Кызылгуль Абдуразакова
Статья «Агрессивное поведение ребенка: причины и способы коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения своей способности любить,
он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.
Эрих Фромм
Публикация «Статья „Агрессивное поведение ребенка: причины и способы коррекции“» размещена в разделах
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, произошедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.
Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно опыту работы в Центре социальной помощи семье и детям «Апрель», сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело психологам отделения психолого-педагогической помощи. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр., так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.).
«Что же делать с ним?»- с этим вопросом часто обращаются родители и педагоги к психологу Центра социальной помощи семье и детям «Апрель».
Для начала нужно определиться, что же такое агрессия?
Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие.
С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т. е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.
Агрессия-действие или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов, так и словесно (оскорбле-ния, угрозы, унижения, преследования и др.)
Из опыта работы, диагностического наблюдения, можем выделить сле-дующие критерии детской агрессивности :
Ребенок :
-Часто теряет контроль над собой
-Часто спорит, ругается с взрослыми
-Часто отказывается выполнять правила
-Часто специально раздражает людей
-Часто винит других в своих ошибках
-Часто сердится и отказывается сделать что-либо
-Часто завистлив, мстителен
-Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
-не понимает чувств и переживаний других людей;
-не может разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняется их назвать;
-чрезмерно подозрителен, всё время ожидает физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
-ощущает себя отверженным, одиноким во враждебном мире;
-эгоцентричен;
-обладает крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»,
-неадекватно оценивает своё поведение;
- во всех своих ошибках и неприятностях обвиняет окружающих, а собст-венные агрессивные действия считает правомерными, вынужденными или защитными.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Однако у определённой категории детей, агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Причинами возникновения агрессивного поведения детей могут быть особенности семейного воспитания (отвержение, гиперопека, насилие в се-мье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим, стрессы в социальном окружении, индивидуальные особенности ребёнка (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов и тревожности, фрустрация базовых потребностей ребёнка (в движении, самостоятельности, общении со сверстниками, различные заболевания и т. д.
Причинами агрессии могут быть и характерологические особенности ребенка, например гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу, раздражение, эгоцентризм, упрямство.
Одной из приоритетных целей ставим - своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивного поведения, это необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.
Коррекция агрессивного поведения ребенка включает в себя несколько этапов:
1. Диагностический
2. Коррекционный
3. Отслеживание динамики в развитии (после коррекционных занятий)
На первом этапе важным представляется вопрос о необходимости надёжных методов диагностики личностных особенностей, а в данном случае - агрессивных тенденций ребёнка.
В этой связи нами проводятся следующие методики:
С детьми:
-Проективный тест «Рисунок несуществующего животного», ставящий своей целью выявление тревожности, самооценки, уровня агрессии и других особенностей личности ребёнка. При анализе и интерпретации рисунков особое внимание мы обращали на цветовое решение, наличие зубов, причёсок и тому подобных атрибутов, наличие / отсутствие деталей, размер глаз, размещение рисунка на листе и т. д.
-«Кинетический Рисунок Семьи» (КРС, позволяющий выявить представления ребёнка о семье и о своем положении в ней, а также повышенную тревожность и агрессию у ребёнка
- Графическая методика «Кактус» на определение эмоционального состояния ребёнка, наличия агрессивности, её направления и интенсивности.
- «Тест руки Hand-test». Цель: оценить и изучить не только общий уровень агрессивности ребёнка, но и составляющие его установки - как истинно агрессивные, способствующие внешнему проявлению, так и блокирующие её.
-наблюдение;
-проведение ролевых игр…
И др.
С родителями:
Анкетирование родителей. Для выявления родительского отношения к детям родителям предлагается заполнить анкету по вопросам семейного воспитания. Так же им предлагаются бланки с вопросами о взаимодействии родителя с ребёнком. Эти анкеты помогают выявить преобладающий тип воспитания в семье, способы воздействия на ребёнка, методы разрешения конфликта.
2. Коррекционный этап.
По завершении проведения диагностического этапа, а иногда и параллельно с ним, проводится коррекционная работа с детьми по формированию адекватной самооценки, снижению агрессивности и конфликтности.
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными методами по следующим направлениям:
1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста). Это цикл коррекционно-развивающих занятий на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме с использованием технологий: игротерапии, изотерапии, песочной терапии
2. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
Рисование ценно тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невер-бально - ведь вербальная система коммуникации развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное - это в какой-то мере сбывшееся. Как считает А. И. Захаров, рисование - это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях.
4. Коррекционно- Развивающие Занятия с элементами сказкотерапии;
5. Проведение тренингов и ролевых игр, которые демонстрируют ребятам возможные пути выхода из конфликтных ситуаций с их родителями, обучают навыкам общения и новым моделям поведения, помогают детям лучше понять причины того или иного поведения их родителей, их требования. Проведённые тренинги способствуют снятию мышечных напряжений у детей, их раскрепощению, развивают навыки общения детей.
Вот некоторые упражнения, проводимые мной для коррекции агрессивного поведения детей :
«Разрывание бумаги».
Цель: выход агрессивной энергии, раскрепощение излишне скованных детей.
Ход игры: Перед началом игры у детей спрашивают, кто из них обещает убрать комнату в конце занятия, и объясняют, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации.
После этого дети вместе со взрослым начинают разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям нравится делать кусочки из бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.
«Разговор с телом».
Цель: обучение ребёнка владеть своим телом.
Ребёнок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребёнка. Затем вместе с ребёнком рассматривает силуэт и задаёт вопросы. «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твоё тело в определённых ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? А бывают такие ситуации, когда твоё тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить своё тело быть более послушным?
«Шкала гнева».
Цель: усвоение ребёнком определённых способов, позволяющих ему своевременно распознать и погасить неприятные чувства, т. е. контролировать проявление собственных чувств.
Материалы: на доске изображается мишень или вешается уже готовая из ткани или другого материала, и используются небольшие мешочки с бобами или горохом.
Мешочки бросают в мишень с определённого расстояния. Мешочки отскакивают от мишени с силой, пропорциональной силе броска. Взрослый, для того, чтобы продемонстрировать ребёнку различную силу таких чувств, как раздражение, гнев, чувство неудовлетворения, бросает мешочки в мишень с разной силой.
В начале игры взрослый объясняет ребёнку, что раздражение – слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень, затем предлагает ребё нку сделать то же самое и просит продолжить фразу: «Я слегка разозлился, когда…» Со словами: «Я разозлился сильнее, когда…», педагог и ребёнок поочерёдно бросают мешочек со всё большей силой. И. наконец, изо всех сил. Чтобы ребёнок идентифицировал это чувство, взрослый обсуждает с ним, что ребёнок ощущал в момент раздражения.
«Тренируем эмоции».
Взрослый предлагает детям выполнить следующие задания:
-нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница;
-улыбнуться, как кот на солнышке; как само солнышко; как Буратино, как хитрая лиса; как радостный ребёнок, и так, будто ты увидел чудо;
-позлиться, как ребёнок, у которого отняли игрушку; как 2 барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу, как человек, которого толкнули в транспорте или на улице;
-испугаться, как ребёнок, потерявшийся в лесу или на незнакомой улице; как заяц, увидевший волка; как котёнок, на которого лает собака;
-устать, как папа после работы; как человек, поднявший тяжёлый груз; как муравей, который тащил большую веточку;
-отдохнуть, как мама после работы; как ребёнок, который много трудился, но помог маме; как лошадь, которая привезла большой груз.
Психокоррекционная сказка «Пещера моей души».
Это упражнение особенно рекомендуется для работы с детьми, отличающимися повышенной замкнутостью. Слушая сказку, они идентифицируют себя с её героем и вслед за ним в процессе выполнения рисунков, как правило, начинают рассказывать о себе.
«Жил - был мальчик. Самый обыкновенный мальчик. Жил он в большом доме с папой и мамой. И, как у всех обычных мальчиков, у него были дедушка и бабушка. И все родственники, как могли, заботились о нём. Но ему не нужны были их заботы. Он был так одинок. Он думал, что ни один человек в мире не может его понять. Никто на свете не знает, какой он. А он так хотел, чтобы узнали. Он пытался обратить на себя внимание, прыгал и визжал, и ничего – все взрослые только хмурились и ворчали. Он дрался, пытался доказать, что он сильный, и добиться дружбы. Но все одноклассники вздыхали, потирали шишки и ушибы, но дружили между собой и совсем не интересовались им. И однажды, откуда ни возьмись, появилась фея и превратила его – в кого бы вы думали? В ежа. Вы думаете, у него отовсюду иголки стали торчать – так нет. Он стал, словно иголками, своими ответами людей отпугивать. Что ни скажешь ему, о чём ни попросишь, в ответ: «Нет, не буду». А ещё он, как ёж, старался в угол забиться, чтоб его не трогали, не учили, не заботились. Так что мальчик от колдовства феи стал совсем одиноким. Но вот однажды мальчик шел куда-то и случайно забрёл в старинную башню. А навстречу ему вышла девочка – на самом деле это была та самая фея, которая превратила его в ежа. Она улыбнулась ему и сказала: «Здравствуй, мальчик. Давай присядем, и ты мне всё расскажешь. Я слушаю тебя». От этих слов его иголки сразу уменьшились. Мальчик сел и стал рассказывать удивительные истории своей жизни, о своих чувствах, переживаниях, о том, что он одинок и ему скучно. Долго рассказывал мальчик, а фея слушала, смотрела на него ласково и не пере-бивала. Чем дольше говорил мальчик, тем иголки становились меньше, а тёмная пещера в его душе становилась светлее. Наступал вечер. Смеркалось. «Мама, наверное, беспокоится, - сказал мальчик, - я побегу, до свидания». – «До встречи, пока», - ласково сказала фея».
Коррекционная работа по преодолению агрессивности проводится не только с детьми, но и с родителями: проводятся тренинговые занятия (длительность занятия – 1 час, в ходе которых проводятся коррекционные упражнения, релаксации. Также даются рекомендации, как лучше воспитывать ребёнка, у которого агрессивное поведение преобладает, родители обучаются эффективным способам общения с ребёнком.
3. Заключительный этап предполагает подведение итогов работы (наблюдение, беседы). В результате психокоррекционной работы имеются позитивные сдвиги в отношениях детей и их родителей – контакт становится более открытым, доверительным и искренним. По окончании работы родителям даются индивидуальные рекомендации по взаимодействию с детьми.
И самое главное, о чем должны помнить взрослые: Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Эрма Бомбек.)