Папки-передвижки

Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа (5 фото)

Екатерина Неклюдова
Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы

устное народное творчество

Старшая - подготовительная группа

воспитатель: Неклюдова Е. А.

Цель: Познакомить детей с жанром легенд и преданий. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки); учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Публикация «Устное народное творчество, Конспект занятия старшая-подготовительная группа» размещена в разделах

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке. Мы, на каком языке говорим? (На русском.)

Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы сейчас с вами поговорим.

В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся : сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные. Колыбельными называются те песенки, которые вам пела мама или бабушка, когда вас укладывала спать.

Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать») используются нежные слова, красивые выражения. Давайте ребята, вспомним потешки, прибаутки которые мы с вами учили.

Дети рассказывают потешки, прибаутки.

Воспитатель: Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Ребята, а вы знаете, чем отличаются загадки от рассказов, стихотворений?

Воспитатель загадывает загадки:

Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)

Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится?

Живет в доме хозяин:

Шубка атласная,

Лапки бархатные,

Ушки чуткие (Кот.)

По снегу бежит-петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно (Заяц.)

К устному народному творчеству относятся и считалки. Когда мы используем считалки?

Давайте ребята, поиграем в народную игру «Баба Яга». С помощью считалки выберем бабу Ягу

Дети встают в круг и с помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель напоминает правила игры.

Баба Яга

Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят:

Баба Яга –

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку!

Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.

Дети играют в игру. После игры вновь садятся на стульчики.

Дыхательная гимнастика

Представьте, что вам необходимо:

• задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте;

• раздуть огонь в потухающем костре;

• подуть на горячее молоко, сдувая пенку;

• сдуть с рукава пушинку.

Воспитатель: Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Вот пословица о дружбе: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим? А вот пословица о труде: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». (Дети анализируют пословицу.) А какие пословицы знаете вы? Нужно научиться понимать их и знать. А сейчас поиграем в игру «Покажи, как…».

Цель: изобразить мимикой, жестами, пантомимикой выражение (дети встают в круг).

1. Дрожит как осиновый лист.

2. В воду опущенный.

3. Угорелый.

4. Сидеть сложа руки.

Воспитатель: Дети, а сейчас я вам расскажу еще об одном жанре устного народного творчества – легендах и преданиях. Легенда- это произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Легенды и предания создавались так давно, когда народ не умел писать, но старался сохранить в памяти потомков все то, что с ним происходит. Легенды и предания передавались из уст в уста, от одного человека к другому. В них можно узнать о происхождении рек, гор, поселениях и о народных героях. Сейчас я вам расскажу легенду о нашем крае, о том как появился Синий камень и река Кизилка.

Рассказывание легенды «Легенда о Синем камне»

Давно это было и «скатилось трижды триста полных лун с тех давних пор за облачный валун». Жило в степи племя Киргиз – каймаков. Ставили юрты, разводили лошадей и коз, растили детей. Была у местного бая дочь красавица Кизила. Плясунья и певунья, она постоянно радовала глаза окружающих. За трудолюбие и доброту её любили все: и малые, и старые. С дальней стороны пришел и поселился рядом с племенем парень, высок он был, рус и синеглаз. Избу поставил, поле вспахал, пшеницу посеял. Приветлив был с соседями, помогал чем мог. Однажды у родника они с Кизилом встретились и полюбили друг друга с первого взгляда. Склонили они колени перед баем-отцом девушки, просили благословить их. На что ответил им отец: «Ай, дочка, глаз моих кристалл! Любимый твой моим бы сыном стал, когда б у нас обычай был один. А он и молодец, да чужанин!» Собрались старейшины племени и решили :

«Отступникам - разлуки вечный мрак:

Ему - изгнанье, ей - неравный брак.

Ему – зверьем, растерзанному быть,

Ей – в вечном рабстве молодость сгубить.»

Сожгли избу и вытоптали поле. Избили парня и изгнали прочь. Не смирилась с этим Кизила, решила бежать и, во что бы то ни стало, найти любимого. Разразилась страшная гроза, как будто сами небеса решили помочь ей. «Спешит беглянка наугад, и парень встретить её рад. Но слышат: кони всадников несут, всё ближе, ближе страшный суд». И обратились к Богу, каждый к своему: «Пусть стану камнем лучше, чем с Кизилом в разлуке жить!» - воскликнул парень. Грянул гром – он тут же камнем стал, синим как его глаза. Заплакала Кизила и попросила: «Пусть речкой стану, только б рядом с ним!» И превратилась в речку, которую люди позже назвали Кизилкой. С тех пор идут не вместе, но хотя бы рядом река Кизилка, под защитою Урала, и Синий Камень.

Воспитатель: Ребята, ответьте мне на несколько вопросов.

1. Почему парень и девушка не смогли быть вместе?

2. Во что превратился парень?

3. Во что превратилась девушка?

4. Под защитою какой реки находятся река Кизилка и Синий камень?

Ответы детей на вопросы.

Итог образовательной деятельности подводится вместе с детьми.

Что вам понравилось?

С чем вы легко справились?

В чем испытывали затруднения?

Кого из детей вы хотели бы выделить, как наиболее активных?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята, подойти и рассмотреть фотографии Синего камня, рек Урала и Кизилки.

Дети рассматривают фотографии.

Синий камень на реке Урал

Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа

Синий камень

Фото №1 Народная культура фольклор народное творчество Старшая

слияние рек Урала и Кизилки

Фото №2 Подготовительная группа подготовительная группа воспитатель Неклюдова Е

река Урал

Фото №3 Цель Познакомить детей с жанром легенд и преданий

река Кизилка

Фото №4 Воспитывать у детей любовь к народному творчеству
Публикации по теме:

«Слово ласковое — мастер дивных див». Устное народное творчество для самых маленьких Детский фольклор представляет своеобразную часть устного народного творчества. Народ — великий художник и педагог — выработал для детей.

Конспект занятия в старшей группе. Театрализованная деятельность + устное народное творчество. Тема: «В гости к бабушке Агафье»Конспект занятия в старшей группе. Театрализованная деятельность + устное народное творчество. Тема: «В гости к бабушке Агафье» «В ГОСТИ К БАБУШКЕ АГАФЬЕ» (ПО МОТИВАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК) ЗАДАЧИ: Развивать интерес к театрализованной деятельности; Развивать имитационные.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.

Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Проект «Устное народное творчество-загадки во второй младшей группе». Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является редкое использование родителями загадок в младшем дошкольном возрасте.

Сообщение для педсовета «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей". Культура россиян невозможно представить себе без народного искусства,.

Устное народное творчество для самых маленьких Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится.

Устное народное творчество в формировании личности дошкольника Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют простотой слова,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Устное народное творчество в развитии речи детей Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа
Опубликовано: 10 сентября 2016 в 09:12
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Неклюдова (УИ 383502) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД