Ирина Дурнайкина
Статья
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей младшего дошкольного возраста
эмоционально-положительного отношения
к неживой природе через организацию наблюдений
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
Публикация «Статья» размещена в разделах
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.
Познавая, ребенок осваивает представление о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования (Кондратьева Н. Н (1986, Логинова В. И (1984, Николаева С. Н (1980, Саморукова П. Г (1980, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески принимать полученные знания и умения в повседневном общении с природой.
Каковы же взгляды к проблеме развития эмоционально-положительного отношения к природе детей дошкольного возраста?
Е. Н. Водовозова указывала на значение ознакомления, общения детей с природным окружением для их нравственного, этического развития. Однако одним из первых фундаментальных исследований в данной области является исследование В. Г. Грецовой (1971 г). Данное исследование посвящено изучению проблемы воспитания у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе. Автор исследования констатирует факт частого рассогласования знаний о правилах поведения в природе, имеющихся у детей и истинными поведенческими проявлениями. Автор говорит о необходимости создания методики воспитания на основе полученных детьми знаний положительного отношения к миру природы, выражаемого деятельности по ее охране. Под положительным отношением к природе, исследователь понимает «деятельную любовь», которая опирается на знания, способствующие формированию соответствующего поведения. Компонентами этого поведения являются: активный интерес к природе и стремление как можно больше узнать о ней; наличие знаний, умений и желания применить приобретенные знания на практике в уходе за животными и растениями, в охране природы.
Проведенное автором исследование показало, что основой формирования положительного отношения детей к природе является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоционально-положительного отношения к природе, знаний и полезной деятельности детей опирающейся на них. Большое значение, по мнению автора, имеет осознанность получаемой информации о мире природы детьми и осмысленность действия, производимых с объектами природы. Достичь этого возможно, как показало исследование, в результате комплексного исследования наглядных, словесных и практических методов в природоведческой работе с детьми. По мнению Фокиной (1996, нравственные становления дошкольников очень тесно связано с формированием у них гуманного отношения к миру природы. Ребенок дошкольник должен осознавать ценность любого проявления жизни, стремиться защитить и сберечь природу. Автор отмечает, что основу гуманного отношения к природному окружению составит осознание каждым малышом взаимосвязи «Человек-природа», осознание того, что забота о природном окружении это не что иное, как забота о себе самом, забота о человеке. Автор указывает на необходимость учета таких специфических возрастных особенностей детей дошкольного возраста, как впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. У детей необходимо воспитывать такие качества как сочувствие, сострадание, сопереживание всему живому.
Основное содержание знаний детей младшего дошкольного возраста усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада. Наблюдение – основное средство познания природы. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. На наш взгляд, поддерживая и развивая этот интерес, можно воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь. Если мы приучим детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками, находить новое в уже известном, виденном.
Таким образом, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в дошкольном возрасте возможно сформировать у детей и систему знаний, представлений о мире природы, «обеспечить» детей арсеналом необходимых умений и навыков взаимодействия с окружающей действительностью, и систему ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако как показывает практика, реализовать эти задачи непросто.
Разработанная нами система работы направлена на реализацию одной из этих задач. В данной работе представлен опыт по развитию эмоционально-положительного отношения к неживой природе через наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 3-4 –Х ЛЕТ С ЯВЛЕНИЯМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ЭМОИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 3-4 –Х ЛЕТ К НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
ЗАДАЧИ:
1. Знакомить детей с явлениями неживой природы, их свойствами и качествами. Подводить детей к пониманию связи между явлениями неживой и живой природы.
2. Развивать интерес к объектам неживой природы.
3. Воспитывать осмысленное отношение к объектам неживой природы, потребность в общении с природными объектами.
НАИМЕНОВАНИЕ БЛОКА:
ОСЕНЬ
НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА НЕЖИВЙ ПРИРОДЫ
НАБЛЮДЕНИЯ Игры Опыты Прогулки, экскурсии Развлечения, праздники Ознакомление с
художественной литературой Работа с родителями
СОЛНЦЕ
1. Наблюдение за солнцем: стало светить меньше.
2 Рассматривание осеннего неба. В пасмурную погоду- темное; в солнечную- ясное.
3 Золотая осень. Обратить внимание детей на то,что в начале осени еще много теплых дней. В конце осени солнечных дней мало, на улице холодно. Дни становятся короче.
4 Определение состояния погоды по одежде людей.
«Солнышко и дождик» «Интересное рядом», «Хмурый денек» Загадки об осенних явлениях неживой природы
ВОЗДУХ
Углубление знаний детей о свойствах воздуха: легкий, прозрачный, не имеет запаха. Ветер- это движение воздуха.
1. Наблюдение за облаками в ветреную погоду (почему они плывут, за качающимися деревьями, за летящими листьями.
2. Продолжать знакомство с понятием «листопад».
3. Наблюдение за ветром: в начале осени он прохладный, в конце- холодный. Ветер бывает сильный, порывистый. Обратить внимание детей на то, что от сильного ветра на лужах появляется рябь. Организовать наблюдение за ветром в поле,в парке. Учить детей определять силу ветра по растениям, деревьям. Слушание шума ветра.
4. Рассматривание неба: осенью оно бледное, серое.
5. Наблюдение за тучами. Если на небе тучи- идет дождь. «Догони нас ветерок», «Листопад». Игры с вертушками, султанчиками; пускание корабликов, самолетиков «Листья желтые летят». «Листопад». Консультация «Игры-эксперименты для детей младшего дошкольного возраста».
ВОДА
1. Слушание «песен» дождя.
2. Наблюдение за дождем, за струйками воды, стекающими по стеклу.
3. Рассматривание луж, образующихся после дождя, ручейков, бегущих по дорожкам.
4. Отметить, что осенью часто идут холодные дожди. После дождей часто сохраняются лужи. На песчаной почве луж почти нет, а на глинистой их много.
5. Углубление знаний о свойствах воды: от холода она замерзает и превращается в лед. Организация длительного наблюдения за водоемом.
6. Первый снег. В конце осени может выпасть первый снег, но днем он растает. По утрам бывают заморозки.
«Туча, туча» Наблюдение за испарением воды в разных условиях (конденсация пара) «Дождик, дождик» «Праздник первого снега» 1. Закличка»Дождик, дождик убывай»
2. И. Токмакова «Туман»,Э. Чумичева «Первый снег». Папка-передвижка
«Удивител ьное рядом»
ЗИМА СОЛНЦЕ
1. Изменения в природе: сильное похолодание, солнце светит тускло. В конце зимы оно начинает светить ярче, его лучи переливаются, отражаясь на снегу.
2. Изменения в одежде людей.
Определение свойств снега и льда. Наблюдение за льдом и снегом в теплой среде. Сказка «Заюшкина избушка». Загадки о зиме и явлениях неживой природы. Рекомендации:
«Ах, ты зимушка-зима!»
ВОЗДУХ
Определение температуры воздуха в теплые, прохладные и морозные дни (по выдыхаемому пару).
1. Отметить, что воздух зимой чистый, свежий, морозный.
2. Наблюдение в ветреную погоду за поземкой, метелью, небом, облаками, тучами. 1. «Два Мороза», «Зайке холодно зимой», «Снег кружится» Определение состояния погоды (по дыханию, ленточкам, деревьям, ветреный или безветренный день «Мороз-художник» Э. Чумичева «Метель», «Иней»
ВОДА
1. Наблюдение за снегопадами, метелями. Обратить внимание на то, что в теплую погоду снег влажный, липкий, в морозную – сухой, твердый.
2. Наблюдение за снежинками в тихую погоду. Рассматривание их через лупу.
3. Наблюдение за капелью. Отметить в какую погоду появляются сосульки.
4. Рассматривание узоров на окнах (в какую погоду они появляются)
5. Свойства льда. Когда появляется лед на реках?. Отметить, что лед прозрачный, скользкий, от тепла он тает. По льду можно кататься.
Дидактическая игра «Найди похожую снежинку» 1. Превращение воды в лед.
2. Изготовление цветного льда. «В гости к снеговику»,
«Снежинки – белые пушинки» «Снежная сказка» Закличка
«Морозушка – мороз»
М. Розина «Снежинки»
ВЕСНА СОЛНЦЕ
1. Изменения в природе: весной больше света и тепла, лед и снег тают, дни становятся длиннее, а ночи короче.
2. Наблюдения за небом: оно яркое и голубое.
3. Наблюдение за таянием снега и льда. «Солнце выгляни в оконце» Определение свойств снега в теплые и холодные дни «К нам весна шагает» «Солнце ласково смеется»,
«Цвети земля чудесная» Загадки о весенних явлениях неживой природы Папка-передвижка «Весенняя капель»
ВОЗДУХ
1. Наблюдение за ветром: в начале весны дует холодный ветер, часто бывают туманы. Определение температуры воздуха по выдыхаемому пару Игры с султанчиками, вертушками «К нам весна шагает» Заклички
«Гром, гром.»,
«Тучи, тучи.»,
«Туман, туман.»
Список использованной литературы
1. Воспитательная система «Маленькие россияне» /ред. Т. И. Оверчук. -М. : «Мозаика – Синтез», 2004
2. Каменева Л. А. «Как познакомить дошкольников с природой». –М. : Просвещение, 1983.
3. Комратова Н. Г. «Мир в котором я живу», - Н. Новгород, 1998.
4. Лучич М. В. «Детям о природе». –М. : Просвещение, 1989.
5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие /под. ред. П. Г. Саморуковой. – М., 1991.
6. «Мы» - Программа экологического образования детей /Н. Н. Кондратьева и др. – Спб: «Детство-пресс», 2000.
7. Никитина Э. Природа как средство воспитания. /Дошкольное воспитание, 1983, №7
8. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. /Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М., «Новая школа», 1993
9. Серебрякова Т. А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте» - Н. Новгород, 2004
10. Томина Ф. Учим видеть прекрасное. /Дошкольное воспитание, 1983, № 10