Получи документы

Конспультация «Игра, как средства обучения»

Гизатулина Татьяна
Конспультация «Игра, как средства обучения»

ИГРА – КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Гизатулина Т. В., воспитатель

МБДОУ города Иркутска детский сад № 147

Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Публикация «Конспультация „Игра, как средства обучения“» размещена в разделах

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры.

По Фребелю, детская игра - «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра - мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.

Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли».

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. Л. Сухомлинский так же отмечал, что «. духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процесс творчества.

Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

Можно сказать, что игра - это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

Вся детская деятельность синкретична, то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия - игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.

Л. С. Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок - не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г. Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра - это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако никогда не теряет своего реального «я». Скача на лошади - стуле, ребенок не думает, что стул под ним - это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору, - гора. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой). Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры - театральной иллюзией».

Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на четвертом году жизни у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается, а на пятом году жизни можно научить детей обдуманно выбирать игру, ставить цель и распределять роли, то у детей 5-7 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. И замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время завладевают воображением.

Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.

Итак, детское развитие - процесс приобщения ребенка к освоению мира культуры, его самоопределения в нем. Присваивая культуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность поведения.

Именно игра - фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте. Прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом ее колоссальная развивающая сила.

Литература

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. - М., 1966. - 541с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб. : Союз, 1997.

3. Запорожец А. В. «Избранные психологические труды». М., 1986.

4. Кудрявцев В. Т. «Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка». М., 1997.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». М. ,2000.

6. Смирнова Е. О. «Дошкольная педагогика от Фребеля до «Истоков». Москва-Киров, 2003.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая.

Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.

Учимся — играя. Игра как средство обученияУчимся — играя. Игра как средство обучения ИГРА - КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ. Группа среднего возраста " МАТРЁШКИ". Воспитатель: Филиппова Ю. В. Игра сопровождает ребёнка с рождения,остаётся.

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста Опыт работы в ДОУ у меня не сильно большой, но все-таки хочу попробовать рассказать о дидактической игре, как форме обучения детей. Дидактическая.

Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить.

Инновационная педагогическая деятельность «Оптимальные методы и средства обучения в работе по развитию речи» 1. Актуальность и перспективность проблемы. Глубинные социально-экономические и культурно-исторические сдвиги, сопровождающие Россию в.

Консультация для родителей «Игра как основная форма воспитания и обучения детей» Игра является ведущим видом деятельности ребенка, основной формой организации его деятельности. В игре ребенок познает окружающий мир, выражает.

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство обучения детей» Качественно новые социальные требования к системе образования в целом предполагают, что «… развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные….

План самообразования «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» Абдрахманова Гузель План самообразования «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» Утверждаю Заведующий Детского.

Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей-дошкольников С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспультация «Игра, как средства обучения»
Опубликовано: 1 апреля 2019 в 09:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД