью можно передать маленькому ребенку интерес к какой-либо деятельности. Здесь требуются повышенная чувствительность к состоянию малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Слова обязательно должны быть включены в реальные действия, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Необходима эмоциональная включенность взрослого в нужные действия.

Малыши не воспринимают, призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.

Ребенок раннего возраста не может регулировать свое поведение посредством слова.

Дети реагируют на выразительность мимики, эмоциональность воспитателя.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду воспитатель должен обсудить с родителями следующие вопросы еще до поступления малыша в детский сад:

• каков распорядок дня ребенка и как проводятся в семье режимные процедуры?

• какой тип общения предпочитает малыш?

• стремиться ли он к самостоятельности?

• как относится к посторонним взрослым?

• как себя чувствует в обществе сверстников и умеет ли с ними общаться?

В работе педагога следует учитывать такую характерную особенность психической организации маленьких детей, как непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Интерес к деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею. Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют активность каждого ребенка.

Развитие и обучение малышей происходит в специально организованных играх и занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие.

Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:

• образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей, по подгруппам: число участников 6-8 детей;

• длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания;

• важно повторение занятий, действия, умения – знания, приобретенные ребенком, становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; или один и тот, же материал, но меняется задание.

Педагоги дошкольного учреждения в своей воспитательной деятельности руководствуются ФГОС ДО, который определяет основные направления развития дошкольников: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.

Конкретными направлениями работы педагогического коллектива с детьми раннего возраста являются :

1) развитие познавательных способностей;

2) развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;

3) развитие представлений об окружающем мире;

4) развитие речи;

5) развитие мелкой моторики;

6) развитие творческих способностей;

7) развитие сенсорных ощущений;

8) развитие двигательной активности;

9) развитие музыкального слуха и ритма.

Таким образом, современное положение детей раннего возраста в нашей стране свидетельствует о чрезвычайной важности активной социально-педагогической защиты и поддержки раннего детства и о том, что она требует высокой квалификации педагогов.

Публикации по теме:

Из опыта работы с детьми раннего возраста «Знаем, знаем, да, да, да, где здесь прячется вода»Из опыта работы с детьми раннего возраста «Знаем, знаем, да, да, да, где здесь прячется вода» Вода является источником жизни на земле. Ребенок знакомится с водой с самых первых дней жизни. Играя дома с водой, малыш получает массу.

Циклограмма работы воспитателя совместно с детьми средней группы 4–5 лет [/h3]ПОНЕДЕЛЬНИК][/h3] 1 половина дня 1. Прием детей 2. Д/игры ознакомление с окружающим миром 3. Индивидуальная работа по развитию мелкой.

Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки»Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения. Тема: «Вот.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Наши уголки уединения. Из опыта работы с детьми раннего возрастаНаши уголки уединения. Из опыта работы с детьми раннего возраста Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Всем известно, что дети находясь в детском саду, иногда нуждаются в укромном уголке, где.

Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособиеОрганизация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных.

Планирование на второй день сентября воспитательно-образовательной работы воспитателя с детьми 4–5 лет (средняя группа) ВТОРНИК 1 половина дня Прием детей на улице, беседы с родителями о здоровье детей, обсуждение с детьми о проведенном времени дома. Проведение.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Специфика работы воспитателя с детьми раннего возраста
Опубликовано: 21 октября 2021 в 20:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика работы воспитателя с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Князева (УИ 1880047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД