Папки-передвижки

Формирование элементарных математических представлений через нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста

Ангелина Шайхуллина
Формирование элементарных математических представлений через нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические аспекты формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм работы.

Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, математическое развитие, элементарные математические представления.

Formation of elementary mathematical concepts through non-traditional forms of work with preschool children

Публикация «Формирование элементарных математических представлений через нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Annotation : The article examines the theoretical aspects of the formation of elementary mathematical concepts in children of primary preschool age through non-traditional forms of work.

Key words : children of primary preschool age, mathematical development, elementary mathematical concepts.

Актуальность исследования. В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитию представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, разделению целого на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких веществ, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. Данный комплекс задач является программой познавательного развития, обеспечивает качественное понимание детьми количественных отношений, закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления и речи. Все это способствует умственному развитию детей, формированию у них математических компетенций.

Проблема исследования. Однако современное развитие методики формирования элементарных математических представлений имеет определенные проблемы, в частности: педагоги и родители детей дошкольного возраста пытаются теоретически, как можно в большем объеме подготовить детей к обучению в школе, не предполагая обучение детей в процессе деятельности.

Цель статьи: обосновать эффективность условий формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста путем использования нетрадиционных средств.

Основная часть. Система развивающего обучения в математике направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, а на формирование и развитие собственной деятельности по предложенным средствам обучения. Можно сказать, что средство обучения – это источник получения информации, как правило, это совокупность моделей природы [Орлова Н. В., 2018, с. 82].

Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям. Психологические исследования И. В. Шадриной показали, что дети 2-3 лет воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и называют их хорошо известными предметами : прямоугольник – окошком, овал – яичком и тому подобное [Шадрина И. В., 2020, с. 79].

Используя карточки, на которых изображены 2-3 фигуры, детей упражняют в обводке контуров. Особенности формы обнаруживают, предлагая детям сделать то или иное действие. Так, прокатывая фигуры, дети выясняют, что круг катится, а квадрат – нет, потому что мешают углы, а круг катится, потому что он круглый и не имеет углов [Мусс Г. Н., 2018, с. 49].

Практическое исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад 7, Республика Башкортостан, город Октябрьский, в период 2020 – 2021 гг. Было охвачено 30 детей 2-3 лет. Дети были распределены на две группы по 15 человек: экспериментальную группу (ЭГ, с которой проводился в дальнейшем формирующий этап исследования, и контрольную группу (КГ, с которой дополнительных занятий не проводили.

На основе изучения исходного уровня развития элементарных математических представлений у детей 2-3 лет, был разработан и внедрен методический конструкт системы математического развития. В основу процесса реализации методического конструкта была положена специально созданная интегрированная модель. Были определены и реализованы в процессе экспериментально-педагогической деятельности цель, задачи, содержание, формы и методы организации математического развития детей дошкольного возраста, результатом которого стало достижение более высокого уровня математического развития детей экспериментальной группы, тогда как в контрольной группе результаты остались практически прежними, за исключением одного ребенка, который перешел с низкого уровня на средний.

Выводы. Таким образом, теоретическое обоснование экспериментального методического конструкта математического развития детей младшего дошкольного возраста и практическое его внедрение в условиях заведения дошкольного образования обеспечило положительную динамику всех показателей элементарных математических представлений младших дошкольников.

Литература:

1. Мусс Г. Н. Обогащение представлений дошкольников о свойствах и качествах предметов // Перспективные направления дошкольного образования : опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч. -практ. конф. / глав. ред. М. П. Нечаев. – Чебоксары, 2018. – С. 49-53.

2. Орлова Н. В. «Путешествие по «реке времени»» как форма работы с детьми подготовительной к школе группы в формировании количественных представлений. – Нижний Тагил, 2018. – С. 82-85.

3. Шадрина И. В. Теория и методика математического развития : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шадрина. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 279 с.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений через нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 18:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД