татьяна викторовна
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос: как сделать ребёнка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей. Один из возможных путей эмоционально – нравственного развития детей - через художественную литературу, так как искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, специфически человеческих. Произведения устного народного творчества для ребёнка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность, реальность мира чувств. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и страдание, измена и коварство и т. п. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Поэтому те «уроки», которые даёт устное народное творчество – это уроки на всю жизнь для больших, и для маленьких. Для детей это ни с чем несравнимые уроки нравственности.
Публикация «Устное народное творчество в нравственном воспитании детей,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Это действенный способ гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.
Первое знакомство ребёнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок – небылиц. И хотя они состоят из нескольких строчек незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живёт по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретённое. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребёнок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками – пестушками. Их назначение – вызвать у ребёнка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки – стишки и стихи к первым играм с пальчиками, ручками, ножками. Позднее наступает черёд прибауток – песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Слушая сказки, потешки, пестушки и др. дети глубоко сочуствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Очень важно при этом создать условие, поле активной деятельности в котором нашли бы своё применение чувства ребёнка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы малыш мог содействовать, сочувствовать реально.
Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития ребёнка. Народ вложил в содержание устного народного творчества все свои чувства, где оцениваются жизненные позиции, уважительное отношение к труду, любовь и забота друг к другу, вера в будущее, высмеиваются человеческие недостатки.
Мы по – новому стали относится к старинным праздникам, родной истории, фольклору, в котором народ оставил накопленный опыт жизни, где заложены основы нравственных ценностей.
Фольклор – в переводе с английского означает народоведение, народознание, это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит самого себя. Фольклор является основой не только эстетического, но и нравственного воспитания, так как основан на нравоучении. Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определённом этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа – есть общемировая тенденция.
Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши деды и прадеды, забыли культуру своего народа.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и духовно – нравственного развития детей. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать, неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность.