Лучший педагог года

Список артикуляционных упражнений для дошкольников

Волкова Евгения
Список артикуляционных упражнений для дошкольников

Забор

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Что-бы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук "и") Удерживать в таком положе-нии губы под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

Публикация «Список артикуляционных упражнений для дошкольников» размещена в разделах

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнуты губах опускать и подни-мать только нижнюю губу. Сначала упражнение можно проводить так : положив палец под нижнюю гу-бу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Трубочка.

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (нахо-дящейся на расстоянии1,5 - 2 см от губ).

Сделать язык широким (лопаточка).

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбаться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуть к упражнению "наказать непослушный язык".

Наказать непослушный язык (про тесто).

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка удержать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его гу-бами, произносить звук "пя - пя - пя".Удерживать широкий язык в спокойном положении приоткрытом рте под счет от одного до 5 - 10.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выходе. Следить, чтобы ребенок не задержи-вал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет откланяться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Киска сердится.

Цель. Формирование умения удержать язык в положении необходимом для постановки звука [с].

Описание. Улыбнуться, открыть рот, передний край широкого языка приклеить за нижние зубы, удер-живать в таком положении под счет от 1 до 10 5 - 10 раз.

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были в улыбке.

2. Следить, чтобы рот не закрывался.

3. Следить, чтобы приклеенный язык не вываливался вперед и находился в спокойном положении.

Чашечка.

Цель. Укреплять боковые края языка, вырабатывать верхний подъем языка и умение удерживать язык в форме чашечки.

Описание. Губы вытянуть в "широкую" трубочку, рот открыть достаточно широко и язык сделать в форме чашечки (ковшика, удерживать язык в форме чашечки под счет от 1 до 10 5 - 10 раз.

Методические указания.

1. Следить, чтобы рот не закрывался.

2. Следить, чтобы губы находились в положении широкой трубочки, боковые края языка приподняты вверх, язык не касается нижних зубов и нижней губы.

Почистим зубы.

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Часики.

Цель. Укреплять боковые края языка.

Описание. Приоткрыть рот улыбнуться высунуть язык вперед и выполнить им движение от левого угла рта к правому и наоборот, соблюдая ритм маятника (тик - так).

Методические указания.

1. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Язык должен касаться углов рта.

3. Язык должен двигаться над верхней губой, не касаясь ее и нижних зубов, а так же, не уходя в глубь рта.

Вкусное варение.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка близкое к фор-ме чашечки, которое он понимает при произнесение звука "ш".

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык на верх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются краев рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Грибок.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка его – ножку).

Методические указания.

1. Следить чтобы губы были в положение улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опус-каться.

3. При повторение упражнения надо открывать рот шире.

Гармошка.

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и от-крывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка0, губы находят-ся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были не подвижны.

2. Открывать и закрывать рот удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Орешек.

Цель. Укреплять боковые края языка и мышцы губ.

Описание. Губы плотно сомкнуты, зубы приоткрыты, выполняем движения языком, в результате кото-рых, язык поочередно упирается то в левую, то в правую щеку, темп выполнения умеренный (1 – 2 мин.).

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы не размыкались, и язык с силой упирается в щеку, выпячивая ее в сторону.

Индюк.

Цель. Вырабатываем подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким перед-нем краем языка по верхней губе вперед и назад, стараюсь не открывать языка от губы – как бы погла-живая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед – назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Пароход гудит.

Цель. Выработать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы» (как гудит пароход).

Методические указания.

1. Следить, чтобы корень языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Насос.

Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука «с». (Язык находится за нижними зубами, струя воз-духа холодная).

Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук «с» (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратите внимание на то, что при произнесение звука «с» язык находится за нижними зу-бами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

Барабанщики.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнутся, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д» : д-д-д. Сначала звук «д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлопающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она не будет откланяться.

Слоник.

Цель. Тренировать мышцы губ.

Описание. Зубы сомкнутые, губы вытягиваются в длинный «хоботок» и выполняются причмокивающие движения, как бы слоник пьет.

Методические указания.

1. Следить, чтобы зубы были сомкнуты, губы сомкнуты и, как можно больше, вытянуты вперед (1 – 2 мин.).

Открой окошко.

Цель. Вырабатывать умение широко открывать рот.

Описание. Открыть рот и удерживать его широко открытым под счет от 1 до 10 5-10 раз.

Методические указания.

1. Следить, чтобы рот не закрывался.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине язы-ка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не звук «х», т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Надуем шарик.

Цель. Укреплять мышцы губ и щек, развивать речевое дыхание.

Описание. Губы плотно сомкнуты, зубы приоткрыты, воздух из легких уходит в щеки и не выходит наружу, щеки надуваются как «воздушный шарик» и удерживается в этом положении под счет от 1 до 10 5-10 раз.

Фокус.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воз-душную струю по середине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была не подвижна.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; по середине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Пощелкать кончиком языка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цо-кает копытами).

Методические указания.

1. Укрепление сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться: работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивать не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «При-клей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкать кончиком языка.

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесение звука «Л».

Описание. Ребенок производит те же движения что и в «лошадке», только беззвучно.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были не подвижны, упражнение выполняет только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3. Кончик языка упирается в неба за верхними зубами, не высовываясь изо рта.

Загнать мяч в ворота.

Цель. Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ре-бенком, загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Качели.

Цель. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерно-го для произнесения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять ши-рокий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Маляр.

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения язы-ком вперед – назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должна быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвига-ется вперед, и не высовывался изо рта.

Приклей конфетку.

Цель. Укрепить мышцы языка, отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкой кончик языка на нижнюю губу, на самый край языка положить тонкий кусочек ириски. Приклеить кусочек конфетки к небу за верхние зубы.

Методические указания.

1. Работает только язык.

2. Нижняя челюсть не подвижна.

3. Рот открыт не шире чем 1,5 – 2 см.

4. Если нужна челюсть участвует в выполнение движения, можно поставить чистый указательный па-лец ребенка с боку между коренными зубами.

5. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Физическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухеФизическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухе Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Вырастить.

Картотека артикуляционных упражненийКартотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето»Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето» Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме лето Упражнения на координацию речи с движениями, помогут.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Перспективное планирование релаксационных упражнений для старших дошкольников Сентябрь 1 неделя. «Спящий котёнок». Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение).

Самомассаж лица и артикуляционных органовСамомассаж лица и артикуляционных органов На протяжении многих веков китайские целители учились бороться с болезнями, не прибегая к помощи лекарственных средств. Одним из таких методов.

Список художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителямСписок художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителям Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком,.

Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке»Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке» Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке» Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Список артикуляционных упражнений для дошкольников
Опубликовано: 10 октября 2021 в 17:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД