Приложение МААМ

Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества (3 фото)

Татьяна Романычева
Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

Учимся играть у Джанни Родари

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — так писал великий Пушкин. Многим, очень многим молодцам и молодицам дошкольного и младшего школьного возраста преподали благородный урок доброты, мужества, находчивости замечательные сказки Джанни Родари.

Некоторые наивные люди полагают, что «весело» и «несерьезно» — одно и то же. Очень хочется подчеркнуть: именно юмор и занимательность — порой кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием ребенка. Джанни Родари хорошо понимает это.

Публикация «Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества» размещена в разделах

Джанни Родари учит детей играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории. В его игры можно играть в повседневной жизни - в автобусе, в машине, по дороге в школу и детский сад.

Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества

Примеры игр Джанни Родари

1. Напишите любое слово. Например “веник”. Придумайте слова, которые начинаются на его первые буквы, то есть на “в”, “е”, “н”, “и”” и “к”. Допустим, у вас получилось “волк”, “енот”, “нога”, “избушка” и “капуста”. А теперь попробуйте придумать стихотворение, в котором будут использованы эти слова.

2. Возьмите любое слово. Например, «зайчик». Попробуйте вместе с ребенком придумать рассказ про зайчика.

3. Попробуйте вместе придумать фантастический вопрос. Например: «Что было бы, если бы у вас было шесть рук?» Придумайте вместе рассказ на эту тему.

4. Деформируйте слова. Допустим, можно добавлять ко всем словам префикс «не», «раз», «мини», «би» или «три» («тримышка», «анти» (антибантик). И дальше фантазируйте сколько угодно с получившимися персонажами.

5. Используйте грамматические ошибки в тетрадях ваших детей. Возьмите любое слово, написанное с ошибкой и придумайте про него историю. 6. Вырежьте заголовки из статей, сгруппируйте их – и получится целая поэма. Например: «Серьезное столкновение на шоссе А-2 Между двумя танго В честь Алессандро Мандзони.».

7. Помните старую игру с записками и вопросами? «Кто это был? Где находился? Что делал? Что сказал? Что сказали люди? Чем кончилось?» Это гениальный способ сочинять рассказы и развивать фантазию. Первый член группы отвечает на первый вопрос и, чтобы никто не мог прочесть его ответ, край листа загибает. Второй отвечает на второй вопрос и делает второй загиб. И так, пока не кончаются вопросы. Затем ответы прочитываются вслух как слитный рассказ. Может получиться полная несуразица, а может наметиться зародыш комического рассказа.

Например:

Покойник на Пизанской башне

Вязал чулок.

Он сказал: сколько будет трижды три?

Люди пели: «Услышь мою боль!»

Кончилось со счетом три — ноль.

(Эта отменная рифма получилась случайно.) Участники игры зачитывают ответы, хохочут, и на том все кончается. Или же полученная ситуация подвергается анализу, с тем чтобы из нее вышел рассказ.

Есть знаменитая сюрреалистическая игра: рисунок в несколько рук. Первый участник группы изображает нечто подсказывающее образ, делает набросок, который может иметь какой-то смысл, а может и не иметь смысла. Второй участник игры, непременно отталкиваясь от первоначальной наметки, использует ее в качестве элемента другого изображения, с иным значением. Точно так же поступает третий: он не восполняет рисунок первых двух, а меняет его направленность, трансформирует замысел. Конечный результат чаще всего представляет собой нечто непонятное, поскольку ни одна из форм не завершена, одна переходит в другую — настоящий перпетуум мобиле.

8. Выпишите любую фразу из стихотворения. Например: «А вот и зелень распушилась». Попробуйте, зажмурившись, услышать в ней мешанину звуков и перефразировать. У Джанни Родари получилось: «В субботу села, надушилась». Это почти что игра в испорченный телефон.

9. Можно взять любое существительное и облечь его в форму загадки. Как, например, морковь – «Сидит девица в темнице, а коса на улице». А вы придумайте загадку на своё слово. Оптимально, если у вас получится в стихотворной форме.

10. Придумайте лжезагадку. Это такая загадка, в которой уже есть ответ, но он зашифрован. Вариант Джанни Родари:

Синьор Освальд в разгар летней поры

Направился в Африку, где погибал от жары.

Возникает вопрос: почему он страдал от жары:

Потому что родился в Форли

Иль потому что Освальдом его нарекли?

11. Перевирайте сказки!

«— Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…

— Не Желтая, а Красная!

— Ах да, Красная.

Так вот, позвал ее папа и…

— Да нет же, не папа, а мама.

— Правильно. Позвала ее мама и говорит сходи-ка к тете Розине и отнеси ей…

— К бабушке она ей велела сходить, а не к тете…»…

Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново. Дети играют теперь не столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой; бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться. Тут взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности, ко всякого рода нелепицам. В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие. Она поможет ребенку избавиться от иных навязчивых идей: научит не бояться волка, представит в менее гнусном свете лешего и в смешном виде ведьму, установит более четкую грань между миром подлинным, где известные вольности недопустимы, и миром вымысла. Это рано или поздно должно произойти: конечно, не раньше, чем волк, леший и ведьма выполнят свою традиционную миссию, но, разумеется, и не слишком поздно.

12. Возьмите пять слов из знакомой сказки. Например: «девочка», «волк», «цветы», «лес». «бабушка» и шестое слово, постороннее. Скажем, «вертолет». Придумайте историю с этими шестью словами.

Фото №1 Статья Учимся играть у Джанни Родари Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок так писал великий Пушкин

13. Выворачивайте сказки наизнанку: «Красная шапочка злая, а волк добрый». А как дальше разворачивались события? Мальчик-с-Пальчик сговорился с братьями убежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все — согласно первоначальному варианту, но — как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева… Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха… Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов. Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получится результат новым частично или полностью — это уж зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам данной сказки. Метод «выворачивания сказки наизнанку» годится не только для пародирования, с его помощью можно нащупать исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом другом направлении.

14. Придумывайте продолжения сказок.

15. Отличный вариант – салат из сказок. «Красная шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика». И что же было дальше?

Фото №2 Многим очень многим молодцам и молодицам дошкольного и младшего школьного возраста преподали благородный урок доброты мужества находчивости замечательные сказки Джанни Родари

Больше игр в Книге Джанни Родари «Грамматика фантазии»

Публикации по теме:

Консультация «Игра как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников» Игра, как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников. Уникален мир Детства! У него своя лексика, свой фольклор, свои.

Консультация для педагогов «Роль экспериментирования в развитии дошкольников» Литвинова Оксана Ивановна Ребёнок — это исследователь всего окружающего. Малыш видит мир через свои ощущения. «Чем больше ребёнок видел,.

Консультация для педагогов «Песочная игротерапия в развитии речи дошкольников» Что такое песочная терапия? Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что.

Консультация для педагогов «Средства формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников» Консультация для педагогов "Средства формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников»" Формирование у детей младшего дошкольного.

Консультация для родителей и педагогов «Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников» Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных.

Консультация для родителей и педагогов «Воспитательный потенциал детской художественной книги» В программе воспитания и развития в ДОУ значительное место отведено детской художественной книге, как предмету культуры. Детская литература.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности» Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует.

Консультация для родителей «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Консультация для родителей «Роль детской книги в речевом развитии ребенка». Подготовила: воспитатель Гольева С. Н.. Потребность речевого.

Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности» Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности» «Посеешь заботу – пожнёшь инициативу».

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 11:31
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и педагогов дошкольников и младших школьников о развитии детской фантазии и творчества» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Романычева (УИ 290888) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД