Статья «Изобразительное искусство»

Елизавета Балаева
Статья «Изобразительное искусство»

Творческий альманах «Калейдоскоп идей» (из опыта работы учреждения социального обслуживания семьи и детей Приморского края по развитию творческих способностей детей и подростков).

Тема: «Изобразительное искусство»

"Карандаш - лучшее в мире волшебство"

Каляка-Маляка.

Нестабильность социально – экономической и политической ситуации в стране, ухудшение условий жизни, падение нравственных устоев, социальная напряжённость, нарушение структуры и функций семьи, - все эти факторы влияют на увеличение числа детей с отклоняющимся поведением, детей, оставшихся без попечения родителей, «социальных» сирот.

Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Педагогическая запущенность обусловлена несформированностью ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Не успешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе не владение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в социуме.

Я работаю воспитателем в Октябрьском социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних более 14 лет с детьми 6-17 лет. Направление моей коррекционной работы является развитие творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности через занятия по рисованию, а так же снятия деструктивных элементов в поведении; обучения детей техникам и способам управления гневом, своими эмоциональными состояниями, развития контроля эмоций.

Занятие рисованием – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни. Многие известные философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Великий чешский педагог Я. А. Коменский считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат «подмечать правильность и стройность в предметах», формируют способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы. О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи.

В процессе изобразительной деятельности на занятиях в реабилитационном центре осуществляется всестороннее воспитание и психологическая подготовка детей к школе, но особое значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного.

Доказано, и вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что большую часть информации человек получает через зрение. Каждый день на ребенка обрушивается огромное количество информации, в которой он должен уметь разбираться: оставлять важное для себя и отбрасывать ненужное. Все ускоряющийся ритм жизни требует от ребенка быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой, умений анализировать ситуацию, устанавливать взаимозависимость явлений.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность.

Занятия изо-деятельности в Центре, помогают ребёнку расслабиться, отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает эмоциональное состояние, то есть выполняет терапевтическую функцию. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Мною была разработана программа «Юный художник» по развитию творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности в условиях реабилитационного центра для детей разных возрастов.

При поступлении ребёнка в реабилитационную группу провожу первичную диагностику.

Диагностика:

Рисование:

- умение свободно держать фломастер, кисть, карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Использовать акварельные краски при рисовании.

- знание основных цветов и оттенков (розовый, голубой, серый)

- умение изображать предметы разной формы:

- умение передать сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета или изображать разнообразные предметы.

Оценка уровня творческого развития несовершеннолетних по каждому критерию осуществляется по 3 бальной системе:

от 0 до 1 баллов - низкий уровень развития;

от 1 до 2 баллов – средний уровень развития;

от 2 до 3 баллов – высокий уровень развития;

Анализ первичной диагностики показывает, что большинство воспитанников реабилитационной группы (75%) не имеют опыта работы с изобразительными материалами, не владеют сенсорными эталонами, у детей слабо развиты художественно-творческие способности. У 13 % воспитанников, диагностировался средний уровень развития творческой деятельности, переступив порог реабилитационного центра, они имели опыт взаимодействия с изобразительными материалами, но данная деятельность носила случайный характер, рисунки детей носили шаблонный характер.

Данные первичной диагностики служат основой для планирования занятий по изо - деятельности. В процессе подготовки занятий я учитываю индивидуальные способности и возрастные особенности детей.

2. Для достижения определённых результатов на занятиях я использую средства других видов искусств: дети читают сказки, рассматривают репродукции, иллюстрации. Предлагаю детям различные техники рисования: рисование карандашом, акварелью, гуашью, фломастером, пастелью, акрилом. Особенно увлекательна, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей – рисование нетрадиционными способами – арт-терапией. Необычные материалы и оригинальные техники, привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Арт-терапия особенно ценна для тех детей, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. Используются приемы рисования разными материалами: листва деревьев, различных трав, картофель, трубочки.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, творческие способности, воображение, фантазию.

Результатом моей деятельности являются краевые выставки детского декоративно- прикладного творчества, в 2013 году Андрусенко Яна, Балеста Аня, Клевцова Даша, Ляхненко Света принимали участие Фестивале «Меридианы детства» в конкурсе детских рисунков, посвящённом природе Приморского края. Работы были отмечены грамотой и ценным подарком. Воспитанники центра нарисовали картинки разными техниками для фильма о природе Приморского края к программе по Экологическому воспитанию.

3. С целью получения данных о результативности, проведенной коррекционно-развивающей работы проводится повторная диагностика. Оценка уровня развития воспитанников осуществляется по раннее указанным критериям. Диагностические данные контрольной диагностики свидетельствуют, что у 65 % показатели развития творческих способностей и технических умений находятся выше, чем при поступлении, дети владеют сенсорными эталонами, называют цвета и оттенки, геометрические формы, смешивают краски. Нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении и творческой деятельности, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время.

Мне, как педагогу отрадно видеть, как дети раскованы на занятиях, как они эмоционально отзывчивы, как они хотят через рисунок рассказать о своих чувствах. Я уверена, что дети, получившие эстетическое воспитание, развиваются в гармонии с окружающим миром, приобретают умения и навыки для передачи своих знаний о мире, представлений и чувств через разные формы искусства.

Эстетическое воспитание существенно влияет на развитие творческого потенциала детей. Не обязательно каждый должен стать художником, но всякий получивший эстетические навыки становится творческой личностью, приобретает умения думать и выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме. Ребенок, введенный в организованное русло рисования рассуждает лучше, слушает внимательнее, примечает больше по сравнению с теми сверстниками, которые лишены этого.

Заключение

В заключение следует отметить, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует искреннюю увлеченность взрослого, восхищение красотой, он постепенно тоже признает художественные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Показателями успешности развития творческих способностей детей в условиях СРЦ является открытые искренние работы. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Список литературы

1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям.

2. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство»

3. Н. Г. Третьякова «Обучение детей рисованию в детском саду». Программа предшкольного образования.

4. Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство». Планета знаний.

5. Ф. Уотт, А. Милборн, Р. Диккинс, Я. Маккафферти «Большой самоучитель рисования»

6. Г. Шалаева «Большая книга рисования для девочек»

7. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми». Библиотека воспитателя. Конспекты занятий.

Программа клуба выходного дня «Юный художник».

Пояснительная записка

Данная программа реализуется во время проведения школьных каникул. Материал используется выборочно в соответствии с возрастом, желанием и возможностями детей, не спеша и детально отрабатывать и познавать сложную науку рисования. Программа рассчитана на 20 часов.

Цель: развивать художественно-творческие способности детей традиционными и нетрадиционными техниками рисования.

Расширять представления детей о разных способах рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Научить ребят элементарным навыкам рисования по схемам;

Научить правильно, располагать рисунок на листе. Дать представление о технике рисования; познакомить с жанрами изобразительного искусства (натюрмортом, пейзажем).

Научить правильно, пользоваться разными материалами: цветными карандашами, красками, гуашью, акрилом, восковыми мелками пастелью; учить смешивать краски.

№ п\п Тема занятия Кол-во занятий

1. Знакомство. Что нужно для рисования? Что такое композиция?

Какие техники рисования существуют? – рассказ. 1

2. Рисуем грибы и овощи. «Мухомор». «Грибная семья». Акварель 1

3. Рисуем листья. «Кленовый лист, дубовый, берёзовый».

«Ветка с листьями». 1

4. Рисуем деревья. Знакомство с разными способами изображения

деревьев. Масляная пастель. Пастельные мелки. Акварель. Цветные

карандаши. Тушь. 1

5. Рисуем животных. «Ёжик с яблоком». Акварель, гуашь. 1

6. Рисуем «Осеннее небо и листопад». Акварель, гуашь. 1

7. Создание отдельного образа. Рисуем «Причудливые рыбки».

(Акварель, восковые карандаши). 1

8. Пишем небо, тучи, облака. Акварель. 1

9. Рисуем птиц. «Воробей с воробушком», Наш любимый попугай. 1

10. Рисуем пушистых животных. «Заяц», «Пушистая мышка».

Рисуем пушистых животных. «Белые медведи». (Изображение на цветной

бумаге). 2

11. Рисуем первые цветы. «Подснежник, мимоза, тюльпан». 1

12. Приёмы изображения воды. Мыльная живопись.

«Волнистые линии» (масляная пастель) «Лунная дорожка». Восковые

мелки, акварель. 2

13. Обитатели водной стихии. «Морская черепаха», «Дельфины в

море». Акварель, гуашь. 1

14. Рисуем домашних птиц. «Курочка», «Петушок», «Цыплёнок». 1

15 Рисуем птичье гнездо с кладкой яиц. Акварель 1

16. Рисуем насекомых. «Майский жук» «Бабочка», «Бабочка «Мотылёк»»,

«Божья коровка». 2

17. Рисование узоров и различных рисунков техникой граттаж. 1

18. Рисование пейзажей техникой «Монотипия» 1

К концу реабилитационного периода дети должны знать и уметь:

- что нужно иметь для рисования, с чего нужно начинать рисовать,

- правильно располагать рисунок на листе (композиция,

- иметь представление о техниках рисования,

- уметь правильно пользоваться цветными карандашами, восковыми мелками, пастелью, акварельными красками, смешивать краски, знать тёплые и холодные цвета, уметь накладывать свет и тень,

- научиться по схемам рисовать грибы, овощи и фрукты, листья и ветку с листьями, деревья, животных, цветы, птиц, насекомых, а так же рыбок, небо, облака, осенний листопад, воду, отражение луны на водоёме вечером.

Составила Балаева Е. В – воспитатель первой квалификационной категории.

Публикации по теме:

Беседа «Искусство знаменитых художников» Сентябрь. Беседа№ 1 Беседа о творчестве В. М. Васнецова. Рассматривание картины «Алёнушка». Цель: Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова.

Декоративно-прикладное искусствоДекоративно-прикладное искусство Художественно - эстетическое развитие детей — важный раздел нашей образовательно-воспитательной работы в ДОУ, чем наши дети больше узнают,.

Фотоотчет «Модульное оригами — моё бумажное искусство»Фотоотчет «Модульное оригами — моё бумажное искусство» Хочу поделиться с Вами своим увлечением. После проведенного конкурса в детском саду «Поделки оригами - поделки из бумаги», процесс изготовления.

Изобразительное творчество детей для конкурса «Наш Горький»Изобразительное творчество детей для конкурса «Наш Горький» ЦГДБ имени Максима Горького объявила конкурс изобразительного и декоративно - прикладного творчества "Наш Горький" Наши воспитанники хорошо.

Народное искусство в оформлении дошкольного учреждения. Народное искусство в оформлении дошкольного учреждения. Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях.

Народное искусство в воспитании детей В последние годы в работе с детьми всё большее место занимают нетрадиционные методы и приёмы обучения. И это не случайно, так как они своей.

Педагогический проект «Декоративно-прикладное искусство» Вид проекта: творчески – информационный Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель,.

Ребенок и искусство Практическая деятельность ребенка - игра, занятия, выполнение определенных обязанностей - имеет важное значение для его эстетического развития.

Тренинг для педагогов «Искусство взаимопонимания»Тренинг для педагогов «Искусство взаимопонимания» Тренинг для педагогов «Искусство взаимопонимания»Этот тренинг можно провести в коллективе, я его проводила на методическом объединении проходящем.

Занятие «Анималистическое искусство Е. И. Чарушина» Цель: Расширять знания детей об окружающей живой природе, о «братьях наших меньших» посредством реалистической прозы Е. И. Чарушина, рассматривая.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Искусство
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Статья «Изобразительное искусство»
Опубликовано: 16 октября 2016 в 17:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уроки изобразительного искусства в гимназии
Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной технике. Здесь можно...
Фотоотчёт об ООД по лепке на тему «Зимние забавы» в старшей группе
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой мы катаемся на...
Конспект НОД «Конь в жизни казака» (старшая группа)
Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском крае, что...
Фотоотчет «День обнимашек» в младшей разновозрастной группе»
"День обнимашек" в младшей ( разновозрастной) группе. 21 января отмечается необычайный праздник – международный «День объятий». Это праздник, в который...
Сценарий праздника к 8 Марта для разновозрастной группы детей 3–4 лет...
Вед: Весенним нежным ручейком Стучится март-проказник, Весну-красавицу привел И добрый мамин праздник. Пусть принесет он в каждый дом Счастливые улыбки И...