Папки-передвижки

Статья «Агрессивное поведение ребенка: причины и способы коррекции»

Кызылгуль Абдуразакова
Статья «Агрессивное поведение ребенка: причины и способы коррекции»

Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей способности любить,

он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.

Эрих Фромм

Публикация «Статья „Агрессивное поведение ребенка: причины и способы коррекции“» размещена в разделах

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, произошедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно опыту работы в Центре социальной помощи семье и детям «Апрель», сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело психологам отделения психолого-педагогической помощи. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр., так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.).

«Что же делать с ним?»- с этим вопросом часто обращаются родители и педагоги к психологу Центра социальной помощи семье и детям «Апрель».

Для начала нужно определиться, что же такое агрессия?

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие.

С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т. е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Агрессия-действие или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов, так и словесно (оскорбле-ния, угрозы, унижения, преследования и др.)

Из опыта работы, диагностического наблюдения, можем выделить сле-дующие критерии детской агрессивности :

Ребенок :

-Часто теряет контроль над собой

-Часто спорит, ругается с взрослыми

-Часто отказывается выполнять правила

-Часто специально раздражает людей

-Часто винит других в своих ошибках

-Часто сердится и отказывается сделать что-либо

-Часто завистлив, мстителен

-Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

-не понимает чувств и переживаний других людей;

-не может разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняется их назвать;

-чрезмерно подозрителен, всё время ожидает физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;

-ощущает себя отверженным, одиноким во враждебном мире;

-эгоцентричен;

-обладает крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»,

-неадекватно оценивает своё поведение;

- во всех своих ошибках и неприятностях обвиняет окружающих, а собст-венные агрессивные действия считает правомерными, вынужденными или защитными.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Однако у определённой категории детей, агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Причинами возникновения агрессивного поведения детей могут быть особенности семейного воспитания (отвержение, гиперопека, насилие в се-мье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим, стрессы в социальном окружении, индивидуальные особенности ребёнка (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов и тревожности, фрустрация базовых потребностей ребёнка (в движении, самостоятельности, общении со сверстниками, различные заболевания и т. д.

Причинами агрессии могут быть и характерологические особенности ребенка, например гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу, раздражение, эгоцентризм, упрямство.

Одной из приоритетных целей ставим - своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивного поведения, это необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.

Коррекция агрессивного поведения ребенка включает в себя несколько этапов:

1. Диагностический

2. Коррекционный

3. Отслеживание динамики в развитии (после коррекционных занятий)

На первом этапе важным представляется вопрос о необходимости надёжных методов диагностики личностных особенностей, а в данном случае - агрессивных тенденций ребёнка.

В этой связи нами проводятся следующие методики:

С детьми:

-Проективный тест «Рисунок несуществующего животного», ставящий своей целью выявление тревожности, самооценки, уровня агрессии и других особенностей личности ребёнка. При анализе и интерпретации рисунков особое внимание мы обращали на цветовое решение, наличие зубов, причёсок и тому подобных атрибутов, наличие / отсутствие деталей, размер глаз, размещение рисунка на листе и т. д.

-«Кинетический Рисунок Семьи» (КРС, позволяющий выявить представления ребёнка о семье и о своем положении в ней, а также повышенную тревожность и агрессию у ребёнка

- Графическая методика «Кактус» на определение эмоционального состояния ребёнка, наличия агрессивности, её направления и интенсивности.

- «Тест руки Hand-test». Цель: оценить и изучить не только общий уровень агрессивности ребёнка, но и составляющие его установки - как истинно агрессивные, способствующие внешнему проявлению, так и блокирующие её.

-наблюдение;

-проведение ролевых игр…

И др.

С родителями:

Анкетирование родителей. Для выявления родительского отношения к детям родителям предлагается заполнить анкету по вопросам семейного воспитания. Так же им предлагаются бланки с вопросами о взаимодействии родителя с ребёнком. Эти анкеты помогают выявить преобладающий тип воспитания в семье, способы воздействия на ребёнка, методы разрешения конфликта.

2. Коррекционный этап.

По завершении проведения диагностического этапа, а иногда и параллельно с ним, проводится коррекционная работа с детьми по формированию адекватной самооценки, снижению агрессивности и конфликтности.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными методами по следующим направлениям:

1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста). Это цикл коррекционно-развивающих занятий на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме с использованием технологий: игротерапии, изотерапии, песочной терапии

2. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).

Рисование ценно тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невер-бально - ведь вербальная система коммуникации развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное - это в какой-то мере сбывшееся. Как считает А. И. Захаров, рисование - это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях.

4. Коррекционно- Развивающие Занятия с элементами сказкотерапии;

5. Проведение тренингов и ролевых игр, которые демонстрируют ребятам возможные пути выхода из конфликтных ситуаций с их родителями, обучают навыкам общения и новым моделям поведения, помогают детям лучше понять причины того или иного поведения их родителей, их требования. Проведённые тренинги способствуют снятию мышечных напряжений у детей, их раскрепощению, развивают навыки общения детей.

Вот некоторые упражнения, проводимые мной для коррекции агрессивного поведения детей :

«Разрывание бумаги».

Цель: выход агрессивной энергии, раскрепощение излишне скованных детей.

Ход игры: Перед началом игры у детей спрашивают, кто из них обещает убрать комнату в конце занятия, и объясняют, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации.

После этого дети вместе со взрослым начинают разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям нравится делать кусочки из бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.

«Разговор с телом».

Цель: обучение ребёнка владеть своим телом.

Ребёнок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребёнка. Затем вместе с ребёнком рассматривает силуэт и задаёт вопросы. «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твоё тело в определённых ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? А бывают такие ситуации, когда твоё тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить своё тело быть более послушным?

«Шкала гнева».

Цель: усвоение ребёнком определённых способов, позволяющих ему своевременно распознать и погасить неприятные чувства, т. е. контролировать проявление собственных чувств.

Материалы: на доске изображается мишень или вешается уже готовая из ткани или другого материала, и используются небольшие мешочки с бобами или горохом.

Мешочки бросают в мишень с определённого расстояния. Мешочки отскакивают от мишени с силой, пропорциональной силе броска. Взрослый, для того, чтобы продемонстрировать ребёнку различную силу таких чувств, как раздражение, гнев, чувство неудовлетворения, бросает мешочки в мишень с разной силой.

В начале игры взрослый объясняет ребёнку, что раздражение – слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень, затем предлагает ребё нку сделать то же самое и просит продолжить фразу: «Я слегка разозлился, когда…» Со словами: «Я разозлился сильнее, когда…», педагог и ребёнок поочерёдно бросают мешочек со всё большей силой. И. наконец, изо всех сил. Чтобы ребёнок идентифицировал это чувство, взрослый обсуждает с ним, что ребёнок ощущал в момент раздражения.

«Тренируем эмоции».

Взрослый предлагает детям выполнить следующие задания:

-нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница;

-улыбнуться, как кот на солнышке; как само солнышко; как Буратино, как хитрая лиса; как радостный ребёнок, и так, будто ты увидел чудо;

-позлиться, как ребёнок, у которого отняли игрушку; как 2 барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу, как человек, которого толкнули в транспорте или на улице;

-испугаться, как ребёнок, потерявшийся в лесу или на незнакомой улице; как заяц, увидевший волка; как котёнок, на которого лает собака;

-устать, как папа после работы; как человек, поднявший тяжёлый груз; как муравей, который тащил большую веточку;

-отдохнуть, как мама после работы; как ребёнок, который много трудился, но помог маме; как лошадь, которая привезла большой груз.

Психокоррекционная сказка «Пещера моей души».

Это упражнение особенно рекомендуется для работы с детьми, отличающимися повышенной замкнутостью. Слушая сказку, они идентифицируют себя с её героем и вслед за ним в процессе выполнения рисунков, как правило, начинают рассказывать о себе.

«Жил - был мальчик. Самый обыкновенный мальчик. Жил он в большом доме с папой и мамой. И, как у всех обычных мальчиков, у него были дедушка и бабушка. И все родственники, как могли, заботились о нём. Но ему не нужны были их заботы. Он был так одинок. Он думал, что ни один человек в мире не может его понять. Никто на свете не знает, какой он. А он так хотел, чтобы узнали. Он пытался обратить на себя внимание, прыгал и визжал, и ничего – все взрослые только хмурились и ворчали. Он дрался, пытался доказать, что он сильный, и добиться дружбы. Но все одноклассники вздыхали, потирали шишки и ушибы, но дружили между собой и совсем не интересовались им. И однажды, откуда ни возьмись, появилась фея и превратила его – в кого бы вы думали? В ежа. Вы думаете, у него отовсюду иголки стали торчать – так нет. Он стал, словно иголками, своими ответами людей отпугивать. Что ни скажешь ему, о чём ни попросишь, в ответ: «Нет, не буду». А ещё он, как ёж, старался в угол забиться, чтоб его не трогали, не учили, не заботились. Так что мальчик от колдовства феи стал совсем одиноким. Но вот однажды мальчик шел куда-то и случайно забрёл в старинную башню. А навстречу ему вышла девочка – на самом деле это была та самая фея, которая превратила его в ежа. Она улыбнулась ему и сказала: «Здравствуй, мальчик. Давай присядем, и ты мне всё расскажешь. Я слушаю тебя». От этих слов его иголки сразу уменьшились. Мальчик сел и стал рассказывать удивительные истории своей жизни, о своих чувствах, переживаниях, о том, что он одинок и ему скучно. Долго рассказывал мальчик, а фея слушала, смотрела на него ласково и не пере-бивала. Чем дольше говорил мальчик, тем иголки становились меньше, а тёмная пещера в его душе становилась светлее. Наступал вечер. Смеркалось. «Мама, наверное, беспокоится, - сказал мальчик, - я побегу, до свидания». – «До встречи, пока», - ласково сказала фея».

Коррекционная работа по преодолению агрессивности проводится не только с детьми, но и с родителями: проводятся тренинговые занятия (длительность занятия – 1 час, в ходе которых проводятся коррекционные упражнения, релаксации. Также даются рекомендации, как лучше воспитывать ребёнка, у которого агрессивное поведение преобладает, родители обучаются эффективным способам общения с ребёнком.

3. Заключительный этап предполагает подведение итогов работы (наблюдение, беседы). В результате психокоррекционной работы имеются позитивные сдвиги в отношениях детей и их родителей – контакт становится более открытым, доверительным и искренним. По окончании работы родителям даются индивидуальные рекомендации по взаимодействию с детьми.

И самое главное, о чем должны помнить взрослые: Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Эрма Бомбек.)

Публикации по теме:

Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников При правильной организации воспитательного процесса у большинства родителей дошкольника устанавливаются положительные отношения с педагогами,.

Консультация для родителей и воспитателей «Агрессивное поведение в дошкольном возрасте» Содержание: 1. Теоретическая часть Природа и структура агрессии 2. Практическая часть Игры и упражнения Ролевая гимнастика Этюды и игры.

Консультация для родителей: Трудности в обучении грамоте: причины возникновения и способы коррекции вне логопункта Многие родители считают, что ребенок, выучивший буквы к школе, непременно будет отличником. Однако, как показывает практика, знание букв.

Консультация «Способы коррекции страхов у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Способы коррекции страхов у детей дошкольного возраста» Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного.

Нежелательное поведение ребенка с РАС в группе кратковременного пребывания и методы его коррекции НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАС В ГРУППЕ КП И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КЛИНОВА В. В. В качестве основных поведенческих.

Консультация «Поведение ребенка — результат воспитания» Отец и мать — первые воспитатели своего ребенка. Их влияние на формирование детского поведения, личности в целом неоспоримо. Ребенок верит.

Разработка индивидуального плана работы с родителями. Тема: «Агрессивное поведение ребенка». Цель: формирование у родителей знаний и способов коррекции в поведении ребенка с агрессивным поведением. Задачи: 1) Изучить уровень знаний.

Способы развития мелкой моторики у ребенка Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения.

Статья: «Влияние нарушений звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии на другие компоненты речи и пути их коррекции». Влияние нарушений звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии на другие компоненты речи и пути их коррекции. Дизартрия - нарушение.

Упрямство — что это такое. Их причины. Способы преодоления. Упрямство – самая распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться взрослым. Зачастую, нам не хватает терпения разобраться в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Агрессивное поведение ребенка: причины и способы коррекции»
Опубликовано: 16 июня 2017 в 09:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД