МААМ-картинки

Статья «Формирование компетенций социальных педагогов, обеспечивающих защиту прав детей в системе вузовской подготовки»

Вашнёва Валентина Ивановна
Статья «Формирование компетенций социальных педагогов, обеспечивающих защиту прав детей в системе вузовской подготовки»
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ ДЕТЕЙ, В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В. И. Вашнёва

(БГПУ имени Максима Танка, Беларусь)

Формировать в социуме гуманное отношение к детям, нивелировать проявление различных социальных патологий детства, охранять права детей, способствовать воспитанию человека, который ощущает себя индивидуальностью, членом общества призваны такие специалисты как социальные педагоги.

Публикация «Статья „Формирование компетенций социальных педагогов, обеспечивающих защиту прав детей в системе вузовской подготовки“» размещена в разделах

Учреждения образования, как институт социализации, должно обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, создавать наилучшие условия для сохранения их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечивать условия для реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье, всестороннее развитие, защиту от насилия, сохранение здоровья, получение образования и социальную защиту.

Социальная и педагогическая защита учащихся, взаимодействие с социальными институтами занимает особое место в работе социального педагога. Эта деятельность подразумевает знание законов и документов, регулирующих права ребёнка в нашей стране. Профессиональная деятельность социального педагога по защите прав и законных интересов учащихся предусматривает реализацию следующих направлений деятельности в учреждении образования:

выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;

выявление учащихся, подвергшихся агрессии, насилию со стороны взрослых и сверстников и оказание им помощи;

целевая социальная защита. Оказание помощи детям и подросткам, молодёжи, семьям, организациям, работающим с детьми, в решении конкретных задач по защите детей в сложных жизненных ситуациях (социально опасное положение, конфликты, одиночество, насилие, алкоголизм, наркомания, последствия аварии на ЧАЭС и др.);

защита прав и интересов учащихся, оказавшихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, КДН, суд, прокуратура и т. д.);

защита процесса формирования личности, направленная на благоприятное течение критических периодов развития;

защита среды формирования и развития личности. Внимание социальных институтов и специалистов должно быть сосредоточено на микроокружении ребёнка, экономических аспектах, социальных и нравственных проблемах конкретного региона и общества в целом;

помощь в обеспечении социальных гарантий (целевая материальная помощь) и др.

Ответственная деятельность социального педагога требует высочайшей профессиональной компетентности в данной области, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Профессиональная компетентность социальных педагогов, представляет собой многогранное явление, она определяется профессиональными базовыми знаниями и умениями, ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала (Г. В. Мухаметзянова).

В процессе научно-исследовательской работы, проводимой на кафедре социальной педагогики (2011-2015 гг) акцентировалось внимание на определении структуры и разработке содержания профессиональных компетенций социальных педагогов, представленных совокупностью когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов. Безусловно, и академические, и профессиональные, и социально-личностные компетенции специалистов формируются в процессе профессиональной подготовки специалистов.

«Охрана детства», как специальная учебная дисциплина, исследует охрану детства как общественное явление, как широкую социальную деятельность государства и различных социальных институтов, как целостную социально-педагогическую систему и деятельность.

Эта дисциплина представляет собой своеобразное вхождение в систему профессионального образования, основная задача которого заключается в раскрытии основ профессиональной деятельности по охране детства и формировании у будущих социальных педагогов мотивации для получения знаний, необходимых для эффективной деятельности в области защиты прав и законных интересов учащихся.

Курс «Охрана детства» разработан с учётом требований компетентностного подхода в высшем образовании. В процессе изучения учебной дисциплины «Охрана детства» студенты должны усвоить знания об основных направлениях международного права и приоритетные направления государственной политики в области охраны детства, содержание социально-педагогической деятельности по защите детства, формы и методы работы по защите и охране прав и законных интересов детей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Охрана детства» определены образовательным стандартом высшего образования. Профессиональная компетентность специалиста, осуществляющего деятельность по защите прав несовершеннолетних в учреждениях образования, предполагает следующие знания:

основных направлений международной и государственной политики Республики Беларусь в области охраны и защиты детства;

роли и функций социального педагога в процессе социальной защиты прав детей;

основ планирования работы с детьми, нуждающимися в государственной защите;

форм оказания помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении.

В процессе изучения учебной дисциплины студенты должны уметь:

организовать работу по охране прав ребенка в соответствии с основными направлениями национальной системы защиты детства;

определять цель, задачи и содержание социально-педагогической деятельности по профилактике нарушения прав несовершеннолетних;

разрабатывать и осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудной жизненной ситуации;

осуществлять планирование социально-педагогической работы по защите прав ребенка;

определять формы и методы работы с детьми, оказавшимися в социально опасном положении.

Профессиональные компетенции, сформированные в ходе изучения учебной дисциплины предполагают владение:

теоретическими знаниями в области охраны детства;

практическими умения системно подходить к решению каждой в отдельности проблемы ребёнка, прогнозировать результаты социально-педагогической деятельности в области охраны детства;

педагогическим мышлением, способностью оценивать проблемы жизнедеятельности детей в мире, государстве, конкретном микросоциуме, анализировать их, предлагать конкретные пути решения;

социально-педагогическими технологиями профилактики, реабилитации и социально-педагогической помощи детям, оказавшимся в неблагополучной жизненной ситуации;

педагогической культурой, знаниями профессионально-этического кодекса.

Семинары по учебной дисциплине «Охрана детства» имеют практико-ориентированный характер, это не только эффективная форма закрепления полученных по изучаемой теме знаний, а также они нацелены на развитие профессионального самосознания студентов, творческого потенциала личности, развитие профессиональной компетентности будущих социальных педагогов.

Переход от информационного к активному обучению с включением элементов проблемности, игровых технологий, научного поиска дает возможность более эффективного решения образовательных задач, позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и перевести студента из объектной в субъектную позицию. Основными методами (технологиями) обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, а также эффективно обеспечивающими формирование профессиональных компетенций студентов в области защиты прав детей являются активные методы и формы обучения.

Проблемное обучение на основе кейс-метода, обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, профессиональной, общественной деятельности, призвано стимулировать поисковую самостоятельную деятельность студентов. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Данная технология призвана стимулировать поисковую самостоятельную деятельность студентов, выработку алгоритма социально-педагогического взаимодействия социальных педагогов со взрослыми и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. На семинарских занятиях при разрешении проблемных ситуаций целесообразно использовать методы анализа ситуаций, принятия нестандартных решений, мозгового штурма, что будет также способствовать развитию у социальных педагогов коммуникативных умений, мобильности и толерантности.

Информационно-методическим обеспечением для формирования у студентов профессиональных компетенций в области охраны детства является разработанный и внедрённый в образовательный процесс учебно-методический комплекс (УМК, содержание которого имеет прикладной характер. Представленные в УМК материалы предполагают не только формирование у студентов теоретического понимания и осознания важнейших категорий охраны детства, но и формирование у будущих специалистов мотивации на выбранную профессию. Разработанные задания и контрольные мероприятия для семинарских занятий и управляемой самостоятельной работы студентов, предполагают формирование специальных умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, других источников информации для углубленного изучения учебной дисциплины.

Таким образом, формирование компетенций социальных педагогов по защите прав детей, является важнейшей задачей профессиональной подготовки специалистов социально-педагогической сферы. Данная компетентность будет обеспечивать эффективность профессиональной социально-педагогической деятельности по защите прав и законных интересов учащихся.

Публикации по теме:

Анкета «Сформированность основных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ОВЗ» Анкета «Сформированность основных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ОВЗ» Уважаемые педагоги, просим вас ответить на несколько.

Факторы развития социальных компетенций дошкольников Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых.

Формирование грамматических компетенций у детей с ТНР 5–7 лет. Практикум для учителей-логопедов «Учимся говорить, играя»Формирование грамматических компетенций у детей с ТНР 5–7 лет. Практикум для учителей-логопедов «Учимся говорить, играя» .

Консультация для педагогов «Охрана прав и достоинства маленького ребёнка» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение д/с «Светлячок» г. Цимлянск Консультация для педагогов "Охрана прав и достоинства.

Мастер-класс «Формирование у дошкольников социальных навыков и развитие речи посредством театральной деятельности» Тема: «Формирование у дошкольников социальных навыков и развитие речи при взаимодействии ДОУ и семьи посредством театральной деятельности».

Методы подготовки будущих педагогов к реализации идей гендерного подхода в образовании Проблема взаимоотношения полов имеет глубокий смысл и богатый исторический и современный опыт ее решения. Новая гендерная парадигма в образовании.

Педагогический совет «Совершенствование педагогических компетенций педагогов доо в Соответствии со стандартом педагога» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Составила старший воспитатель МБДОУ детский сад № 93 г. Владикавказ Моргоева Н. И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ.

Статья «Формирование просодики у дошкольников с нарушениями речи» Формирование просодики у дошкольников с нарушениями речи Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского района Населенный.

Статья «Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок» «Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок» Скачкова Владлена Александровна, воспитатель.

Статья: «Влияние нарушений звукопроизношения на формирование фонематического слуха у детей с речевой патологией». Влияние нарушений звукопроизношения на формирование фонематического слуха у детей с речевой патологией. В настоящее время одно из самых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Формирование компетенций социальных педагогов, обеспечивающих защиту прав детей в системе вузовской подготовки»
Опубликовано: 29 июля 2017 в 12:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Формирование компетенций социальных педагогов, обеспечивающих защиту прав детей в системе вузовской подготовки»» (включая файлы) размещена пользователем Вашнёва Валентина Ивановна (УИ 1231784) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД