Елена Батракова
Дидактическая игра математического содержания — эффективный прием обучения счету детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра математического содержания — эффективный прием обучения счету детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Публикация «Дидактическая игра математического содержания — эффективный прием обучения счету детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Обосновывая необходимость проведения дидактических игр, ученый Н. М. Аксарина указывала: в условиях общественного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. Необходимо проводить специальные занятия с небольшой группой детей.
В дидактических играх педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через дидактическую игру сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (память, восприятие, мышление, речь и др.).
Особенность дидактических игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.
Ценность этой игры заключается в том, что она развивает не только восприятие, внимание, мышление, речь, волю, но и память детей дошкольного возраста. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.
Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.
Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться основные психические особенности детей, такие как мышление, внимание, речь, память.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.
В качестве примера можно привести задание: детям предлагается выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур и попросить ребенка назвать самую непохожую на нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение общаться, наглядно-образное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Дидактическая игра как средство обучения.
Значение дидактических игр.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.
В советской дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались многие специалисты (Усова А. П., Сорокина А. И., Удальцова Е. И.). Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы
(Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. М., 1982). Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит в себе большие возможности в этом плане.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в начале занятия для выявления знаний, умений и навыков по пройденному материалу; в основной части занятия - для освоения новых знаний; и в конце занятия – для закрепления.
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.
Основа дидактической игры.
Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль - они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.
Усвоение детьми правил игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.
Игровые действия — это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направлять игру непосредственно в ходе ее. Игровые действия очень разнообразны: игровые действия старших детей сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и вос-принимается детьми как достижение.
Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. В дидактических играх результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в итоге удачи, обмана, присвоения права другого и т. д.
Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.
Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной.
Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником игры или ее организатором.
Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить и преодолеть.
Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отождествлена с упражнением, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия.
Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.
Использование дидактических игр и упражнений на занятиях по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать
новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Так, в старшей группе на занятия по формированию
элементарных математических представлений для упражнений в счете предлагаются следующие дидактические игры:
Отсчитай столько же
Дидактическая задача. Упражнять детей в счете в пределах десяти.
Материал. Цифры от 1 до 10, мешочек с мелкими игрушками.
Руководство. Это парная игра. Перед детьми на столе цифры и «Чудесный мешочек» с набором мелких игрушек.
Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку, а затем проверить друг друга.
С помощью жеребьевки выбирается ведущий: один из играющих берет какой-нибудь предмет, прячет его в левой или правой руке. Тот, кто отгадает, в какой руке вещь, становится ведущим.
Ведущий предлагает своему соседу закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из цифр. Открыв глаза, ребенок называет цифру, которую убрали, и отсчитывает такое же количество игрушек. Если задание выполнено верно, игрушки и цифры возвращаются на свои места. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.
Усложнение. Отсчитать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.
Игра с кубами
Дидактическая задача. Продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти.
Материал. Кубы с цифрами на гранях от 1 до 10.
Руководство. На ковре в разных местах лежат группами кубы. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и подойти к определенной группе кубов. Выясняет, в какой команде больше детей; предлагает детям уравнять команды.
Воспитатель предлагает детям разложить кубы по порядку (в соответствии с цифрами на них). По завершении работы каждая команда называет цифры по порядку.
Затем поочередно каждой команде даются задания:
• назвать «соседей» чисел: 7, 9, 5, 3;
• назвать числа после 8, после 5;
• назвать числа до 6, до 10.
Усложнение игры. Изменить порядок расположения кубов. Предложить детям разложить цифры (кубы) в обратном порядке.
В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.
Дидактическая игра «Пошли, пошли, пошли.».
Цель: упражнять детей в счете на ощупь.
Материал: карточки с пуговицами (по одной на ребенка).
Воспитатель предлагает всем встать в круг, руки спрятать за спину. В руки каждого ребенка вкладывает карточку с пуговицами. Дети считают пуговицы, держа руки за спиной. На слова: «У кого одна пуговица -O- две пуговицы?» — дети показывают карточку с соответствующим числом пуговиц.
Далее воспитатель объясняет правила игры: «Вы будете держат карточки перед собой пуговицами вниз. На слова «Пошли, пошли…» передавайте их друг другу по кругу налево или направо, как я скажу. Когда я скомандую: «Стоп!», карточку, которая у вас окажется, вы спрячете за спину и сосчитаете на ощупь, сколько на ней пуговиц. Подсматривать нельзя!»
Руководство игрой. Педагог становится с детьми в круг и говорит: «Налево пошли, пошли.» Ребенок, стоящий от воспитателя справа, передает ему карточку, сам получает карточку от соседа справа и т. д. Карточки постепенно передаются по кругу. На сигнал «Стоп!» дети прекращают передачу карточек, прячут их за спину, считают на ощупь пуговицы. «У кого две пуговицы? У кого три пуговицы?» — спрашивает воспитатель. (Числа можно называть как по порядку, так и вразбивку.) Дети предъявляют карточки.
Дидактическая игра «Динь- динь»
(авторы Ф. А. Михайлова, И. Г. Бакст).
Цель: упражнять детей в счете звуков; закрепить умения считать предметы, по разному расположенные, устанавливать соответствие между количеством наглядно воспринимаемых предметов и звуков.
Материал: диски-круги, на которых начерчены числовые фигуры с количеством кружков от одного до пяти (десяти, в середине укреплена стрелка (по одному диску на каждого ребенка); барабан; палочки.
Руководство. Воспитатель знакомит детей с устройством диска. Называет числа вразбивку. Дети ставят стрелку на соответствующие числовые фигуры. Затем педагог просит послушать, сколько раз он ударит в барабан, и просит детей передвинуть стрелку на нужное место.
Дидактическая игра является одним из важнейших средств умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Организуя индивидуальную дидактическую игру, воспитатель создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень их развития.
Дидактическая игра имеет и глубокое воспитательное влияние, о котором писала еще Е. И. Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели — ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность. Если они проводятся живо, умелой воспитательницей, дети реагируют на них огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение».
Дидактические игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости; упражняют детей в моральных поступках, помогают формированию морального опыта.
Дидактическая игра содействует также развитию инициативы. Многие игры типа лото, домино и другие по мере усвоения их детьми используются самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие
организаторских способностей.
Литература
1. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада/ В. В. Гербова, Р. А Иванкова, Р. Г Казакова и др. ; Сост. Г. М. Лямина. – М. : Просвещение, 1984.- 288 с.
2. Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; под ред. С. Л. Новоселовой. – М. : Просвещение,1989. – 286с.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 127 с.
4. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «программе воспитания в детском саду». Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1990. – 192 с.
5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1982. – 128 с.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 94. с.
7. Программа воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2 – е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.