МААМ-картинки

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах города

Анастасия Парфенович
Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах города

«Формирование основ безопасного поведения детей

старшего дошкольного возраста на дорогах города».

Введение

Актуальность процесса ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения несомненна и жизненно необходимо. По статистике, дети являются частым предметом происходящих дорожно-транспортных происшествий. Это обусловлено тем, что не редко наблюдается элементарное неведение детей о правилах дорожного движения и пренебрежение важности обучения детей этим правилам со стороны взрослых. Также, причиной частых транспортных происшествий является то, что дети дошкольного возраста еще не способны в полной мере управлять собственным эмоциями и поступками, не развиты навыки регуляции поведения, не сформирована способность предвидения возможной опасности на дороге. Безопасность детей-пешеходов напрямую зависит от того, насколько они знают и соблюдают правила поведения на дороге, и этому, безусловно, их нужно обучать.

Публикация «Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах города» размещена в разделах

Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Цель: формирование у детей устойчивого навыка переключения на самоконтроль в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарную дорожную грамотность.

2. Развивать способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.

3. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Для реализации поставленной цели и задач особое внимание я обратила на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

• насыщенность (представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, макетов, пособий);

трансформируемость ( например: игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.);

• полифункциональность (при использовании пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях);

• вариативность ( например: повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение);

• доступность (свободный доступ детей к игровым пособиям);

безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования игр и пособий).

Работу по формированию основ безопасности поведения детей я выстраиваю поэтапно:

Первый этап – диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель.

Второй этап – расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, игровую деятельность.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта, практические занятия в мобильном автогородке.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно -воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД я опираюсь на три аспекта взаимодействия ребё нка с транспортной системой:

Ребёнок – пешеход:

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);

Ребёнок – пассажир:

Изучаем с детьми правила пользования маршрутным транспортом, знакомимся с обязанностями пассажиров, наблюдаем и анализируем правильные и неправильные действия водителя и пассажиров.

Ребёнок - водитель детских транспортных средств (автомобиль, велосипед, санки, ролики и т. д.).

Применение различных игровых технологий способствует развитию у детей познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.

Значительное место в обучении дошкольников ПДД я уделяю игре. Она позволяет организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес к изучению правил дорожного движения.

При обучении детей правилам дорожной безопасности мною используются самые разнообразные игры:

Например:

Дидактические игры используются как средство развития познавательной активности детей. Поэтому особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни», «Дорожное лото», «Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак», «Найди пару», «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др.

С помощью макетов дети расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д.

Ролевая игра используется мной для моделирования ребёнком различных ситуаций, социальных отношений. Дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.

Сюжетно-ролевые игры проводятся как на территории мобильного автогородка, так и в группе с использованием макетов, интерактивной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Ребята придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой помощи, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).

Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторины». Они преподносятся детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

Для закрепления пройденного материала я также включаю в деятельность:

Минутки безопасности, решение логических задач по темам.

Игры соревновательного характера. Например, тема: «Дорожные знаки».

Команды, участвуя в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, выполняют различные задания, называют дорожные знаки. Также проводятся игры-эстафеты с использованием физического оборудования: «Дорожный баскетбол», «Кто быстрее соберёт дорожный знак» и другие.

Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др., в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Проявить себя, показать свои знания, умения, навыки дети могут в КВН, викторинах типа «Колпинцы с рождения за безопасность дорожного движения», «Самый умный на дороге», «Знатоки дорожных правил», «Безопасная прогулка в автогородке», «Я знаю дорожные знаки».

В своей работе я использую инновационные педагогические технологии:

Применение информационных компьютерных технологий, при ознакомлении с правилами дорожного движения, позволило мне сделать каждое занятие из серии «Школа Светофорика» нетрадиционным, насыщенным, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. В роле Светофорика выступаю сама, что даёт возможность лично общаться с детьми, ненавязчиво направлять их обсуждения в нужное русло. На наших встречах, с использованием информационных технологий, в подавляющем большинстве случаев дети не оценивают свою деятельность как занятие, стимулом для работы становится не доминирующая роль воспитателя, а собственное желание детей поучиться в «Школе Светофорика».

Использование проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. Так в условиях проекта «Эти разные машины» дошкольники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а также закрепили правила поведения в пассажирском транспорте. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы : беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной литературы, дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», создание мини-музея «Автосалон», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности.

Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Также нами были реализованы проекты: «Советы инспектора Пешеходова», «Школа Спасайкина», «На дороге шутить – себе навредить» и др.

Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей в творческой мастерской я всегда направляю на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражают знания и представления о ПДД, делятся опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании правил дорожного движения. Дети создают творческие композиции, выставки, макеты по темам: «Вот эта улица…», «Автопарк». В процессе практической деятельности ребята общаются, делятся впечатлениями, учатся работать в коллективе.

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в тесном взаимодействии с родителями.

Формы работы с родителями :

Вопросы, поднятые на родительских собраниях, служат предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют мне установить тесный контакт с семьей, дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его интересы и особенности. Постоянно предлагаю родителям прочитать интересные, специально разработанные памятки. Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняю, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах.

На групповых собраниях с участием сотрудников ГИБДД, я знакомлю родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, подчеркиваю моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основную идею, которую я хочу донести это то, что родители должны сами подавать пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.

Родители участвуют в изготовлении дидактических пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Такая форма помогает налаживать атмосферу т плых семейных отношений между родителями и детьми, а также доброжелательных отношений между воспитателем и родителями, когда в процессе нашей совместной деятельности, мы становимся союзниками.

Досуговые формы по ПДД с участием детей и родителей помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Хорошей традицией в моей группе стало проводить конкурсы макетов, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Я считаю, что родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении дошкольников, в развитии интереса ребенка к своей безопасности и безопасности окружающих. Единые требования воспитателя и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Заключение

Я убеждена, что главным показателем качества обучения участников воспитательно-образовательного процесса правилам дорожной безопасности является :

• Отсутствие несчастных случаев, ДТП с детьми и родителями ДОУ.

• Использование детьми правил безопасного поведения на улице и дорогах, в быту.

• Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.

Как образец моей работы в данном направлении представляю конспект НОД с детьми с использованием авторских игр (приложение 1).

Список литературы

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность», СПб «Детство-Пресс» 2002 г.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Р. Б. Стеркина, Маханёва М. Д. «Безопасность на улицах и дорогах», М. изд. АСТ-ЛТД, 1997 г.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников», М. Просвещение, 1998 г.

4. Майорова Ф. С. «Изучаем дорожную азбуку», М. изд. «Скрипторий», 2006 г.

5. Скоролупова О. А. «Правила и безопасность дорожного движения»,М. 2005 г.

6. Нефёдова К. «Транспорт. Какой он.» изд. «Гном» М. 2003 г.

7. Дружинина М. «Наш друг светофор» изд. «Махаон» 2005 г.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах города
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 10:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД