Захарова Яна
Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста по организации РППС
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающая предметно-пространственная среда» - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (в данном случае комнатой, где играет ваш ребенок, материалами, оборудованными инвентарем для развития детей в соответствии с возрастом.
Предметное содержание.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям согласно их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной деятельности и совместной деятельности ребенка и родителей.
Публикация «Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста по организации РППС» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Организация пространства.
К функциональным аспектам оборудования пространства комнаты, где живет ребенок или уголка, где он играет относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка комнаты.
Немаловажную роль при организации РППС приобретают и цветовые характеристики. Цвет в помещении, оборудования и различных- материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство. Так, эмоциональное воздействие цвета может более увеличиваться в ограниченном пространстве.
Формирование предметного содержания РППС ДОО.
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.
Функциональный модуль- это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельности по организации пространства (в данном случае комнаты или уголка, где играет ваш ребенок дома).
Направления образовательных областей, реализуемых в ДОО.
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Для организации РППС в семейных условиях родителям рекомендуется ознакомиться с образовательной программой ДОО, которое посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитании. В том числе этот аспект поможет соблюдению в семье индивидуальной образовательной траектории ребенка. Для организации РППС в семейных условиях следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей.
Традиционно – это комната в квартире или доме, где поживает семья ребенка.
В домашних условиях РППС может включать в себя следующие функциональные модули:
«Игровая»
«Физкультура»
«Творчество»
«Музыка»
«Уличное пространство»
Назначение функциональный модуль «Игровая»
o Организация персонального пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности ребенка;
o Создание условий для гармоничного развития детей в условиях семьи.
Обогащайте жизненный опыт ваших детей, поддерживайте игровую инициативу вашего малыша, по возможности разнообразя игру, увеличивая число предметов и действий.
Стимулируйте игру ребенка с различными персонажами: большими и маленькими куклами, собачками, мишками.
Обязательно подкрепляйте игру речью. Речевое сопровождение игры значительно расширяет ее возможности, позволяет перевести предметные действия с сюжетными игрушками в план общения, открывает возможность построения диалогов между детьми и взрослыми.
Чтобы сюжетно- отобразительная игра развивалась в правильном направлении, создавайте условия для наглядного познания малышом окружающего мира: через наблюдения действий взрослого, повадок животных.
Важно, чтобы в поле зрения ребенка были подходящие сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, бытовые игрушки). Они оживляют впечатления детей от наблюдаемого и побуждают к отображению увиденного.
Результатом развития игры к концу третьего года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль.
Назначение функционального модуля “Физкультура».
o Поддерживать ребенка в его стремлении двигаться, быть активным и создавать условия для этого.
o Способствовать у ребенка развитию основных движений.
В раннем возрасте это :
Ходьба
Бег
Ползание и лазание
Бросание и катание (мяча)
Прыжки
o Способствовать развитию у ребенка следующих умений:
Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях (пружинка, постепенно отрываться от пола;
Подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях;
Перепрыгивать через линии, нарисованных на полу, перепрыгивать через ручеек, канавку;
Бросать, катать мяч в определенном направлении, например, прокатывать в воротца);
Ловить мяч, брошенный взрослым, а также самуму бросать мяч взрослому;
Подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить;
Стараться, чтобы ваш ребенок умел пролезать через обруч, под стулом;
Лазать по лесенке стремянке вверх и вниз (высота 1- 1.5 м.).
Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учиться управлять своим телом, координировать действия.
В распоряжение вашего ребенка должны быть разнообразные игрушки и пособия, стимулирующие двигательную активность: каталки, машинки, дорожки из клеенки разной ширины, мячи различных размеров и из разного материала.
Движения требуют пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться. Обязательно используйте ближайшее природное окружение (полянки, дорожки, спортивные детские площадки).
Назначение функционального модуля «Творчество»
o Развитие творческой активности детей в различных видах деятельности.
Если жизнь вашего малыша интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке. Надо помнить, что детский рисунок это не только отражение того, что удивило и обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним. Старайтесь поддерживать и развивать это стремление.
Назначение функционального модуля «Музыка»
o Приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства;
o Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления ребенка при знакомстве с различными музыкальными произведениями (в соответствии с возрастом);
o Приобщение в соответствии с возрастом к различным видам музыкальной культуры.
Для детей раннего возраста это : потешки, прибаутки, маленькие песенки, а также небольшие стихи, которые ребенок может сопровождать движениями.
Мы рекомендуем родителям, малыши которых достигли 2. 5 лет:
Позаботиться о создании у ребенка любимых музыкальных произведений, по возможности выявить у него музыкальные предподчения.
Продумать условия для полноценного музыкального развития малыша
Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности:
- слушанию и восприятию музыки;
- исполнительству;
Подпеванию несложных песенок;
- выполнению простых танцевальных и игровых движений под музыку.
Побуждать детей к музыкальным творческим проявлениям, к активности в музыкально-игровой деятельности.
Ребенок приходит в мир…
Взрослые окружают его любовью и заботой. Раннее детство – это начало познания жизни. В этом возрасте музыкальное воспитание ребенка проходит через игру, в этом очень помогает детский фольклор. К нему относиться:
Пестушки (песенки, которыми сопровождается уход за ребенком).
Потешки (игры взрослого с ребенком, его пальчиками и ручками)
Прибаутки, шутки, перевертыши (забавные песенки, которые своей необычностью веселят ребенка).
Игры с народным словом очень нужны ребенку. Они помогают развивать у него чувство ритма, выразительность движения. В раннем возрасте начинают развиваться предпосылки музыкальных способностей. Сначала детки выражают свое отношение к музыке только движением, но затем они начинают подпевать небольшие песенки.
На развитие мелкой моторики можно поиграть с ребенком в пальчиковые игры. Текст таких игр им близок и понятен. Детки с большой охотой повторяют за вами движения, затем и слова. Играть дома с ребенком надо обязательно. Родителям весь фольклорный материал знаком еще с детства. Его надо только вспомнить.
Народный фольклор, картинки, предметы (игрушки) выполняют главные требования к детям этого возраста.
А требования такие:
- краткость самой песенки;
- простота и ясность хорошо знакомых ребенку образов (кошка, собачка, зайка, птичка, петушок).
Игра в детском саду и дома с родными дает к концу года хороший результат. Ведь центральной сферой психологии ребенка до 3 лет является эмоциональная сфера. И игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Родителям нельзя забывать о том, что без игры у ребенка нет детства вообще.
Назначение функционального модуля «Уличное пространство»
o Организация различной деятельности детей раннего возраста на свежем воздухе для поддержания гармоничного развития.
Реализуемые виды детской деятельности в условиях ДОО, которые могут также осуществляться и в домашних условиях.
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Изобразительная
Музыкальная
Двигательная активность
Восприятие художественной литературы и фольклора
Конструирование из различных материалов
Трудовая
Развиваем речь малыша дома.
В дошкольной педагогике есть такое понятие как речевая развивающая среда. Она является важным условием для успешного развития ребенка, и в нашей группе созданию этой среды уделяется большое внимание. В дошкольном учреждении речевая развивающая среда формируется целенаправленно, а в семье как правило, стихийно. Но и дома можно позаботиться о том, чтобы создать условия всестороннего и успешного развития ребенка.
Мама и другие родственники своими различными действиями побуждают ребенка к речевой активности. Это и есть та речевая среда, которая окружает малыша с момента его рождения.
Понятие «речевая развивающая среда» включает в себя:
Речь взрослых.
Окружающую обстановку.
Совместную деятельность.
Именно взрослые учат ребенка общаться и дети копируют их выражения, манеру разговаривать, даже интонации могут быть одинаковыми и у взрослых и у детей. Старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной. Чем больше вы с вашими детьми будете о чем-то рассуждать, тем успешнее будет формироваться речевая среда вашего ребенка.
Очень важно подбирать игрушки, книги и настольные игры, соответствующие возрасту ребенка, размещать картинки на разные темы в детском уголке. Пробуждать у ребенка интерес и любознательность. Учитесь говорить и играть с вашими детьми так, чтобы занятия и игры приносили им и вам тоже радость и удовлетворение.
Играйте вместе с детьми, слушайте с ними хорошую музыку, Читайте перед сном и каждую свободную минутку детские добрые сказки и рассказы, рисуйте, лепите, находите время для прогулок в выходной день, экспериментируйте с водой, песком, снегом, стройте с ними различные постройки (домики, гаражи, устройте комнату для любимой игрушки). Дети будут рады такому общению, станут гармонично развиваться.
Поверьте, если вы будете общаться с детьми, таким образом, времени на капризы не останется и вы удивитесь, как много можно сделать за столь короткое время.