Папки-передвижки

Становление лексико-грамматического строя и связной речи у детей с нормативным развитием

Ольга Валерьевна Аксёнова
Становление лексико-грамматического строя и связной речи у детей с нормативным развитием

Процессы становления лексико-грамматического строя и развития связ-ной речи тесно взаимосвязаны. Они являются достаточно длительными (на протяжении всего дошкольного детства, постепенными, обусловленными раз-витием мышления, общения и деятельности ребенка.

Лексико-грамматический строй языка включает в себя словарь и его вер-ное использование (грамматический строй). Словарь имеет два параметра: ко-личественный (объём словаря) и качественный (семантическое его содержа-ние). Под словарем понимают слова (главные лексические единицы речи, обо-значающие предметы, действия, явления, состояния, признаки окружающей действительности. Принято разделять активный (продуктивный) и пассивный (рецептивный) словарь. К активному словарю относятся все слова, которые ре-бенок свободно использует в своей речевой продукции. Пассивный словарь со-стоит из слов, которые ребенок знает и понимает, но в своей спонтанной речи не использует.

Публикация «Становление лексико-грамматического строя и связной речи у детей с нормативным развитием» размещена в разделах

Активный словарь детей включает в себя общеупотребительную лексику, а также ряд специфических слов, постоянное использование которых вызвано условиями их жизни. Чем больше опыта общения и деятельности получает ре-бенок, тем быстрее происходит развитие его словаря.

Особенности становления словаря в детском возрасте представлены в ра-ботах А. Н. Гвоздева, Е. А. Аркина, Е. Ф Архиповой и других. При норматив-ном развитии усвоение ребенком лексических средств языка начинается с са-мых первых дней. Около двух месяцев у младенца появляются отчетливо арти-кулируемые звуки - гуление, являющееся первым опытом общения ребенка с матерью и достигающее максимума к трем месяцам. Далее следует стадия предречевых вокализаций – лепет, представляющий собой «предречь». И, на-конец, наступает переход от лепета к словесной речи, от дознакового общения к знаковому [12].

Е. Ф. Архипова отмечает, что в начальной лексике детей преобладают ле-петные слова и звукоподражательные комплексы. Постепенно они переходят к нормативным словам. По данным автора (со ссылкой на Е. А. Аркина, дети с нормативным развитием, в зависимости от возраста, имеют в активном словаре: 1 год – 9 слов, 1 год 6 месяцев – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 месяцев – 1110 слов, 4 года – 1926 слов. К возрасту 6-7 лет активный словарный запас на-считывает около 4000 слов. Такое увеличение словарного запаса обусловлено ростом опыта речевого общения, закреплением навыков словообразования раз-личными способами, усвоением предметного, глагольного словаря и словаря признаков [5].

Качественный состав активного словаря дошкольников, согласно иссле-дованиям А. Н. Гвоздева, развивается следующим образом.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, служащие обозначению предметов ближайшего окружения. По Е. С. Кубряковой, этот период называется этапом «прямой референции». В ходе дальнейшего развития значения слов отмечается явление «сдвинутой референ-ции», характеризующееся перенесением названия одного предмета на другие в связи с выделением их похожих признаков. В ходе речевой деятельности дети уточняют значение некоторых слов, усваивают новые слова, чем сужают гра-ницы так называемого «растяжение значения слова». На третьем году к словам, обозначающим предметы, добавляются слова, обозначающие действия с пред-метами и их признаки. К четырем годам детский словарь пополняется назва-ниями предметов, с которыми дети сталкиваются в быту и их некоторыми фи-зическими качествами. Появляется способность обозначать одним словом группу одних и тех же предметов. В пять лет детьми активно используются на-звания предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, пред-меты обихода, овощи, фрукты, различные материалы. На шестом году жизни в словаре детей появляются слова, обозначающие дифференцированные по сте-пени выраженности качества и свойства предметов. А также формируются ви-довые и родовые понятия. К семи годам активный словарь дошкольников обо-гащается антонимами и синонимами, а также самостоятельно образованными сложными словами [12].

Количественное и качественное развитие словаря детей тесно связано со становлением их грамматического строя речи. Под грамматическим строем по-нимается определённая система взаимодействия слов между собой в словосоче-таниях и предложениях на морфологическом и синтаксическом уровнях. Мор-фологический уровень предполагает навык владения приемами словоизменения и словообразования. Синтаксический уровень предусматривает навык состав-ления предложений и грамматически верного употребления слов в словосоче-таниях и предложениях [4].

А. Н. Гвоздев выделяет три периода становления грамматического строя речи у детей с нормативным развитием :

1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней. Возрас-тные границы периода от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. Данный период состоит из двух этапов: 1) этап однословного предложения; 2) этап предложе-ний из нескольких слов – корней.

На первом этапе, длящемся с 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев, ребе-нок использует в своей речи в роли предложений только отдельные слова, на-пример, пить, есть, гулять. В его активном словаре присутствует лишь неболь-шое количество слов, обозначающих его потребности и просьбы. А также зву-коподражаний и слов, обозначающих названия знакомых ему лиц и предметов. Данные слова не имеют какой-либо грамматической формы и являются аморф-ными словами – корнями, использующимися в разных ситуациях одинаково, без какого-либо изменения [12].

Второй этап первого периода длится с 1 года 8 месяцев до1 года 10 меся-цев. В этом возрасте дети в своей речи используют предложения, состоящие уже из двух-трех слов-корней. При этом грамматическая связь между словами отсутствует, их объединение в предложение происходит за счет интонации. Слова продолжают использоваться ребенком в неизменяемой форме. В основ-ном это существительные в именительном падеже единственного числа. Что касается глаголов, то в этом возрасте они используются детьми либо в неопре-деленной форме, либо в форме второго лица, единственного числа, повелитель-ного наклонения [12].

2. Период усвоения грамматической структуры предложения. Он включа-ет в себя три этапа и длится от 1 года 10 месяцев до 3 лет.

На первом этапе с 1 года 10 месяцев до 2 лет 1 месяца наблюдается фор-мирование первых форм слов. Дети начинают использовать в своей активной речи разные формы одних и тех же слов. Первыми грамматическими формами существительных выступают формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончаниями – [и], [ы]. А также формы винительного падежа, с окончанием – [у]. Позже начинают применяться формы родительного падежа с окончанием [ы]. Первыми употребляемыми грамматическими форма-ми глаголов становятся формы повелительного наклонения 2 лица, единствен-ного числа и 3 лица, единственного числа, настоящего времени [12].

К двум годам в активном словаре ребенка начинают появляться прилага-тельные. В основном они используются в форме именительного падежа муж-ского или женского рода, но без согласования с именами существительными. Именно на первом этапе второго периода появляются первые грамматические отношения между словами: согласование имен существительных в форме име-нительного падежа единственного числа с глаголами изъявительного наклоне-ния. При этом в речи детей присутствует большое количество аграмматизмов, что является возрастной нормой. Следует отметить, что важным моментом данного этапа является увеличение структуры предложения. В активной речи детей появляются предложения из трех и даже четырех слов [12].

Второй этап второго периода является этапом применения системы флек-сий для выражения связей слов. Его протяженность от 2 лет 1 месяца до 2 лет 6 месяцев. Этап характеризуется частыми заменами одних флексий другими, но в пределах одного грамматического значения. А также использованием беспред-ложных форм родительного, винительного, творительного падежей имен суще-ствительных, дифференциацией единственного и множественного числа глаго-лов изъявительного наклонения, усвоением изменения глаголов по лицам (за исключением 2 лица множественного числа). Кроме того, дети начинают раз-личать формы настоящего и прошедшего времени, но в прошедшем времени еще наблюдается смешение форм мужского, женского и среднего рода. Слово-изменение прилагательных продолжает оставаться не усвоенным. Их согласо-вание с существительными чаще всего происходит с ошибками. Во множест-венном числе верно применяются только прилагательные в именительном па-деже.

На данном этапе детьми уже усвоены личные местоимения, начинают по-являться определенные семантические предлоги (в, на, у, с). Однако примене-ние этих предлогов не всегда верное, чаще наблюдаются их замены и смешение окончаний. Структура предложения продолжает развиваться, они уже могут со-стоять из 5-8 слов и быть сложными. Изначально эти сложные предложения бессоюзные, но со временем дети начинают пользоваться сложносочиненными предложениями с союзами [12].

На третьем этапе второго периода, длящемся с 2 лет 6 месяцев и до 3 лет, происходит усвоение служебных слов для выражения синтаксических отноше-ний. С этого момента дети начинают выражать лексико-грамматическое значе-ние при помощи предлогов и флексий. Простые предлоги и большинство сою-зов употребляются в речи детей верно, при употреблении сложных предлогов (из-за, из-под и т. д.) наблюдаются аграмматизмы. Также продолжается усвое-ние детьми правил дифференциации морфологической системы склонения имен существительных: усваиваются падежные окончания множественного числа. Активно развивается использование сложносочиненных и сложноподчи-ненных предложений. Активный словарь обогащается большим количеством служебных слов. Но, несмотря на то, что детьми данного возраста усваивается большое количество грамматических форм, полноценное усвоение ими морфо-логической системы языка начинается только в третьем периоде [12].

3. Период усвоения морфологической системы начинается с трехлетнего возраста и длится до 7 лет. К четырем годам у ребенка продолжается накапли-вание активного словаря, он уже насчитывает более 1900 слов. Также происхо-дит развитие глагольного управления и закрепление согласования имен прила-гательных с именами существительными. Предложения становятся более рас-пространенными, в них используются сложные союзы. Случаи неподвижного ударения при словоизменении практически уходят из детской речи и могут ос-таваться только нарушения чередования в основах глаголов [12].

К пятилетнему возрасту дети с нормативным развитием уже умеют верно использовать в своей речи существительные и прилагательные во всех падежах в единственном и множественном числе. А также усваивают формы согласова-ния имен существительных с именами прилагательными трех родов и с числи-тельными в именительном падеже.

В возрасте шести-семи лет дети овладевают лексико-грамматическими конструкциями и свободно пользуются ими. Ошибки в согласовании слов встречаются уже гораздо реже. Именно в это время происходит качественный скачок в расширении словарного запаса, активно развиваются навыки словооб-разования и словоизменения, формируются навыки морфолого-синтаксического оформления предложений.

К восьми годам усваиваются типы склонений и спряжений русского языка, постепенно исчезают случаи их смешения. В этом периоде раньше усваиваются окончания; позднее — грамматические значения, затем — чередования, возни-кающие при образовании словоформ.

Как уже отмечалось, становление связной речи неразрывно связано с ов-ладением лексико-грамматическими средствами языка. Оно становится воз-можным только при обладании ребенком необходимым объемом активного и пассивного словаря и сформированности его грамматической стороны речи.

Характеристики связной речи и особенности ее становления представле-ны в ряде трудов языковедческой, психолингвистической и психологической методической литературы (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Л. А. Введенская и др.).

По мнению Л. А. Введенской, под связной речью следует понимать «та-кую форму речевой деятельности, которая характеризуется последовательно-стью и систематичностью развернутого изложения и которая может быть рас-членена на законченные самостоятельные части» [9, с. 47]. Выполняя свою ос-новную – коммуникативную функцию, связная речь осуществляется в двух ос-новных формах – диалоге и монологе [9].

Диалог – это форма связной речи, при которой происходит обмен репли-ками между собеседниками. Реплики отличаются краткостью и относительной простотой их синтаксического построения, но при этом связаны между собой единой темой разговора [28]. Монолог – одна из форм связной речи, представ-ляющая собой развернутое высказывание одного лица, не рассчитанное на от-ветную словесную реакцию собеседника [28].

В современной интерпретации лингвистов «связная речь» заменяется по-нятием «текст». Текст отличается от других типов речи следующими компо-нентами: общая тематика, смысловое и структурное единство, грамматическая связность, цельность и композиционная завершенность [17]. Связность текста обеспечивается: смысловыми связями между элементами рассказа; логически-ми и грамматическими связями между предложениями; связью между частями (членами) предложения; законченностью смыслового выражения (Н. И. Кузина, Т. А. Ладыженская, Л. А. Долгова и др.) [16].

Согласно исследованиям А. А. Алмазовой, признаками связности текста выступают : «грамматическое единство (использование единой глагольной формы, коммуникативное единство («модальность», фонетическое единство (интонация, стилистическое единство, семантические сигналы начала, про-должения, окончания текста» [2, с. 12].

Любой текст должен иметь вступление (зачин, основную часть и заклю-чение. Трехчастность структуры текста была экспериментально доказана А. С. Штерн: «начало – середина – конец» является универсалией любого дискурса» (Мурзин, Штерн 1991: 117).

Предпосылки становления связной речи при нормативном развитии за-кладываются уже на первом году жизни ребенка в процессе его естественного эмоционального общения с взрослыми. В ходе понимания, сначала очень про-стого, начинает развиваться речевая активность детей [1]. К концу второго года жизни развивается примитивная фразовая речь. С трех лет, по наблюдениям Н. В. Макаровой, значительно повышается потребность детей в общении. Они на-чинают использовать диалогическую форму речи. После трех лет, как указыва-ет Г. В. Чиркина, дети с нормальным речевым развитием способны свободно общаться между собой и с взрослыми при помощи грамматически правильно построенных простых предложений и некоторых видов сложных предложений с использованием союзов и союзных слов.

К четырем-пяти годам начинается активное становление диалогической и монологической связной речи ребенка, связанное, по мнению Д. Б. Эльконина, с переходом от ситуативной речи к контекстной. В этом возрасте дети уже мо-гут строить связные высказывания различных типов (описание, повествование, позже - рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него [34]. При этом, как считает М. А. Алексеева, формирование диалогической и монологи-ческой форм связной речи в данный возрастной период происходит одновре-менно. Это проявляется в том, что ребенок уже умеет пересказывать сказки и короткие рассказы, самостоятельно строить связный рассказ по картинкам. А также активно общается с окружающими, может инициировать, поддерживать какое-то время и заканчивать диалог, способен участвовать в коллективной бе-седе, отвечая на вопросы взрослого и сам, задавая их, если ему что-то непонят-но. Несмотря на то, что речь осуществляется в форме диалога, она имеет замет-ный ситуативный характер.

К шести-семи годам употребление ситуативной речи значительно сокра-щается. С возникновением в старшем дошкольном возрасте новых видов дея-тельности, новых отношений с взрослыми у ребенка появляется форма речи со-общение, в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило без прямого контакта с взрослым.

Вместе с формированием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в построении собственного плана рассуждений по вопросу способа выполнения практических действий. Возникает потреб-ность в речи, которая понятна из самого речевого контекста связной контекст-ной речи. Переход к ней устанавливается наличием усвоенных грамматических форм развернутых высказываний [1].

Параллельно происходит усовершенствование монологической формы речи как в отношении ее содержания, так и в плане улучшенных речевых воз-можностей ребенка, самостоятельности и степени его участия в ходе непосред-ственного общения.

Т. Б. Филичева отмечает, что старшие дошкольники подробно и последо-вательно рассказывают об увиденном или услышанном, умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи и на этой основе в своих высказыва-ниях объяснять причину и следствие. А Т. А. Ткаченко, что их реплики в диало-ге начинают походить на короткие рассказы.

Таким образом, при нормативном развитии дети к окончанию дошколь-ного возраста имеют весьма развитый словарь, в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка, навыками построения связных выска-зываний.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Становление лексико-грамматического строя и связной речи у детей с нормативным развитием
Опубликовано: 16 июня 2022 в 08:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД