Папки-передвижки

Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством синтеза искусств

Татьяна Петрищева
Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством синтеза искусств
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА ИСКУССТВ

Подготовила воспитатель Петрищева Т. В.

Аннотация. В данной статье описываются особенности работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством синтеза искусств, а также основные направления по дальнейшей разработке проблемы исследования.

Публикация «Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством синтеза искусств» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическая культура, формирование экологической культуры, старший дошкольный возраст, синтез искусств

Экологическое развитие, несомненно, необходимо каждому современному человеку. Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования экологической культуры личности, развития ее способностей и природных задатков в области природы, умения и стремления жить по законам природы. Почву для формирования начал экологической культуры необходимо начинать закладывать еще в дошкольном возрасте. Следует отметить, что система формирования начал экологической культуры в дошкольном образовательном учреждении включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты [2] :

- экологическое воспитание в образовательной деятельности (в том числе и посредством синтеза искусств);

- экологическое воспитание на прогулках, в труде;

- экологическое воспитание в сотрудничестве с семьей дошкольника.

Экологическому воспитанию дошкольников посредством синтеза искусств в нашей стране уделяется серьезное внимание. Воспитать у дошкольников способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и природе, стремление самому участвовать в создании прекрасного в природе, развивать художественные способности – таковы основные цели и задачи формирования начал экологической культуры посредством синтеза искусств. Понятно, что экологическое воспитание старших дошкольников имеет свои специфические особенности. Под влиянием системы воспитательных воздействий дошкольники значительно продвигаются в своем экологическом и эстетическом развитии, у них формируется способность чувствовать и оценивать прекрасное в природе, в жизни, в труде [4].

Формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств – один из факторов общего развития старших дошкольников.

В современной педагогике формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств трактуется как воспитание способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, в природе, как воспитание стремления самому участвовать в соз-дании прекрасного в жизни и природе, как развитие познавательных и художественно-творческих способностей.

Одним из важнейших средств формирования начал экологической культуры посредством синтеза искусств являются уроки рисования в ДОУ. Включенные в общую систему работы ДОУ, они составляют ее важную часть и активно развивают старших дошкольников. Благоприятствуют этому объективные возможности, заложенные в содержании образовательной деятельности, организационных формах, методических средствах и оснащенности педагогического процесса. Конкретно-прак-тический характер образовательной деятельности позволяет интенсивно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность старших дошкольников [1].

Процесс формирования начал экологической культуры посредством синтеза искусств в дошкольном образовательном учреждении включает в себя три взаимодополняющих звена: а) накопление опыта эстетических переживаний; б) художественно-эстетическое образование; в) практическая деятельность в природе, в жизни, в труде.

На занятиях по рисованию в дошкольном образовательном упреждении формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств является одним из основных направлений. Занятия рисованием в ДОУ направлены на развитие индивидуальности (творческих способностей, художественных предпочтений, эстетического вкуса, способствуют экологическому воспитанию старших дошкольников).

Цель образовательной деятельности по рисованию – привить детям интерес к произведениям живописи, научить смотреть картины, ценить мастерство художника. Детей нужно постепенно приобщать к миру красок. Начинать лучше с ярких, сочных иллюстраций к знакомым детям ситуациям, сказкам, стихотворениям. На занятиях следует учить различать и узнавать в иллюстрациях изображенные предметы, животных, растения; развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине; воспитывать умение видеть красоту природы, красоту исполнения.

Затем можно начинать знакомство с творчеством выдающихся художников. Работы великих пейзажистов И. И. Шишкина и И. И. Левитана – это прекрасное средство воспитания любви к природе. Занятия по разбору картин о природе познакомят детей с богатым миром красок, помогут ощутить красоту окружающего мира [3].

Чтобы занятия по рисованию в ДОУ проходили интересно, живо, не следует их вести только в форме вопросов и ответов. Можно включить и чтение короткого рассказа, стихов, слушание музыки.

Занятия по рисованию имеют большое коррекционно-воспитательное значение. У старших дошкольников совершенствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются любознательность, наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями. Через эмо-циональное восприятие произведений изобразительного искусства дети подводятся к доступной их сознанию эстетической и экологической оценке явлений окружающей действительности [5].

Формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств, которое осуществляется в ДОУ на занятиях по рисованию, является необходимым условием гармоничного развития ребенка. Под этим следует, прежде всего, подразумевать создание у старших дошкольников определенного комплекса представлений о красивом, о природе, о конструктивном поведении людей, предварять развитие их творческих способностей. Формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств состоит в прямой взаимосвязи с воспитанием навыков и привычек культурного поведения, а также соблюдения нравственных норм. Формирование начал экологической культуры посредством синтеза искусств должно привести дошкольников к правильным поступкам, переходя тем самым из экологического в этическое.

В рамках данной статьи также можно сформулировать следующие этапы дальнейшей работы по формированию начал экологической культуры посредством синтеза искусств :

1. Разработать цикл мероприятий, который будет направлен на формирование таких качеств старших дошкольников, как: речевая грамотность, нравственность, эмоциональность, индивидуальная активность.

2. Включить в комплекс мероприятий изобразительную деятельность, направленную на формирование экологических представлений.

Список использованной литературы

1. Адам, Д. А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства : автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00. 07: Екатеринбург, 2015. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике – Режим доступа: https://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-07/dissertaciya-formirovanie-ekologo-orientirovannyh-tsennostey-u-doshkolnikov-sredstvami-sovremennogo-iskusstva

2. Ашиков, В. «Семицветик» — программа культурно-экологического образования дошкольников / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 34-39.

3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л. И. Егоренков. – М. : АРКТИ, 2015. – 128 с.

4. Курашова, В. А. особенности воспитания у старших дошкольников экономно – бережного отношения к природным рисурсам / В. А. Курашова // Дошколник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение. – 2012. – № 4. – С. 24-27

5. Островская Г. И. Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00. 07: Екатеринбург, 2013. – 164 c.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством синтеза искусств
Опубликовано: 30 января 2023 в 11:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством синтеза искусств» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петрищева (УИ 1320762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД