Лучший педагог года

Статья: «Влияние нарушений звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии на другие компоненты речи и пути их коррекции».

Мария Засыпкина
Статья: «Влияние нарушений звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии на другие компоненты речи и пути их коррекции».

Влияние нарушений звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии на другие компоненты речи и пути их коррекции.

Дизартрия - нарушение фонетической стороны речи вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) [Е. Н. Винарская].

Публикация «Статья: „Влияние нарушений звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии на другие компоненты речи и пути их коррекции“,» размещена в разделах

В настоящее время количество детей с дизартрией резко увеличилось в силу того, что недостаточность двигательного отдела ЦНС в раннем детском возрасте стало распространенным явлением по причинам воздействия на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития различных неблагоприятных факторов.

В своих исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при дизартрии Е. Н. Винарская, Г. В. Гуровец, М. В. Ипполитова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Л. В. Мелехова, О. В. Правдина, Л. В. Серебрякова и другие отмечают, что фонетические нарушения среди детского контингента являются распространенными, имеют стойкий характер, и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, таких как фонематической, лексической, грамматической.

В. В. Виноградов в своих исследованиях пишет: «в структуре языка, образующей единое целое, все составные части или элементы ее находятся в закономерных отношениях, закономерной связи друг с другом; звуковой строй, грамматика, словарный состав. взаимосвязаны и взаимоопределены».

По данным Е. Н. Винарской, Е. М. Мастюковой и других, правильное звукопроизношение служит базой для формирования фонематического слуха. Д. Б. Эльконин характеризует фонематический слух как способность воспринимать и различать звуки речи. Вследствие неправильного произнесения звуков у детей с псевдобульбарной дизартрией, может наблюдаться недоразвитие фонематического слуха, так как у них не формируются нормированные связи между кинестетическим и акустическим образами, что вызывает трудности в восприятии и дифференциации фонем родного языка.

Без специального коррекционного воздействия ребенок с данной патологией не научится правильно произносить звуки речи, различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов.

Кроме того, как указывает Е. Н. Винарская, фонетические нарушения могут вызывать вторичные отклонения в развитии навыков чтения и письма, а также в общем психическом развития ребенка. Такое многообразие нарушений компонентов речевой системы затрудняет процесс школьного обучения и снижают его эффективность.

В связи с этим, авторы считают, что своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

Система логопедической помощи детям с псевдобульбарной дизартрией предполагает комплексное воздействие : коррекция звукопроизношения должна сочетаться с формированием фонематических процессов и с совершенствованием лексико-грамматической стороны речи.

Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке — это сложный двигательный навык, обусловленный хорошей подвижностью органов артикуляционного аппарата. Ввиду этого большое место в логопедической работе при дефектах звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика, целью которой является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются в зависимости от группы звуков, которые необходимо сформировать подготавливающие те органы артикуляции, которые задействованы при произнесении конкретных звуков.

Артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно, в начале занятия в течении 3-5 минут, с той целью, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Дыхательную гимнастику необходимо начинать с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Коррекционная работа имеет общие закономерности, т. е. проходит поэтапно и последовательно, но при работе с детьми логопеду необходимо учитывать и помнить индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

При формировании и коррекции звукопроизношения в логопедии наиболее эффективными считаются следующие способы постановки звуков :

• прием постановки звука от артикуляционной гимнастики с опорой на базовые артикуляционные движения необходимые для формирования конкретного звука;

• прием постановки звука по подражанию (имитативный) с опорой на сохранные звенья (зрительный и слуховой анализаторы, на опорные сохранные звуки);

• механический способ постановки звука (с использованием специальных артикуляционных зондов и шпателей);

• смешанный способ постановки звука на основе подражания с необходимой помощью логопеда для более точного выполнения основного движения.

Не смотря на общую тенденцию формирования и коррекции звуков приемы постановки для каждого свои. В работе с конкретным ребенком постановку звуков следует начинать с наиболее доступных ему приемов.

При нарушениях произношения нескольких звуков важно соблюдать последовательность в работе. В первую очередь для коррекции нужно отбирать те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наиболее просты, или выбирается звук, наиболее легко поддающийся коррекции.

Основными эффективными методами в логопедии считаются двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический: устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении.

Таким образом, опираясь на принцип системного подхода (Р. Е. Левиной) комплексная коррекционная работа подразумевает не только работу над фонетической стороной речи, но и развитие фонематических процессов, а также, с целью облегчении речевой коммуникации работу над лексико-грамматическим строем.

Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психики ребёнка. Как реакция на дефект у него может появиться замкнутость, неуверенность в себе, негативизм отрицательно влияющие на процесс коммуникации и препятствующие эффективности школьного обучения.

В связи с этим, своевременная коррекционная работа является необходимым условием школьной готовности и способствует гармоническому развитию личности в целом.

Список использованной литературы:

1. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - М. : ACT : Астрель, 2006. – 141 с.

2. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. С. Н. Волковой, Л. С. Шаховской - М. : ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

3. Правдина О. В., Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. вузов. / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.

4. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.

5. Фомичева М. Ф., Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 198. - 239 с.

Публикации по теме:

Конспект индивидуальной НОД по развитию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии «Постановка звука [Ш]» ТЕМА: ПОСТАНОВКА ЗВУКА (Ш) Цель: Создать условия для постановки звука Ш, для формирования фонетических процессов, закрепления знания по.

Консультация для педагогов «Логопедическая ритмика как средство коррекции нарушений речи дошкольников» Для наиболее эффективной работы над профилактикой и коррекцией речевых нарушений, развитием двигательных навыков у детей, кроме основных.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления.

Особенности нарушений процесса чтения и пути их преодоления Значение речи в жизни подрастающего поколения Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средства общения, передачи накопленного.

Пути повышения эффективности работы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в условиях ДОУПути повышения эффективности работы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в условиях ДОУ Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам.

Советы родителям «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речь – основа человеческого разума. Нарушение речевого развития –.

Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи В связи с вступлением в силу нового Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» и в соответствии с ФГОС появилась необходимость.

Отчет о работе по коррекции звукопроизношения На конец учебного года в группе 18 детей, из них 6 детей с правильным звукопроизношением, 1 ребенок выпускаются в школу. Результаты работы.

Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие.

Взаимодействие воспитателя и родителей по коррекции нарушений речи у дошкольников Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411 г. Новосибирска Власенко Наталья Павловна Модернизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья: «Влияние нарушений звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии на другие компоненты речи и пути их коррекции».
Опубликовано: 7 января 2017 в 18:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД