МААМ-картинки

Народное искусство в воспитании детей

Елена Гафиятуллина
Народное искусство в воспитании детей

В последние годы в работе с детьми всё большее место занимают нетрадиционные методы и приёмы обучения. И это не случайно, так как они своей необычностью и в тоже время конкретностью позволяют сделать процесс воспитания и обучения творческим. Эти приё мы разнообразны: это и схемы, и модели, и алгоритмы работы, и карты Проппа, и удивительные игры из книги Джани Родари "Фантазия грамматики". Они не только помогают детям творить, придумывать рассказы, сказки, стихи, но и воспитывать интерес к слову, его звучанию.

Публикация «Народное искусство в воспитании детей» размещена в разделах

Художественная литература, фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребёнок успешно учится родному языку. Пословицы, сказки, загадки тесно связаны с развитием речи. Они так же нужны, так же необходимы ребятам, как игра, рисование, лепка и другие виды занятий. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много олицетворений, метких определений. Правила житейской мудрости они выражают образно.

В возрасте шести - семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Поэтому знакомить детей с пословицами и поговорками надо в старших группах дошкольного возраста. "Пословицы и поговорки заносят в ум детей ряд нравственных факторов, которые были бы мёртвой буквой, если бы передавать их в отвеченной форме", - писала А. С. Симонович. Пословицы и поговорки понятны взрослым, но не всегда понятны детям, поэтому задача воспитателей заключается в отборе народных изречений, которые соответствовали бы всем требованиям старшего дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитатели сами знали пословицы и употребляли их к месту. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это воспримут и дети. Дети в группе бывают разные, одни говорят очень хорошо, легко пересказывают, придумывают загадки и сказки; другие – имеют недостаточную речевую подготовку; одни любят слушать книги и знают пословицы и загадки, других - они не очень интересуют, ибо в отгадывании их и заучивании они испытывают трудности. Чтобы вызвать у всех детей интерес к народному творчеству необходимо:

1. Научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества.

2. Понимать и объяснять их смысл.

3. Знать пословицы и поговорки по разным темам, применять их к месту.

Пословицы и поговорки нужно использовать к месту в режимных моментах, в играх и на занятиях, чтобы ребята постоянно их слышали. Пословиц и поговорок очень много, но наиболее понятны детям пословицы и поговорки:

• о маме

• о природе

• о родине

• о дружбе

Народные пословицы и поговорки являются хорошим средством при знакомстве детей с названиями месяцев, они метко и чё тко характеризуют особенность каждого из них:

1. «В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина».

2. «Февраль богат снегом, а апрель водой».

3. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами».

4. «Малая птичка соловей, а май знает».

Дают пословицы и поговорки и яркую характеристику тем или иным животным, говорят об их наклонностях, отличают определённую, характерную черту почти каждого животного, которая твёрдо установилась в народном мировоззрении : заяц всегда труслив, волк всегда голоден, медведь - неуклюжий, лиса хитрая.

Рассматривая картины, придумывая рассказы, читая книги или просто проводя музыкальные и познавательные игры можно вспомнить пословицы и поговорки о животных. Однако, используя их, надо учитывать и возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, бедность семантики словаря детей. Говорить надо так, чтобы пословица и поговорка доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы, действовала на их чувства, тогда и ребята, оценивая поступки друг друга, осмыслено употребляют разные пословицы и поговорки, такие как: «Кто весел, а кто и нос повесил», «Друг на дружку, а все на петрушку», «На своей улице и курочка храбра», «Недаром говорится, что дело мастера боится».

Фонд русских пословиц и поговорок так богат, что их можно использовать в разные моменты работы. К обеду - звучит поговорка: «Дорога миска к обеду»; беседуем о весне - звучит пословица: «В апреле земля греет»; гуляем, когда мороз на улице: «Береги свой нос в большой мороз». При работе над звуком «Ш» можно разучить поговорки на этот звук: «У хорошего хозяина нет плохой лошади», а при работе со звуком «С» : «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой», «Холода не бойся, сам по пояс мойся».

Очень нравятся детям игры по пословицам. Воспитатель говорит начало, а дети продолжают. Например:

1. Один в поле --- (не воин).

2. Одна ласточка ---(весны не делает).

3. От горшка ---(два вершка).

4. Отольются кошке---(мышкины слёзы).

Наиболее сложные лексические игры, где надо заменить в пословице неправильное слово:

1. Аппетит проходит во время еды.

2. Город не тётка.

3. Готовь сени летом, а телегу зимой.

4. Машу маслом не испортишь

Или игры, в которых по определё нным словам надо составить пословицу:

1. Пруд, труд, вынимать, рыбка.

2. Семь, дитя, глаз, няньки.

3. Медведь, наступить, ухо.

4. Витя, быть, конец, верёвочка, сколько.

Или ответить на вопрос пословицей или поговоркой:

1. Когда считают цыплят?

2. Чем долг красен?

3. Без чего не вытянешь и рыбку из пруда?

4. Когда приходит аппетит?

Очень нравится ребятам рисовать по пословицам, например таким:

1. «Март с водой, апрель с травой, май с цветами».

2. «Весна красна цветами, а лето плодами».

Но не все дети умеют хорошо рисовать, поэтому им легче изображать пословицы схематично. Используя схемы и рисунки в работе по заучиванию пословиц надо придерживаться следующих условий:

1. Изображение должно следовать содержанию, не нарушая ритма изложения.

2. Схематичное изображение должно быть понятным, чётким, без дополнительных лишних элементов.

Очень нравится детям и разыгрывать пословицы (по типу их драматизации). Очень удачно ребята изображают такие пословицы, как: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Способов и методов применения пословиц в детском саду очень много. Но даже применение некоторые из них, показывает, как меняется речь детей, становится ярче, эмоциональнее, образнее. Таким образом, использование в детских садах пословиц и поговорок активирует речь ребёнка, вводит его в сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формировать свою мысль.

Публикации по теме:

Методическая копилка «Народное искусство и культуры в национальных традициях» Примерный план на месяц. «Ознакомление с народным искусством и культурой в национальных традициях» Сентябрь: Содержание деятельности Сбор.

Народное искусство в оформлении дошкольного учреждения Народное искусство в оформлении дошкольного учреждения. Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях.

Народное искусство в оформлении дошкольного учреждения. Народное искусство в оформлении дошкольного учреждения. Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях.

Отчет по самообразованию «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Отчет о работе по самообразованию. Тема «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» По данной теме изучена следующая.

План по самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ МДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район Воспитатель : Новикова Юлия Алексеевна Группа подготовительная.

Проект «Народное декоративно-прикладное искусство» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тем : Народное декоративно-прикладное искусство. Проблема :В настоящее время.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Региональное народное декоративно-прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста Аппликация соломкой. Воспитание детей осуществляется многообразными путями и средствами, преследуя задачу вырастить молодое поколение.

Сообщение для методобъединения «Устное народное творчество в воспитании детей» В воспитании дошкольников большое значение имеет устное народное творчество. Это история народа, его духовное богатство. Уже 1000 лет назад.

Устное народное творчество в нравственном воспитании детей. Вопрос: как сделать ребёнка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей. Один из возможных путей эмоционально – нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народное искусство в воспитании детей
Опубликовано: 10 октября 2016 в 19:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД