МААМ-картинки

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста

Елена Александровна Разина
Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста

Статья. Из опыта работы.

«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством обучения пересказу бытовых сказок».

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : коммуникативного, физического, интеллектуального, эмоционального.

Публикация «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Мы работаем в средней группе с детьми четырёх - пяти лет. При наблюдении отмечается небольшой словарный запас детей, недостаточность использования прилагательных, наречий, то есть признаков предмета. В связи с этим, особое значение стали приобретать вопросы развития связной речи.

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью. Есть необходимость развития связной речи дошкольников, обучения пересказыванию художественных произведений, в частности бытовых сказок, так как они доступны, реалистичны и вполне понятны детям дошкольного возраста, способствует развитию связной монологической речи.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу.

У истоков изучения проблемы связной речи и формирования методики её развития стояли многие исследователи детской речи : К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин и многие другие.

Роль сказок в развитии связной речи дошкольников. Говоря по-простому, сказки способствуют расширению словарного запаса, помогают правильно строить диалоги и монологи, влияют на развитие всех сторон речи. Но, помимо всех этих задач, не менее важно и то, что сказки способны еще сделать речь детей более эмоциональной, образной, красивой. Поэтому обучение связной монологической речи мы начали с разработки непосредственно образовательной деятельности.

Цель: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством обучения пересказу бытовых сказок.

Каждое занятие по обучению пересказыванию на материале русских народных бытовых сказок состоит из следующих частей:

1) вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения,

обсуждения вопросов, рассматривания художественных иллюстраций по произведению, решение проблемных и игровых ситуаций и т. д. ;

2) чтение сказки (без установки на запоминание). Здесь очень важно эмоционально окрашенное, выразительное чтение или рассказ текста.

3) беседы по содержанию и форме прочитанной сказки. Вопросы, задаваемые детям, должны быть тщательно продуманы. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения (сказки) в единстве содержания и художественной формы. Эта часть занятия включала в себя не более 4-5 вопросов.

4) повторного чтения сказки. Перед чтением необходима установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Дети нацеливаются на запоминание и последующий самостоятельный пересказ.

5) пересказ сказки детьми. Формирование умений высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного.

6) инсценирование, драматизация сказки с использованием костюмов и атрибутов.

Небольшие по объему сказки ребенок пересказывает целиком, а более длинные сказки - по частям.

Важно, чтобы каждый ребенок обязательно участвовал в пересказе.

С детьми, речь которых требовала повышенного внимания (у которых низкий уровень развития связной речи, эффективнее проводить и индивидуальные занятия (в утреннее и вечернее время).

План занятия по пересказу сказки выглядит следующим образом:

- первичное чтение сказки,

- беседа по вопросам,

- повторное чтение,

- пересказ.

Важным методическим приемом являются вопросы. В начале пересказа вопросы напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействия персонажей; в процессе пересказа вопросы (при необходимости) дополняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его.

Указания тоже важный методический прием. Он применялся в случае, когда ребенок забывает текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также способствовали развитию выразительности речи при пересказе.

С детьми (до занятия по обучению пересказыванию) проводилась большая подготовительная работа, целью которой являлась выработка умений слушать, отвечать на вопросы.

Необходимо решить две основные задачи:

1) научить детей воспринимать сначала текст, читаемый взрослым;

2) подвести к воспроизведению текста (к пересказу).

Наиболее эффективным методическим приемом обучения пересказу является такой, когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно - два слова или целое предложение.

-Посадил дед… ; -Репку…; -Выросла репка, -Большая-пребольшая.

Постепенно дети подходят к пересказу по вопросам. Вопросы направлены на установление последовательности событий, название действующих лиц.

-Кого сначала позвал дед?

-Бабку.

-Кто последним пришел помогать тянуть репку?

Если ребенок запомнил начало сказки, то он рассказывает её самостоятельно.

Последовательность обучения пересказыванию. В своей практике мы используем четыре русские народные бытовые сказки: «Репка», «Брат и сестра», «Вершки и корешки» и «Каша из топора» (не забывая при этом принцип от простого к сложному).

На занятиях необходимо показывать детям иллюстрации к сказкам, а также использовать опорные картинки, картинки-заменители, цветные иллюстрации, игрушки, мнемотаблицы и т. д. Показ должен сопровождаться указаниями, вопросами. Рассматривание иллюстраций важно проводить до или после чтения, сопровождая словами: «Я сама покажу картинки, а потом почитаю о том, что на них нарисовано» - или: «Я вам прочитала, а теперь покажу картинки».

Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация кукольного и теневого театра, драматизация русских народных сказок с помощью настольного театра, фланелеграфа и т. д. – все это настраивает эмоционально, способствует развитию интереса к русским народным сказкам и их запоминанию, развитию желания передать свои впечатления. Кроме занятий по обучению детей пересказыванию бытовых сказок эффективно использовать игры по сюжетам знакомых сказок. Эти игры также способствуют развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста и закрепляют знания сюжетов бытовых сказок.

По итогам работы отмечается положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей; умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение, жалость, презрение, осуждение и т. п.); значительно увеличивается активный и пассивный словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, снижение числа аграмматизмов, пропусков, замен, повторов; дети начинают планировать высказывания, осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять в речи распространенные предложения, соблюдая логико-смысловую конструкцию.

Таким образом, развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством обучения пересказу становится эффективным, благодаря использованию в качестве основного средства подборки бытовых русских сказок.

Список литературы:

1. Антипина А. Е. "Театрализованная деятельность в детском саду".-М. ,2006.

2. Безруких, М. М. Сказка как источник творчества детей. / М. М. Безруких – М. : Владос,2001. – 288 с.

3. Вакуленко Ю. А. "Театрализованные инсценировки сказок в детском саду".-Волгоград,2007.

4. Гвоздев А. Н. "Вопросы изучения детской речи".-М. ,1961.

5. Доронова Т. Н. "Играем в театр".-М. ,2005.

6. Игры в логопедической работе с детьми//Ред. -сост. В. И. Селеверстов. -М. ,1987.

7. Леонтьев А. А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. -М. ,1974.

8. Красильникова, Л. В. Внедрение инновационных технологий речевого развития воспитанников дошкольной образовательной организации. / Красильникова Л. В., Вялова Н. В., Зайцева С. А. // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 3. С. 12.

9. Красильникова, Л. В. Театрализованная деятельность при ознакомлении детей 6-7 лет с художественной литературой. / Красильникова Л. В., Каганович С. И., Фонарева О. В. // Мир педагогики и психологии. 2019. № 11 (40). С. 40-49.

10. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. / Н. Ф. Сорокина. – М., Аркти, 2002 г. - 208 стр.

11. Филичева Т. Б. "Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. -М. ,1999.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2022 в 16:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД