МААМ-картинки

Методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ

Лариса Матевосян
Методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ

Методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ

В контексте исследовательской работы все формируемые компоненты здоровьесберегающей компетентности выступают как элементы целостной системы личностных свойств педагога. В свою очередь личность специалиста формируется и совершенствуется в образовательной системе профессиональной деятельности, состоящей из совокупности подсистем, включающей в себя формы и методы развития компетентности.

Публикация «Методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ» размещена в разделах

Теоретико-методологический анализ показал, что методы формирования компетентности представляют собой способы целенаправленного воздействия на педагогических работников и организацию деятельности, способствующей достижению освоения специальной сферы практического опыта, формирование знаний, умений и навыков в рамках здоровьесберегающей компетентности. Формирование в рамках амплификации, по мнению И. С. Бухаровой: «процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности» [1, с. 50]. Таким образом, мы можем говорить о том, что под формированием здоровьесберегающей компетентности мы может понимать процесс целенаправленного и организованного овладения педагогами дошкольного образовательного учреждения выраженными качествами, обуславливающими мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, эмоционально-волевой компоненты здоровьесберегающей компетентности.

Рассматривая работу Н. А. Васиной, можно говорить о том, что усвоению содержания, ориентированного на формирование здоровьесберегающей компетентности, способствуют формы и методы обучения, направленные на применение знаний в различных ситуациях профессиональной деятельности, связанные с сохранением и укреплением здоровья : создание проблемных ситуаций, выполнение практических заданий, проведение учебных игр, подготовка проектов здоровьесберегающей тематики [2]. С точки зрения О. Г. Ивановой, в основе формирования здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования и, соответственно, здоровьесберегающей компетентности педагогов, лежат различные формы, методы и приемы. При этом автор говорит о необходимости организовать работу по мотивации педагогов на «инновационную деятельность, которая позволит внедрить в практику работы дошкольной образовательной организации современные технологии, способствующие совершенствованию здоровьесберегающей деятельности и развитию «здоровой» личности».

Анализируя работу И. В. Патрушевой, можно говорить о том, что для формирования здоровьесберегающей компетентности автором предлагается использование педагогических технологий, которые в наибольшей степени «служат формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровьесберегающей деятельности, теоретической и практической готовности к здоровьесбережению, а также развитию профессионально важных личностных качеств, способствующих здоровьесбережению, и определяющих личностную готовность специалиста к реализации здоровьесберегающей деятельности» [3, с. 56]. К таким технологиям автором отнесены: технологии проблемно-деятельностного обучения, технологии контекстного обучения, технологии игрового обучения, технологии кейс-методов и непосредственная практическая деятельность на базе дошкольного образовательного учреждения. Раскроем каждую из технологий и проанализируем методы, которые используются в ее контексте для формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ.

Технология проблемно-деятельностного обучения направлена на активизацию мыслительной деятельности в процессе решения познавательных задач, тем самым позволяя не только приобретать новые теоретические знания, но и вырабатывать практические навыки и умения, накапливать опыт творческого решения профессиональных задач в рамках компетентности здоровьесбережения. Технология проблемно-деятельностного обучения, авторами которой являются М. А. Галагузова, И. А. Ларионова, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Л. Ф. Спирин и др., относится к активным технологиям и в широком смысле предполагает работу над сложным теоретическими и практическими вопросами, противоречиям и ситуациями, требующими изучения и дальнейшего разрешения. Сущность сводиться к изменению характера и структуры познавательной деятельности за счет самостоятельного поиска новых знаний и способов деятельности, развития творческого потенциала личности. В соответствии с логикой данной технологии, процесс формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ «должен быть ориентирован не на получение отвлеченных теоретических знаний, а на формирование готовности специалистов решать конкретные профессиональные задачи по сохранению и укреплению здоровья» субъектов образовательного процесса [3, с. 58].

Технология контекстного обучения, согласно определению. А. А. Вербицкого, предполагает на «языке науки с помощью всей системы форм, методов и средств обучения целенаправленно и последовательно» моделировать предметное и социальное содержание в рамках здоровьесберегающей компетентности педагогических работников [3, с. 58]. Анализируя данную технологию, мы можем говорить о том, что упор делается на формирование мотивации личностного развития, в связи с чем деятельность исходит не только из логики компонентов формируемой компетентности, но и исходя из модели профессиональной деятельности и личностных особенностей педагогических работников системы дошкольного образования. При использовании технологии контекстного обучения используются методы, формирующие профессиональную деятельность в рамках здоровьесберегающей компетентности : дискуссия, лекция, проблемный семинар, тренинг. Раскроем каждый из методов формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ в рамках технологии контекстного обучения:

дискуссия – данный метод формирования компетентности характеризуется тем, что требует от участников выразить свое отношения к осуждаемому вопросу здоровьесбережения, представить свою позицию в споре и высказать точку зрения, которая может отличаться от иных;

лекция – в формировании у педагогов здоровьесберегающей компетентности большое значение будут иметь лекционные занятия, которые вводят в теоретическую основу, дают целостное представление об изучаемой теме и развивают здоровьесберегающую компетентность. Наряду с традиционными видами лекций, могут быть использованы лекции-консультации, лекции-исследования, лекции в тандеме с приглашенным специалистом (врач-педиатр, физиотерапевт, инструктор по физической культуре, педагог-психолог);

проблемный семинар – данный метод предполагает более активную работу со знанием, определяющим содержание движения семинара. Проблемный семинар выстраивается вокруг готового знания, полученного на лекции и его задача заключается в выявлении и формировании пробелов теоретического знания педагогов. Глубокое усвоение знаний на семинаре достигается за счет того, что педагоги добывают их путем самостоятельной деятельности, поэтому лучше понимают и запоминают. В контекстном обучении могут применяться конференции, «круглый стол», экскурсии, «мозговой штурм», которые В. Д. Ширшов относит к формам семинарских занятий [3, с. 59].

тренинг – данный метод направлен на формирование практических умений и предполагает, что содержательная часть здоровьесбережения уже усвоена педагогическими работниками. Основной задачей тренинга является организация самостоятельной работы, в процессе которой участники тренинговой группы осваивают определенные умения здоровьесбережения, изменяют отношения к процессам в рамках данной компетентности.

Резюмируя контекстный подход к формированию здоровьесберегающей компетентности, можно говорить о том, что он способствует практическому овладению деятельностью в рамках формируемой компетентности, позволяет педагогам ДОУ овладеть знаниями, умениями и навыками по реализации здоровьесбережения в воспитательно-образовательном процессе в рамках аудиторной работы.

Технология игрового обучения – является частным случаем использования активных методов обучения педагогов. Наиболее представительным методом данной технологии выступают деловые игры – модель, включающая в себя объект управления и управляющую ситуацию, ценность которой заключается в воспроизводимости наиболее типичных ситуаций здоровьесбережения в профессиональной среде, что позволяет приобрести опыт социально-ролевого поведения в таких ситуациях. Игровые цели деловой игры по отношению к педагогическим целям формирования, выполняют функцию средств. Опыт выполнения действий игры, формирует умения, навыки и качества личности профессионала, представленные в здоровьесберегающей компетентности. Разбор игры, последующая рефлексия участников по поводу ее проведения на заключительной дискуссии – несут обучающую и воспитывающую нагрузку. Резюмируя технологию игрового обучения, можно говорить о том, что деловая игра позволяет продемонстрировать и просмотреть несколько индивидуальных вариантов проигрывания одной и той же роли в заданной ситуации, в результате чего у педагогов появляется возможность сравнивать требования, предъявляемые к исполнению различных ролей в рамках рассматриваемой компетентности.

Одной из инновационных технологий выступает технология кейс-методов, в основе которой лежит практикующее обучение. В рамках формирования здоровьесберегающей компетентности педагогам предлагаются кейсы – конкретные ситуации, имеющие место в процессе профессиональной деятельности и требующие разрешения. Работа над кейсом предполагает групповое взаимодействие педагогических работников ДОУ и включает такие виды заданий, как: изучение материалов кейса и дополнительной литературы, поиск ответов на поставленные вопросы, выполнение исследовательского задания, разработка и представление проектов по теме кейса, составление рекомендаций для специалистов дошкольного образования и т. п. [3]. Предлагаемые кейсы предполагают погружение в заданную тему, осмысление и анализ полученных теоретических знаний, анализ проблемы здоровьесбережения и перспективы развития личности субъектов образовательного процесса в рамках данной компетентности.

Так как здоровьесберегающая компетентность имеет деятельностный характер, то есть формируется и проявляется главным образом в профессиональной деятельности, важным инструментом в формировании компетентности является практическая деятельность на базе дошкольного образовательного учреждения. Анализ теоретико-методологической литературы показал, что практическая деятельность способствует закреплению и выработке умений использовать теоретические знания и практические умения в конкретных условиях профессиональной деятельности, приобретению опыта здоровьесбережения субъектов образовательного процесса, способствует развитию профессиональных интересов и способностей и т. д. [3]. По нашему мнению, в ходе практической деятельности возможно формирование всех компонентов здоровьесберегающей компетентности, поскольку непосредственная профессиональная деятельность педагогов представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем здоровьесбережения, имеющих место в системе образования. Практическая деятельность лежит в основе овладения приемами самореализации, позволяет спроектировать профессиональный рост, развивать и совершенствовать способности и компетентности педагога, лежит в основе мотивационного компонента компетентности здоровьесбережения.

Переходя к формированию выводов можно говорить о том, что при построении комплексной теоретической модели формирования здоровьесберегающей компетентности педагога, необходимо не только обозначить структуру, способствующую развитию всех компонентов компетентности, содержательную и технологическую ее стороны, но и подобрать технологии и методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ. За основу нашего исследования взяты методы формирования, предложенные И. В. Патрушевой, который включают в себя: технологию проблемно-деятельностного обучения (методы : проблемное обучение, технологию контекстного обучения (методы : дискуссия, лекция, проблемный семинар, «мозговой штурм», «круглый стол», конференция, экскурсия, тренинг, технологию игрового обучения (методы : деловая игра, сюжетно-ролевая игра, технологию кейс-методов (методы : практические кейсы, обучающие кейсы, научно-исследовательские кейсы) и непосредственную практическую деятельность в рамках профессиональной на базе дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы

1. Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учеб. пособие для СПО / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева, Е. А. Царегородцева. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 208 с. – Текст: непосредственный.

2. Васина, Н. А. Методика формирования компетентности здоровьесбережения при обучении разделу биологии-8 : дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. А. Васина. – Ярославль, 2010. – 154 с. – Текст: непосредственный.

3. Патрушева И. В. Формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе / И. В. Патрушева. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. – 148 с. – Текст: непосредственный.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагоговСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОУ
Опубликовано: 9 марта 2020 в 11:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД