Получи документы

Статья. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Флюра Абилова
Статья. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста методом технологии «Сенсографика в королевстве линий».

Дошкольный возраст – это важный период становления ребёнка как личности. В этом периоде закладываются у ребёнка основы для его дальнейшего развития, для приобретения им необходимых навыков и умений. В этом возрасте у детей формируются представления о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве (сенсомоторное развитие). Поэтому дошкольный возраст наиболее приемлем для сенсорного и сенсомоторного развития, то есть развития чувствительности, телесности и мелкой моторики. В связи с этим чрезвычайно важно подобрать такую технологию, которая бы отвечала требованиям и задачам дошкольного детства. На наш взгляд такой технологией является «Сенсографика. В королевстве линий», которая направлена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о пространственных ориентирах и развитие графомоторных навыков. Что же такое графомоторный навык? Это определённое положение и движение пишущей руки, которое позволяет рисовать, раскрашивать, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. М. М. Безруких утверждала, что период от 4 до 7 лет является сензитивным периодом для развития графомоторных навыков, пространственного мышления и ручной умелости, а мускулистая память в этот период очень цепкая. Е. Н. Российская полагала, что формирование графомоторных навыков во многом зависит от развития пространственных представлений ребёнка, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Осуществление проблемы преемственности ДОО и школы чрезвычайно важная и актуальная задача, именно поэтому важно, ещё на этапе дошкольного детства, формировать у ребёнка школьно-значимые функции, к которым относится и формирование графомоторных навыков и пространственного мышления у детей. Если графомоторный навык сформирован правильно, то ребёнок будет писать буквы разборчиво, красиво, чётко и быстро, если же он сформирован неправильно, то возникают определённые трудности на письме. И чтобы развить у детей все эти навыки, мы в своей работе используем уникальную авторскую технологию Н. Ю. Шуваевой «Сенсографика. В королевстве линий», которая разработана с учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Эта технология включает в себя целостное и всестороннее освоение пространства на сенсорном и сенсомоторном уровнях, а также ритмичное рисование линий и форм, при которых рисунок как результат не несёт в себе исключительной самоцели. Приоритеты переходят к самому процессу рисования, при котором на чистом листе бумаги возникают разнообразные графические образы, в результате осознанного и точного движения кисти руки. Нами была определена цель: формирование графомоторных навыков и пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование авторской технологии «Сенсографика. В королевстве линий». И поставлены следующие задачи. Задачи: 1. Формирование образных представлений у детей старшего дошкольного возраста о разных видах линий, их особенностях, характере и свойствах. 2. Развитие пространственного мышления на макроуровне (уровень пространства, мезауровне (уровень от локтя) и микроуровне (пространство листа). 3. Развитие мелкой моторики кисти руки в процессе выполнения тонкодифференцированных и тонкокоординированных движений. 4. Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста воображения, творческого мышления в процессе выполнения творческих заданий: рисования разнообразных форм и линий с последующим дополнением их образами. 5. Развитие навыков социально-эмоционального взаимодействия в процессе коллективной деятельности. 6. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования у детей старшего дошкольного возраста графомоторных навыков и пространственного мышления. В процессе реализации технологии «Сенсографика» дети знакомятся с разными видами линий: прямыми разнонаправленными (горизонтальными, вертикальными, наклонными); ломанными (на основе различных форм); дугообразными; волнистыми; спиралевидными; сложными (петлеобразными и восьмеркообразными). Уникальность данной технологии заключается в особом методе познания пространства. Освоение пространства происходит на трё х уровнях: 1. Мегауровень – освоение линий и форм на телесном уровне. Дети проходят по дорожкам, выложенном на полу из спортивного инвентаря (гимнастических палок, скакалок, обручей, полусфер, модулей); проползают на четвереньках, пропрыгивают, выкладывают на полу верёвками, палками, коктейльными трубочками, камешками. 2. Мезоуровень – освоение линий и форм при помощи движений «от локтя». Только что исследованные линии и формы дети изображают на магнитной доске, на ватмане маркерами. 3. Микроуровень – развитие мелкой моторики кисти руки. Исследованные и прорисованные на мезоуровне линии и формы дети изображают на альбомных листах или листах формата А3 фломастерами, карандашами, пастельными мелками. Педагогическая деятельность по организации данной технологии проводится в 3 этапа. І этап (подготовительный)анкетирование родителей на тему: «Уголок изобразительной деятельности детей дома», педагогическая диагностика, постановка проблемы, изучение литературы по технологии, подбор материала. Разработка перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста, с родителями воспитанников, социумом. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы новыми пособиями и дидактическими играми. ІI этап (основной) - реализация системы работы по авторской технологии «Сенсографика. В королевстве линий» с детьми старшего дошкольного возраста. III этап (заключительный) - педагогическая диагностика, анализ результатов, определение перспективы дальнейшего развития.

Публикация «Статья, Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Структура построения заданий включает в себя несколько этапов. 1 этап – сенсомоторный («Прочувствовать»). На этом этапе ребёнку необходимо прочувствовать движение с различными степенями свободы (мегауровень). 2 этап – графический («Оставить след»). Дети изображают графический образ линии различными материалами: мокрой губкой на доске, палочкой на песке, маркером на доске, на листе обоев или ватмана (мезоуровень). 3 этап – «Графическое задание». Выполнение детьми графических заданий на листе формата А3 (микроуровень). 4 этап – личностно-ориентированный («Оживление»). Развитие у детей воображения, креативного мышления, умения видеть в абстрактном- знакомый образ. 5 этап – социально-эмоциональный («Совместный шедевр»). Коллективная деятельность детей, направленная на развитие коммуникабельности, навыков социального взаимодействия, осознание ценности каждого члена коллектива. Данная педагогическая технология - это поиск новых методов и форм их реализации для оптимизации образовательного процесса, направленного на решение проблем подготовки ребёнка к школе, гармонизация его пространственных и образных представлений, а также развитие социально-эмоциональной сферы. Эта технология соответствует всем требованиям, предъявленным ФГОС ДО, и может быть реализована в работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 21:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД