Консультация «Игра и игрушка — средство развития и воспитания дошкольника»

Лилия Димова
Консультация «Игра и игрушка — средство развития и воспитания дошкольника»

Игра – что может быть интереснее и важнее для ребенка? Игра – это не только удовольствие для малыша это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идет в детский сад. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».1

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными. Конечно, следует учитывать специфику каждого вида игры. Она должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении, при условии правильного руководства взрослого. Содержание сюжета сможет оказать активное воздействие на дошкольника лишь в том случае, если уровень нравственного воспитания, общей воспитанности будет предметом постоянного внимания взрослого. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельности и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра. 2 Таком образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условии которой взрослый может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, её общественную направленность.

Детские игры неразрывно связаны с игрушкой. Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий, например строительный материал, конструктор.

Каждая игрушка, с которой сталкивается человек, вызывает у него определенные ассоциации. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Для ребенка игра – это маленький мир, в котором он проживает свое дошкольное детство. Игрушка должна закладывать в душу ребёнка первоначальное понятие добра и зла, являться помощником в исследовании мира, источником радости, создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного его творчества. Какой он будем, с какими эмоциями и чувствами, во многом зависит от нас, ведь именно мы насыщаем его мир игрушками.

Родители, которые постоянно играют со своими детьми, наблюдают за их игрой, помогают малышам придумывать сюжет, подбирать игрушки, то эти ребята очень отличаются от своих сверстников в детском коллективе.

Они всегда найдут себе друзей, рядом с ними детям интересно. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка – это главное для малыша. Но это вовсе не означает, что она должна нравиться папе и маме. Это может быть просто обувная коробка, которая превратится в паровоз, а простая одноразовая тарелка станет каруселью. Изготовление руками родителей фигурок из картона, дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые сказки, произведения художественной литературы, придумывать свои рассказы и сказки. Игрушки играют вспомогательную роль в стимуляции развития ребенка. Игровые материалы должны соответствовать развитию и индивидуальным потребностям ребенка. Хорошая игрушка реалистична, она передает основные, типичные черты действительности. Выбор игры определяется попавшейся на глаза игрушкой, подражанием товарищам.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Сюжетные, или образные, игрушки.

Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Спортивные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

Музыкальные игрушки.

Погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки, бубны, губная гармошка и другие музыкальные инструменты.

Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и другие. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество.

Таким образом, у каждой игрушки свое назначение.

Чем старше дети и более развиты, тем требовательнее они к предметам игры и игрушкам, тем больше сходства ищут с действительностью. Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создавать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки. Детям должна быть предоставлена возможность играть в разное время дня. Дошкольник имеет наибольшую возможность именно в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами. Игра выступает как средство всестороннего развития дошкольника. Посредством игры осуществляется:

Формирование моральных представлений.

Нравственное, патриотическое воспитание.

Положительное отношение к труду, интерес к разным профессиям.

Воспитание дружелюбия.

Углубление интереса к познанию окружающего мира.

Умственное воспитание.

Художественное развитие детей.

Эстетическое воспитание.

Воспитание бережного отношения к игрушкам, ответственность.

Таким образом, игры и игрушки стали признанным средством всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Библиография.

Абраменкова В. Во что играют наши дети. – М.: Лепта Книга, 2008

Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка. – Мир психологии. № 4, 1998.

Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986

Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Игра дошкольника. – М: Детям XXI века, 2005

Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975

Крупская Н. К. Педагогические сочинения. – М., 1980, т. 6

Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982

Публикации по теме:

Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания Т. В. Истомина Усолье-Сибирское, МБДОУ "Детский сад №35" «Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания». Игра.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания» Дидактическая игра как средство экологического воспитания. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста» (Слайд 2) Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 «Чебурашка» муниципального образования город-курорт Анапа.

Консультация для родителей «Игра как средство нравственного воспитания» Консультация для родителей на тему: «Игра как средство нравственного воспитания» Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер: вредная игрушка или средство развития?» Консультация для родителей «Ребенок и компьютер». Что же такое компьютер? Добро или зло? Чем является компьютер для ребенка? Игрушкой,.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» "Родное слово является основой всякого умственного развития.

Отчет по самообразованию «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация «Игра и игрушка — средство развития и воспитания дошкольника»
Опубликовано: 18 января 2018 в 07:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс по изготовлению коллажа «Весенний букет для мамочки»
Я для милой мамы, Соберу букет. Пусть её порадует, весны чудесный цвет. Белые подснежники, нежные цветы. Это - символ счастья, Здоровья, доброты. А...
Фотоотчет. Выставка Совместного творчества детей и родителей, посвященная...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку совместного творчества родителей и детей посвященную Международному...
Фотоотчет «А у нас субботник!»
12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник Субботники возникли в период Гражданской войны, они появились после того...
Педагогический проект «Мыльная история»
Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный....
Что для меня значит интернет-ресурс сайт МAAM.RU
Уважаемые коллеги! Я сегодня познакомилась с публикацией Татьяны Михайловой «Интернет-ресурс сайт МAAM. RU в жизни дошкольного педагога». Очень интересная...