Приложение МААМ

Место народного фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Алена Продан
Место народного фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

Место народного фольклора

в развитии речи детей раннего дошкольного возраста

Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. В. Новоторцевой, О. С. Ушаковой и др.

Публикация «Место народного фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм : колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.  И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства.

Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и  развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. По мнению Ивановой Г., Курашовой В.,  малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно-речевого развития ребенка  от 2 до 3 лет.  

В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы : пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.

Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению  Сазоновой С. Е., Малининой О. В. воспитатель должен:

- знать уровень развития своих воспитанников;

- научиться владеть художественными средствами;

- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;

- петь и танцевать;

- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);

- использовать красочность и богатство зрительных образов;

- применять забавный сюжет;

- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;

- варьировать методическими приемами.

Т. Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора :

- занятия;

- игры;

- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;

- досуги;

- календарные праздники.

Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.

Постепенное поэтапное усвоение  малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Заучивание или повторение текстов.

4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.

Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т. е. служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.

Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Место народного фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 11 марта 2020 в 13:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Место народного фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Алена Продан (УИ 1801447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД