Получи документы

Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений

Анастасия Исайко
Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений

Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений

Актуальной проблемой, затрагивающей биологию, медицину, педагогику и психологию, является феномен сенсомоторной асимметрии человека, её влияние на развитие и процессы адаптации. Исследования различных авторов демонстрируют связь готовности ребенка к школе со степенью сформированности параметров асимметрии. Эти параметры влияют на особенности и успешность когнитивной, речевой и учебной деятельности.

Публикация «Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений» размещена в разделах

Анализ научной литературы демонстрирует высокую степень заинтересованности в проблеме латеральности и межполушарной асимметрии не только в рамках физиологической науки, но и психологической. Таким образом работы Куликова В. Ю., Антроповой Л. К., Козловой Л. А., 2010; Найдановой Г. Е. и Брызгловой С. О., 2014; Акимовой Л. Н., 2015; Горбачева М. Н. ,2006; Серебиной Л. Ф. ,2016 имеют психофизиологический характер и выявляют связи между физическими и психическими детерминантами, определяющими индивидуальность каждого из нас.

Весьма часто в общественном мнении есть представление, что по количеству левых или правых признаков в сенсорной и моторной сфере можно предсказать психологические особенности человека. Однако это представление развенчано еще в конце 20 столетия. Все чаще получаются данные о том, что в начальной школе тяжелее всего учиться детям, у которых сенсорная и моторная сфера относятся к разным полушариям. Анализ этого явления и явился целью нашего исследования.

Индивидуальный латеральный профиль представляет собой сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Количество сочетаний всех признаков асимметрий чрезвычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого ребенка, что, в свою очередь, влияет на его стиль обучения.

Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду присущее только каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий — симметрии [2].

Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное мышление.

В нем представлена образная модель мира, разбитая на отдельные элементы. В памяти левого полушария хранятся осознанные стереотипы и социальная система значимостей. Кроме того, оно выполняет последовательные функции. Аудиальное (слуховое) восприятие информации является ведущим у левополушарных людей» [5].

Правое полушарие отвечает за конкретно-образный характер познавательных процессов, наглядно-образное мышление. Правое полушарие, в отличие от левого, формирует целостный и многообразный контекст на основе множества противоречивых связей. В процессах обучения правое полушарие реализует механизмы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза). [3]

В любой деятельности участвует оба полушария. Различна только доля участия каждого полушария у человека. За передачу информации из одного полушария в другое осуществляет мозолистое тело. Оно созревает на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому в тех видах деятельности, в которых необходимо плотное взаимодействие полушарий (письмо, чтение и т. д.) дети с распределенными латеральными показателями могут быть менее успешными и требовать особого внимания. Для дифференцированного подхода к обучению детей с разными латеральными профилями необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления в зависимости от распределения функций по полушариям.

При нормальном развитии профиль индивидуальной латерализации должен сформироваться к 7—8-летнему возрасту (его несформированность в этом возрасте может свидетельствовать об отклонении или отставании в развитии, в том числе о ЗПР) [4].

С помощью проб, наиболее принятых в литературе (Николаева, 2009) были изучены латеральные предпочтения в сенсорной и моторной сферах у детей.

Мы провели исследование 10 детей подготовительной группы, обучающихся в ГБДОУ №60 Центрального района. Среди респондентов 3 мальчика и 7 девочек. Методика показала, что 90% респондентов имеют смешанный латеральный профиль и 10% правый (один человек).

Статистика индивидуальных латеральных профилей руки – 80% смешанный тип, 20% правый профиль; ноги – 60% смешанный, 40% правый; глаза – 50% смешанный, 10% левый, 40% правый тип; уха – 70% смешанный, 20% левый и 10% правый тип.

Двое детей имеют кросс-латеральный тип, при котором индивидуальные профили по разным показателям (глаз, ухо) противоположны (правый/левый). Это использование противоположных сторон при решении одной задачи. У таких детей будет возникать больше сложностей в обучении, поскольку не созревшее мозолистое тело с большим трудом передает информацию из одного полушария в другое.

Литература

1. Акимова Л. Н. Диагностика индивидуального профиля латеральной организации индивида: методические рекомендации / Составитель Л. Н. Акимова [Электронное издание], 2015.

2. Горбачев М. Н. Психологические и психофизиологические особенности восприятия времени людьми с различным профилем латеральной организации головного мозга [Электронный ресурс] : Дис. канд. психол. наук, Ростов-на-Дону, 2006.

3. Куликов Вячеслав Юрьевич, Антропова Людмила Кондратьевна, Козлова Лариса Анатольевна Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации // JournalofSiberianMedicalSciences. 2010. №5.

4. Найданова Галина Евгеньевна, Брызгалова Светлана Олеговна Особенности межполушарной асимметрии у детей с задержкой психического развития // Специальное образование. 2014. №1.

5. Сербина Л. Ф. Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2016. №XII.

Публикации по теме:

Дидактические логоигры для старших дошкольников ДАТА:___ ТЕМА: Дидактические логоигры для старших дошкольников. Дидактические игры - одно из основных средств развития познавательных.

Методика «Рукавички» для старших дошкольников (Г. А. Цукерман) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Обучение грамоте старших дошкольников Обучение грамоте старших дошкольников. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это.

Консультация для родителей «Особенности детей по типам активности» Биоритмы малыша: «сова», «жаворонок» или «голубь»? Все малыши, как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Кто-то может.

Особенности развития и специфика исследования мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ .

Программа по семьеведению для старших дошкольников СЕМЬЕВЕДЕНИЕ Старший дошкольный возраст. Воспитатель: Филатова Е. А. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Цели: – разностороннее.

Речевки, побудки для старших дошкольников Речёвки, побудки для старших дошкольников. *** Открывайте, дети, глазки! Детский сад «В гостях у сказки» Ждёт вас всех скорей играть, Улыбнулись.

Специфика музыкальной деятельности с детьми логопедических групп Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной.

Специфика связного речевого высказывания дошкольников с III уровнем речевого развития В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая.

Консультация «Специфика здоровьесберегающей среды» Специфика здоровьесберегающей среды Одной из задач образовательной программы, реализуемой в МДОУ, является охрана и укрепление физического.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений
Опубликовано: 23 ноября 2019 в 16:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД