МААМ-картинки

История изучения онтогенеза речи в науке

Татьяна Бирулина
История изучения онтогенеза речи в науке

История изучения онтогенеза речи в науке

Проблема развития речи вызывала интерес учёных с давних времён, но наиболее активно этот вопрос начал разрабатываться во второй половине XIX века.

В 1876 году вышла статья И. Тэна «Наблюдение над усвоением языка ребёнка», где исследователь на примере собственной дочери показал, как протекает процесс усвоения речевых норм.

В 1882 году увидел свет труд В. Прейера «Душа ребёнка» с похожим содержанием.

Публикация «История изучения онтогенеза речи в науке» размещена в разделах

В отечественной науке имеется большое количество теоретических и экспериментальных исследований, в которых затрагиваются общая природа речи и её видов, функции и механизмы речи, а также подробно описывается процесс становления и развития речи у детей.

В 1880 году вышла одна из первых российских работ, посвященная проблеме развития речи – книга И. А. Сикорского «Душа ребёнка», где автор описывал наблюдения за речевой деятельностью собственного сына.

А. Ф. Левоненский в книге «Мой ребёнок» не только представил свои наблюдения, но и выложил обработанные результаты своей экспериментальной деятельности.

В труде «Основы новой педагогики» В. А. Вахтерова впервые были предприняты попытки выявить частоту употребления его дочерью разных частей речи от момента рождения до 13 лет.

В перечисленных выше исследованиях не было, к сожалению, систематичности и чёткого алгоритма, поэтому их данные невозможно было применить в рамках теоретического обобщения научного опыта описания речевого развития.

В. Штерн в работе «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» (1914 г.) привел периодизацию речевого развития детей, выделив предварительную стадию – первый год жизни (появление лепета, подражание звукам) и четыре «эпохи» : 1) 1 год - 1,6 года, когда в речи ребёнка присутствует небольшое количество смысловых звуковых реакций, преобладание звукоподражания; 2) 1 год 6 месяцев – 2 года, когда возрастает словарный запас, возникает понятие о частях речи и предложение состоит из нескольких слов; 3) 2 года – 2 года 6 месяцев – начало изменения по флексиям, когда ребёнок начинает выражать изменения понятий при -проявляет огромные способности в словообразовании и словотворчестве.

Данная периодизация долгое время оставалась наиболее популярной в отечественной психологии.

После революции в России создается Педологический институт и ряд других учреждений, где изучается речь ребёнка, проводится систематическое наблюдение и статистическая обработка полученных данных.

Большое влияние на изучение детской речи было оказано А. Н. Гвоздевым, который в 1921 – 1929 гг. провел целенаправленную работу по записи и лингвистическому анализу детских речевых проявлений.

На протяжении XX века онтогенез речи изучался большим количеством исследователей (Л. С. Выготским, Ж. Пиаже, Д. Б. Элькониным, Ф. А. Сохиным, А. А. Леонтьевым, Е. Кларком, А. М. Шахнаровичем, Н. В. Уфимцевой, Т. Н. Ушаковой, Н. И. Лепской, Е. С. Кубряковой, С. Н. Цейтлин, К. Ф. Седовым и другими). Общим для всех их работ является то, что в них развитие речи предстаёт как своеобразный психолингвистический феномен становления и функционирования сложной речемыслительной системы, в которой взаимосвязаны физиологические, психические и процесс социального развития индивида.

А. Н. Леонтьев установил четыре этапа в становлении речи детей :

первый - подготовительный - до одного года; второй – пред дошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет; третий - дошкольный - до семи лет; четвертый - школьный.

Как отмечается большим количеством исследователей (И. Н. Гореловым, К. Ф. Седовым, В. Б. Касевичем, С. Н. Цейтлин, «к настоящему времени область знаний, охватывающая проблемы речевого онтогенеза, претендует на выделение в самостоятельную исследовательскую дисциплину – возрастную психолингвистику (её также называют онтолингвистикой, лингвистикой детской речи, которая со временем должна войти в сферу антропоцентрического языкознания как равноправная с психолингвистикой наука».

Публикации по теме:

Методики изучения эмоций дошкольников ПРИЛОЖЕНИЕ Методика изучения эмоциональных проявлений детей при про-смотре спектакля. Цель: исследование особенностей эмоциональных проявлений.

Консультация «Актуальность изучения прав ребёнка подростками и взрослыми» Авторы: ученики МБОУ СОШ №4 г. Ардона Цопанов Константин, Кадзаев Таймураз, учитель Родионова Ольга Александровна Современный мир быстро.

Анкета изучения мнения родителей о качестве оказания образовательных услугАнкета изучения мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг Анкета изучения мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг в МДОУ детский сад №10 города Алушты Расскажите немного о.

Дидактическое пособие для изучения притяжательных прилагательныхДидактическое пособие для изучения притяжательных прилагательных Наибольшие затруднения при обследовании речи детей вызывает употребление в речи притяжательных прилагательных. Дети зачастую даже не понимают.

Использование театральной педагогики в ходе изучения иностранного языка Бойко ИИ,учитель немецкого языка, БОУ «Ольгинская СШ» структурное подразделение «Крымская ОШ» Полтавского района, Омской области Театральная.

Коллективное сочинение «История в лицах» (История о солдате) Тема: «История в лицах» (История о солдате) Автор работы: Дети 1-го дополнительного класса Руководитель: Савенкова Галина Владимировна.

Лэпбук «Осень». Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительностиЛэпбук «Осень». Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Цель лэпбука: Систематизация и актуализация знаний обучающихся по теме осень. Актуальность: Лэпбук выглядит как интерактивная книжка,.

Макеты для изучения детьми ПДД в старшей группеМакеты для изучения детьми ПДД в старшей группе Зенькова Марина Валентиновна. Представляем Вашему вниманию макеты по ПДД, выполненные детьми, воспитателем и родителями старшей группы "Ладушки".

Некоторые аспекты изучения личности ребёнка В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной.

Понятие «исследовательские способности» в современной науке Понятие «исследовательские способности» в современной науке. На современном этапе одной из актуальных является проблема развития познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История изучения онтогенеза речи в науке
Опубликовано: 11 мая 2018 в 19:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД