Ольга Зиновьева
Клуб для современных родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Зиновьева О. П. ,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 43
общеразвивающего вида»,Полевской ГО
«Клуб для современных родителей»
Аннотация: «В статье говорится о создании условий для повышения психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста».
«Главное-вместе»
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Публикация «Клуб для современных родителей» размещена в разделах
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Для решения возникшей проблемы встала необходимость поиска новых форм работы с семьей, так как традиционные методы не всегда эффективны. Поэтому и встал вопрос о создании «клуба для современных родителей».
При общении с родителями будущих дошкольников, педагоги сталкиваются с такими проблемами, как недостаточная компетентность родителей в воспитании детей раннего возраста.
Практика работы в группах раннего возраста показывает, что дети все чаще не готовы к посещению детского сада: дети не приучены к горшку, не держат ложку, ходят в памперсах, не едят твердую пищу, многие не могут пить из кружки. Адаптация к детскому саду у многих детей проходит в тяжелой степени.
Одной из серьёзных проблем стоящей перед педагогами всех дошкольных учреждений является взаимодействие с семьёй вновь поступившего ребёнка. Значение семьи в развитии ребенка раннего возраста, его социальной адаптации к новому окружению, новым впечатлениям, новым эмоциям первостепенно. Только семья сможет обеспечить своему малышу эмоциональный комфорт. Семейное воспитание является наилучшим для психического развития и хорошего эмоционального самочувствия ребёнка. Каким он будет человеком, во многом зависит от первых лет жизни, которые он проводит в кругу семьи. Если ребёнок получает в полной мере ласку, тепло, любовь, общение с близкими, это даёт ему ощущение безопасности и тогда можно говорить о благоприятных условиях для его развития. Однако и дошкольное воспитание имеет свои плюсы. Педагоги, специалисты ДОУ смогут своевременно оказать квалифицированную помощь, как ребёнку, так и родителям малыша, т. к. воспитание детей в детском саду направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития, его социализацию в обществе и прежде всего в обществе сверстников. Недостаток общения и внимания со стороны близких людей, отсутствие общения со сверстниками могут привести к нарушениям психического здоровья и развития ребёнка, проявляющихся в задержке умственного и речевого развития, дефиците внимания, отсутствии воображения, в импульсивности, тревожности, агрессивности, эмоциональной неустойчивости и т. д. Семья и детский сад вместе должны объединить свои усилия и сообща решать проблемы детей раннего возраста. Однако не все родители, имеющие детей от года до трёх лет, осознают возможности малыша. Они воспринимают его как объект ухода: покормить, напоить, умыть, одеть. Для полноценного развития ребё нка раннего возраста очень важны такие моменты как: формирование привязанностей, уверенности в себе и своих действиях, доверия к окружающим, развитие любознательности — но эти моменты не учитываются вовсе. На сегодняшний день отмечается рост числа «неадаптированных» детей в образовательных учреждениях и это говорит о том, что основной бедой большинства из них является неумение общаться и организовывать совместную деятельность. В семье такой опыт детьми в основных случаях не приобретается и это делает неэффективным общение со сверстниками и составляет проблему для адаптации ребёнка раннего возраста к ДОУ. Современные родители часто просто некомпетентны в вопросах воспитания детей раннего возраста. Результаты анкетирования показывают, что многие родители не имеют полных специфических знаний об особенностях возрастного периода, методах и формах общения с ребёнком и заинтересованы в грамотной поддержке со стороны квалифицированных педагогов.
В рамках клуба проводятся консультации с участием педагогов детского сада, тренинги с участием педагога-психолога, круглые столы, совместные детско-родительские встречи, праздники и развлечения, а также мастер- классы. Каждые встречи в клубе подразумевают решение теоретических вопросов. Моделирование практических ситуаций «ребенок-взрослый». Отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями, игр и т. д.
Я считаю, что такая форма работы с родителями эффективна тем, что при рассматривании теоретических вопросов родители углубляют и расширяют полученные знания, а затем сразу могут практически их применять.
Таким образом по итогам работы клуба у родителей сформированы определенные модели поведения с ребенком, а именно, родители в достаточной мере уделяют внимание своим детям. Ребенок получает тепло, любовь, общение, ласку. Родители перестают воспринимать ребенка, как объект ухода: покормить, напоить, умыть, одеть.
У родителей повышается уровень педагогических знаний и умений. Снижается рост числа «неадаптированных» детей в образовательных учреждениях.
Активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей;
Устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.
Литература.
Журналы «Дошкольное воспитание» «Ребенок в детском саду»;
«Обруч», «Радуга»-Т. Доронова, «Взрослым о детях» М. Метежова, «Развитие творческого мышления детей». А. Э. Симановский «Педагог и семья» Е. П. Арнаутова, Л. Ф. Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников»
Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка 44 /25 с. 43., Конвенция дошкольного образования
Закон Р. Ф. от 10.07.1992 г. № 3266 -1 «Об образовании» (ст 18).