МААМ-картинки

Статья «Чтение детской природоведческой литературы»

Татьяна Ингачева
Статья «Чтение детской природоведческой литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Читаем своим детям природоведческую литературу.

В настоящее время, мы живем в мире высоких технологий, где книги занимают, далеко, не первое место. Мы много времени проводим на работе и придя домой продолжаем заниматься своими делами (готовим, прибираем). Своим детям уделяем не так уж много времени, как бы хотелось. Тем самым, разрешаем им смотреть телевизор, играть в компьютер или планшет. Но если, вспомнить свое детство : мы ждали, когда мама придет с работы и почитает нам книгу. Ведь художественная литература является хорошим средством для познавательного развития. Давайте не будем забывать об этом! Также, посмотрев в окно, что мы видим? Кругом одни постройки и густые клубы дыма, тянущегося высоко в небо. Вот что принесли в нашу жизнь прогресс и технологии. Мы забываем о природе и ее значимости в нашей жизни. Но как привить детям любовь и бережное отношение к природе? Одним из способов является, чтение природоведческой литературы.

Публикация «Статья „Чтение детской природоведческой литературы“» размещена в разделах

Природоведческая литература делится не 2 вида :

1. Научная

2. Художественная: рассказ, сказка, стихотворение.

Значение:

1. Помогает обогащать знания детей: сообщение новых знаний, пополнение, уточнение и конкретизация уже имеющихся знаний.

2. Научит всматриваться в окружающий нас мир, поможет искать ответы на многие вопросы, будет развивать познавательный интерес к природе.

3. Помогает детям познать природу в ее многообразии.

4. Глубоко воздействует на чувства детей, содержит оценку происходящего, дети переживают события, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает развивать этические представления: бережное отношение и любовь к природе.

5. Научит и эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации художников.

Цели:

1. Чтение природоведческой литературы перед наблюдением в природе : вызвать ожидание встречи с природой; вызвать интерес к предстоящему наблюдению; продумать последовательность наблюдения, т. к. часто в тексте рассказа уже содержится план наблюдения.

2. Чтение природоведческой литературы может сопроводить наблюдение. Это позволяет детям полнее ощутить красоту природы, почувствовать и осмыслить увиденное.

Задачи:

1. Расширять, обогащать и углублять знания етей о природе.

2. Развивать познавательный интерес к явлениям и объектам природы.

3. Формировать способности детей к восприятию и пониманию содержания художественной литературы, основных связей в произведении и мотивы поступков.

4. Развивать эмоциональную активность, способность к сопереживанию.

Требования:

1. Тщательно отбирать природоведческую литературу в соответствии с возрастными возможностями восприятия и понимания ее детьми.

2. Сочетать данный метод с другими: наблюдением, рассматриванием иллюстраций, беседой и др.

3. Наличие художественных иллюстраций, соответствующих возрасту детей.

Многие книги о природе написаны учеными – биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывают основу материалистического понимания ее:

1. Рассказы о природе современных писателей:

a) Н. П. Павлова, ученый – растениевод: «Желтый, белый, лиловый», «Чьи башмачки», «Разными глазами» .

b) В. Бианки, ученый – биолог: «Лесная газета», «Чей нос лучше», «Хвосты» и др.

c) Н. Сладков, ученый – топограф: «Почему ноябрь пегий?», «Грачи прилетели», «Поле вокруг зеленое», «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна».

d) Е. Чарушин: «На нашем дворе», «Кто как живет», «Что за зверь», «Волчишка», «Лиса», «Дятел», «Зайчата», «Медведица и медвежата», «Воробей».

e) В. Берестов: «Веселое лето», «Лети», «Родничок», «Снегопад» и др.

f) Г. Скребицкий: «Юные поселенцы», «Смелый фотохудожник».

g) Г. Снегирев, Г. Ладонщиков, Ю. Дмитриев и др.

2. Рассказы о природе русских классиков :

a) Л. Толстой: «У Розки были щенки», «Нашли дети ежа», «У Вари был чиж», «Птица свила гнездо», «Пришла весна», «Была зима», «Белка прыгала».

b) К. Д. Ушинский: «Уточки», «Коровка», «Петушок с семьей», «Гуси».

c) М. Пришвин, К. Паустовский.

3. Стихотворения: А. Пушкин, В. Жуковский, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Некрасов, А. Барто, Е. Благинина, Л. Квитко, И. Токманова, Е. Серова.

4. Сказки: русские народные + авторские Г. Андерсон, В. Сутеев и др.

Детская природоведческая литература должна использоваться для всех возрастов. Только мы сами можем привить любовь и бережное отношение к природе своим детям. Удачи!

Использованная литература : Журнал «Дошкольное воспитание»№ 10, 1981г., № 8, 1978г.

Публикации по теме:

Игровые технологии в ДОУ Мной разработана презентация "Игровые технологии в ДОУ" «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Анкета для родителей, образовательная область «Чтение художественной литературы» Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты: 1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Чтение детской природоведческой литературы»
Опубликовано: 21 декабря 2014 в 13:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Чтение детской природоведческой литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ингачева (УИ 283154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД