Приложение МААМ

Статья. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Флюра Абилова
Статья. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста методом технологии «Сенсографика в королевстве линий».

Дошкольный возраст – это важный период становления ребёнка как личности. В этом периоде закладываются у ребёнка основы для его дальнейшего развития, для приобретения им необходимых навыков и умений. В этом возрасте у детей формируются представления о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве (сенсомоторное развитие). Поэтому дошкольный возраст наиболее приемлем для сенсорного и сенсомоторного развития, то есть развития чувствительности, телесности и мелкой моторики. В связи с этим чрезвычайно важно подобрать такую технологию, которая бы отвечала требованиям и задачам дошкольного детства. На наш взгляд такой технологией является «Сенсографика. В королевстве линий», которая направлена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о пространственных ориентирах и развитие графомоторных навыков. Что же такое графомоторный навык? Это определённое положение и движение пишущей руки, которое позволяет рисовать, раскрашивать, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. М. М. Безруких утверждала, что период от 4 до 7 лет является сензитивным периодом для развития графомоторных навыков, пространственного мышления и ручной умелости, а мускулистая память в этот период очень цепкая. Е. Н. Российская полагала, что формирование графомоторных навыков во многом зависит от развития пространственных представлений ребёнка, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Осуществление проблемы преемственности ДОО и школы чрезвычайно важная и актуальная задача, именно поэтому важно, ещё на этапе дошкольного детства, формировать у ребёнка школьно-значимые функции, к которым относится и формирование графомоторных навыков и пространственного мышления у детей. Если графомоторный навык сформирован правильно, то ребёнок будет писать буквы разборчиво, красиво, чётко и быстро, если же он сформирован неправильно, то возникают определённые трудности на письме. И чтобы развить у детей все эти навыки, мы в своей работе используем уникальную авторскую технологию Н. Ю. Шуваевой «Сенсографика. В королевстве линий», которая разработана с учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Эта технология включает в себя целостное и всестороннее освоение пространства на сенсорном и сенсомоторном уровнях, а также ритмичное рисование линий и форм, при которых рисунок как результат не несёт в себе исключительной самоцели. Приоритеты переходят к самому процессу рисования, при котором на чистом листе бумаги возникают разнообразные графические образы, в результате осознанного и точного движения кисти руки. Нами была определена цель: формирование графомоторных навыков и пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование авторской технологии «Сенсографика. В королевстве линий». И поставлены следующие задачи. Задачи: 1. Формирование образных представлений у детей старшего дошкольного возраста о разных видах линий, их особенностях, характере и свойствах. 2. Развитие пространственного мышления на макроуровне (уровень пространства, мезауровне (уровень от локтя) и микроуровне (пространство листа). 3. Развитие мелкой моторики кисти руки в процессе выполнения тонкодифференцированных и тонкокоординированных движений. 4. Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста воображения, творческого мышления в процессе выполнения творческих заданий: рисования разнообразных форм и линий с последующим дополнением их образами. 5. Развитие навыков социально-эмоционального взаимодействия в процессе коллективной деятельности. 6. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования у детей старшего дошкольного возраста графомоторных навыков и пространственного мышления. В процессе реализации технологии «Сенсографика» дети знакомятся с разными видами линий: прямыми разнонаправленными (горизонтальными, вертикальными, наклонными); ломанными (на основе различных форм); дугообразными; волнистыми; спиралевидными; сложными (петлеобразными и восьмеркообразными). Уникальность данной технологии заключается в особом методе познания пространства. Освоение пространства происходит на трё х уровнях: 1. Мегауровень – освоение линий и форм на телесном уровне. Дети проходят по дорожкам, выложенном на полу из спортивного инвентаря (гимнастических палок, скакалок, обручей, полусфер, модулей); проползают на четвереньках, пропрыгивают, выкладывают на полу верёвками, палками, коктейльными трубочками, камешками. 2. Мезоуровень – освоение линий и форм при помощи движений «от локтя». Только что исследованные линии и формы дети изображают на магнитной доске, на ватмане маркерами. 3. Микроуровень – развитие мелкой моторики кисти руки. Исследованные и прорисованные на мезоуровне линии и формы дети изображают на альбомных листах или листах формата А3 фломастерами, карандашами, пастельными мелками. Педагогическая деятельность по организации данной технологии проводится в 3 этапа. І этап (подготовительный)анкетирование родителей на тему: «Уголок изобразительной деятельности детей дома», педагогическая диагностика, постановка проблемы, изучение литературы по технологии, подбор материала. Разработка перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста, с родителями воспитанников, социумом. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы новыми пособиями и дидактическими играми. ІI этап (основной) - реализация системы работы по авторской технологии «Сенсографика. В королевстве линий» с детьми старшего дошкольного возраста. III этап (заключительный) - педагогическая диагностика, анализ результатов, определение перспективы дальнейшего развития.

Публикация «Статья, Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Структура построения заданий включает в себя несколько этапов. 1 этап – сенсомоторный («Прочувствовать»). На этом этапе ребёнку необходимо прочувствовать движение с различными степенями свободы (мегауровень). 2 этап – графический («Оставить след»). Дети изображают графический образ линии различными материалами: мокрой губкой на доске, палочкой на песке, маркером на доске, на листе обоев или ватмана (мезоуровень). 3 этап – «Графическое задание». Выполнение детьми графических заданий на листе формата А3 (микроуровень). 4 этап – личностно-ориентированный («Оживление»). Развитие у детей воображения, креативного мышления, умения видеть в абстрактном- знакомый образ. 5 этап – социально-эмоциональный («Совместный шедевр»). Коллективная деятельность детей, направленная на развитие коммуникабельности, навыков социального взаимодействия, осознание ценности каждого члена коллектива. Данная педагогическая технология - это поиск новых методов и форм их реализации для оптимизации образовательного процесса, направленного на решение проблем подготовки ребёнка к школе, гармонизация его пространственных и образных представлений, а также развитие социально-эмоциональной сферы. Эта технология соответствует всем требованиям, предъявленным ФГОС ДО, и может быть реализована в работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 21:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Флюра Абилова (УИ 630866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД