Аликова Самиха Хасановна
Сообщение для методобъединения «Устное народное творчество в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании дошкольников большое значение имеет устное народное творчество. Это история народа, его духовное богатство. Уже 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, рассказывать сказки, потешки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ. А. М. Горький писал: "Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не знаю устного народного творчества". Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребенок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл, подросткам начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка, и наконец, приобщаться к народному опыту народной морали, народной мудрости.
Публикация «Сообщение для методобъединения „Устное народное творчество в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Работу по этой теме я начала с детьми 1 младшей группы. Дети этого возраста интересны, непосредственны, эмоциональны, требует к себе повышенного внимания.
Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети народная поэзия : потешки «Ладушки", "Гуленьки", "Сорока-белобока", песенки "Киска", "Петушок, петушок" и другие. Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, словарный запас.
Чтение народной поэзии требует от взрослого большого мастерства, особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность занимательность, предельная простота сюжет, краткость ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент.
По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях "Наша Доченька в дому", "Наша Маша маленька", о забавах и играх "Ладушки", "Пальчик, пальчик", о животных и птицах, хорошо знакомых детям "Сорока-белобока", "Кисонька-мурысонька", "Петушок".
Язык народных произведений яркий, образный легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, оладушек, личико)_.
Часто они имеют диалогическую форму("Ладушки", "Курочка-рябушечка" и другие)
Некоторые построены по типу обращения "Огуречик, огуречик", "Божья коровка", сообщения "Идет коза рогатая", "Уж я Танюшке пирог испеку".
Цель рассказывания народной поэзии - развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движение, познакомить с определенными понятиями.
В соответствии с содержанием, формой, языком потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.
Чтение потешек и народных песен производится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры при сопровождении слова движением.
Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчётливо, чтобы ребенку было ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание и, чтобы она отложилось в его памяти.
В нашем детском саду созданы все условия для знакомства детей с народным творчеством. У нас имеются горница, которая оформлена предметами быта старины.
Стены украшены предметами народно-прикладного искусства. Здесь мы часто проводим занятия по ознакомлению с народным творчеством (читаем сказки, потешки, проводим небольшие развлечения, викторины по сказкам). Здесь иногда начинаются крупные развлечения старших дошкольников, проходит чаепитие после некоторых праздников. Дети в нашем детском саду имеют представление о народных праздниках, принимают в них непосредственное участие. Это и осенние и зимние колядки, масленица, праздник кулича. В этот день старшие дошкольники вместе с воспитателями лепят жаворонков из теста, возносит их на кухню печь, красят яйцо, расписывают их, затем произносят различные заклички. Летом проводится праздник белой березки, яблочный спас. Интересно прошел праздник "Зажжем свечу" по произведениям А. С. Пушкина. В апреле каждый год проводится день смеха, в котором широко используются небывальщины, потешки с юмором, загадки и так далее.
Рядом с горницей имеется театр кукол, которых мы используем при прослушивание сказок на различных развлечениях. Здесь же имеются настольные театры по сказкам. В группах имеются настольные театры изготовленные воспитателями из бумаги.
Работа с потешками, с песенками проводила в основном в свободное от занятий время. Знакомство с потешками начиналось с рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышать в потешке. До чтения детям потешки "Конь" у них было сформировано представление о том, какое это красивое, гордое животное. "Ходит Конь по бережку, Вороной по зеленому. " Затем мы решили инсценировать эту потешку. Вообще очень многие потешки можно обыграть, сочетать их с несложными движениями. Это и "Курочка-рябушечка", "Кисонька-мурысонька" и "Петушок" и многие другие.
Используем потешки в течении всего дня в разные режимные моменты. При умывании "Водичка, водичка", "Чистая водичка", при расчесывании "Расти, коса. ", при кормлении "Ладушки-оладушки", "Травка-муравка со сна поднялась", "Пошел котик на Торжок". Время одевания на прогулку используем такие потешки, как "Наша Маша маленька", "Шапка да шубка - вот и весь Мишутка".
Знакомим детей c колыбельными песенками, затем дети используют их во время игры в дочки-матери. Большую помощь оказывают потешки при ознакомлении детей с природой. Огромная радость доставляет детям по утрам наблюдение за солнцем. Поэтому мы выучили потешки: "Солнышко-ведрышко", "Солнышко-колоколнышко". Дети самостоятельно рассказывают их, когда ожидают появлением солнца. В группе имеется картотека потешек, стихов при ознакомление с живой и неживой природой.
Дети знают наизусть очень много потешек. Это и "Божья коровка", "Травка-муравка", "Вот и звери спят", "Как у нашего кота", "Огуречик", "Петушок, петушок", "Пошел котик на Торжок" и многие другие.
Большое место в жизни малышей занимают сказки. Это не сказки простые по содержанию и форме "Репка", "Курочка Ряба" и сказки с захватывающим сюжетом "Кот, Петух и Лиса", "Гуси-лебеди". Сказка-ложь оказывается самой-пресамой правдой: Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, ненавидеть врагов. Она утверждает народные принципы жизни : честность, преданность, смелость, коллективизм. Сказка Репка рассказывает не о том, как лучше дергать репку. Сказка о другом, о силе коллектива, о том, что в коллективе важна даже самая малая величина. Рассказывая детям сказки, большое внимание уделяю интонации, мимике, жестам. Одну и ту же сказку надо рассказывать неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает. Больше вслушиваются теперь малыши и в звучание самой речи, запоминают отдельные понравившиеся ему выражения. Во второй половине дня проводим несложные инсценировки по таким сказкам, как "Репка", "Колобок", "Три медведя", "Теремок". Очень любят дети слушать сказки в грамзаписи с музыкальным сопровождением, а также в исполнении мастеров художественного слова.
Лучше представить героев сказки обратить внимание на их одежду, характер, помогает при слушании сказки фланелеграф.
Чтобы лучше закрепить название сказок использую в своей работе дидактические игры "Узнай сказку по иллюстрации", "Продолжи сказку". Также по сказкам я изготовила разрезные картинки, которые развивают у детей память, внимание, сосредоточенность. Игра "Что сначала, что потом" учить детей воссоздавать последовательность событий в русских народных сказках.
Если в первой младшей группе мы не использовали загадки и пословицы, то теперь, когда дети подросли, мы стараемся их использовать в течении дня. Во время одевания на прогулку напоминаем некоторым медлительным детям: "Семеро одного не ждут", если кто-то неаккуратная делся говорю: "Поспешишь, людей насмешишь". Начинаем знакомить детей с пословицами о труде.
Учить детей отгадывать загадки начинала с использованием игрушек. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирали загадку. Например, на голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Дети быстро отгадывали загадку, ведь загадываемый предмет находился перед глазами.
Большое место в нашей работе занимают хороводные и пальчиковые игры на основе народных песенок и потешек. Это такие игры как "Заинька, пойдем в лес", "Пальчик о пальчик", "Колпачок", "Пузырь", "Серенький козлик", "Мы на луг ходили", "Ладушки-ладушки" и многие другие.
Используем фольклор также и на физкультурных занятиях и во время утренней гимнастики. Использую в своей работе методическое пособие "Физкультурные занятия в сочетании с фольклором для разных возрастных групп детского сада". Утреннюю гимнастику проводим часто под музыку, используя при этом народные плясовые песни.
Большую радость доставляет детям общение со сверстниками, со старшими дошкольниками. С этой целью приглашаю в группу старших дошкольников. Они рассказывают малышам сказки, проводят инсценировки сказок.
Работа детского сада невозможно без тесной связи с семьей. Знакомим родителей с произведениями фольклора, которые мы используем на занятиях и в свободное время. Подготовила для родителей подборку в потешек, которые они могут использовать в разные режимные моменты. В папку для родителей поместили материал по пальчиковым играм. Предлагаем родителям чаще интересоваться у детей, что интересного они узнали, в какие игры играли. Родители идут навстречу, помогают в приобретении книг, игр.