Лучший педагог года

Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Светлана Геннадьевна Куличева
Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Статья на тему: «инклюзивное образование : особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста»

Аннотация. Рассмотрены основные подходы к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста, разведены понятия инклюзии и интеграции, приведена типология детей дошкольного возраста с особыми образовательными возможностями.

Публикация «Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: инклюзия; интеграция; ограниченные возможности здоровья; дети дошкольного возраста; дошкольные образовательные учреждения

Интеграция «особых» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования. Это связано с переосмыслением общества и состояния его отношения к людям с ограниченными возможностями, с признанием не только их равных прав, но и с осознанием обществом своей ответственности по предоставлению этим людям равных возможностей для всех в различных сферах жизни, в том числе образование.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование основано на идеологии, исключающей любую дискриминацию в отношении детей, которая гарантирует равное обращение для всех людей, но создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Количество детей с физическими и умственными недостатками увеличивается с каждым годом, поэтому актуален вопрос инклюзивного образования.

Как известно, современная система специального образования меняется. Эти изменения направлены на работу с детьми с особыми образовательными потребностями по разным направлениям. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально разработаны и используются на протяжении многих десятилетий, например, система специального образования и воспитания детей с ограниченными возможностями в различных учреждениях I-VIII типов.

Инклюзивное образование базируется на следующих принципах.

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей в группе.

Принцип поддержки самостоятельной деятельности ребенка. Важным условием успеха инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной деятельности ребенка.

Принцип активного включения всех участников в образовательный процесс предполагает создание условий для взаимопонимания и принятия с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного междисциплинарного подхода к определению и развитию методов и средств обучения и обучения.

Принцип вариативности в организации учебно-воспитательного процесса. Включение детей с различными отклонениями в развитии в инклюзивную группу предполагает наличие изменчивой среды развития, то есть необходимых развивающих и дидактических средств, учебных пособий, без барьерной среды, изменчивой методологической основы обучения и образования и способности учителя к обучению, использовать разнообразные общепринятые методы и средства работы и специальную педагогику.

Принцип партнерства с семьей. Усилия воспитателей будут эффективными только в том случае, если они поддерживаются родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может измениться с включением новых структурных подразделений, специалистов, методик и инструментов развития. [5]

Основной задачей дошкольного образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики является обеспечение условий для совместного обучения и воспитания детей с разных стартовых позиций.

Инклюзивное образование основано на изучении потребностей ребенка; характер и размер помощи для развития и достижения успешных образовательных результатов; создавать условия для удовлетворения их особых образовательных потребностей. В инклюзивном образовании есть ресурсы, направленные на продвижение равенства между учащимися и их участие во всех аспектах коллективной жизни, развитие коммуникативных навыков детей, общение, которое современные исследователи считают «самым слабым звеном» в «жизни» субъектов», определяют общительность как индивидуальную черту личности, и коммуникативные навыки теряют независимость» [4].

В рамках российской системы образования реализуются следующие формы инклюзивного образования дошкольников :

1. Компенсаторное дошкольное образовательное учреждение, в котором обучаются дети с определенной формой дисонтогенеза. В этих учреждениях организована специальная предметная развивающая среда с учетом образовательных потребностей определенной категории детей.

2. Детские сады комбинированного вида. В таких детских садах воспитываются дети с различными особыми образовательными потребностями, а также дети, не отклоняющиеся от возрастной нормы. Кроме того, в этом типе образовательного учреждения также используется специальная развивающая среда, учитывающая образовательные потребности конкретной категории детей.

3. Детские сады, на базе которых реализуются дополнительные службы: лекотека, службы ранней помощи, консультативный пункт.

4. Массовые дошкольные образовательные учреждения с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок».

Поскольку концепция инклюзии освещена только в последней редакции Закона об образовании Российской Федерации, система инклюзивного образования в нашей стране находится только на ранних стадиях своего развития и требует разработки не только целостной нормативной системы, но и также методологической основы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брызгалова С. В., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3.

2. Исаков А. Ю. Правовые основы развития образовательной интеграции в Российской Федерации // Нормативные документы образовательного учреждения. 2009. № 11.

3. Коркунов В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе : от теоретических моделей к практической реализации : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.

4. Коркунов В. В., Брызгалова С. О. Современная модель специального образования в контексте интеграции ребенка со специальными образовательными потребностями с общеобразовательной средой // Специальное образование. 2006. № 9.

5. Малофеев Н. Н. Инновационные тенденции развития специального образования в Российской Федерации // Специальное образование : традиции и инновации : материалы 2-й Междунар. науч. -практ. конф. (Минск, 8-9 апр. 2010 г.). / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Минск, 2010.

6. Прочухаева М. М., Бородин М. В. Инклюзивный детский сад. М., 2009.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 14:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД