Сюняева Дарья Олеговна
Инновационная деятельность в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Д. О. Сюняева
ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района,
г. Санкт-Петербург
Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это сделать!
Джек Уэлч
Инновация - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое [6].
Публикация «Инновационная деятельность в дошкольном учреждении» размещена в разделах
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Руководители ДОУ и педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного [1]. Поэтому процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут эффективней в большей мере, если организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.
Инновации имеют определенный цикл развития: зарождение идеи и принятие ее коллективом, постановка цели, разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий, процесс реализации инноваций в дошкольной практике, педагогический мониторинг качественных изменений «образа детского сада». Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада. Это значит достигать качественно более высоких результатов образования. Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации. Однако нередко дошкольные учреждения берутся за введение новых технологий, не отдавая себе отчета в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию.
Одним из таких новшеств является информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов. Информатизация ДОУ — процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности [3].
Информатизация ДОУ может привести к повышению эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ, а также к повышению эффективности воспитания и образования. Поэтому главной целью исследования является определение необходимости развития информатизации ДОУ.
Для этого требуется постановка следующих задач:
1. Выявить возможность информатизации ДОУ как средство повышения эффективности воспитания и образования, а также деятельности воспитателей и руководителей ДОУ;
2. Выявить проблемы информатизации ДОУ;
Метод исследования заключается в анализе теоретических источников по проблеме исследования.
Если описывать процесс информатизации ДОУ формально, то его можно представить, как последовательность переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. Этот переход, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны, так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия или целая программа работ.
При разработке программы информатизации работники ДОУ стремятся так изменить ресурсы, условия и правила поведения участников процесса, чтобы повысить их «педагогическое качество» и тем самым перевести ДОУ в новое состояние [7].
Задача информатизации ДОУ определяется слишком односторонне: на первом плане остаются проблемы оснащения компьютерной техникой и подключение к Интернету, а содержательной стороне использования этих средств не уделяется должного внимания. Техническое обеспечение, безусловно, является необходимой, но недостаточной основой процесса информатизации. Информатизация ДОУ может полноценно формировать единое информационное образовательное пространство только на основе разработки четкой концепции, определяющей приоритетные цели информатизации и средства их достижения, с учетом специфики конкретного ДОУ [5].
Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:
- Повышение качества обучения;
- Совершенствование научно-методической литературы;
-Совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом.
Создание полноценного единого информационного пространства ДОУ требует сочетания различных подходов к проведению информатизации с обязательным учетом специфики конкретного ДОУ [3].
Процесс информатизации в ДОУ включает в себя ряд показателей:
• Готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (педагогическая ИКТ - компетентность работников образования);
• Изменения на занятиях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (изменение регламентов, процедур, работы ДОУ);
• Изменения в методах и организационных формах работы детей, отдельных педагогов и педагогического коллектива ДОУ в целом (распространение ИКТ методов и организационных форм учебной работы) [2].
Начинать информатизацию управления нецелесообразно без выделения задач организации учебно-воспитательного процесса, в наибольшей степени требующих использования компьютерных технологий.
Проведение педагогических советов, совещаний, заседаний методических объединений учителей сегодня невозможно без использования компьютерных технологий - это схемы, графики, сводные таблицы, диаграммы, презентации. Электронные отчёты по качеству обучения и воспитания детей, которые заполняют педагоги в конце каждого квартала, дают возможность проводить мониторинговые исследования качества обучения и воспитания детей, прогнозировать результаты, изменять пути достижения поставленных целей.
Различные электронные издания, справочники, энциклопедии, необходимы для повышения квалификации педагогического коллектива. Всё это возможно благодаря безлимитному доступу к сети Интернет. Использование Интернета, различных баз данных, обработка огромных объёмов информации – всё это сделает труд администрации и воспитателей ДОУ более эффективным. И что касается непосредственно занятий с детьми в ДОУ: использование ИКТ позволяет поднять процесс обучения и воспитания на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебно-воспитательного материала [3].
Но несмотря на всё положительное влияние применения ИКТ, многие ДОУ столкнулись с проблемой технической оснащенности. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т. п. Обычно к числу основных организационных проблем компьютеризации ДОУ относят объективные и субъективные. К первым относят, прежде всего, материально-технические проблемы (немногочисленное количество компьютеров в ДОУ, устаревшее оборудование, слабое программное обеспечение).
К субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование и воспитание детей. Нежелание воспитателей работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров, невысокого уровня мотивации к профессиональной деятельности в целом и других условий.
Нынешнее поколение детей живет и формируется в информатизированной среде. У детей компьютерная игра давно вытеснила игры по профессиям, опередив по популярности просмотр телепередач. Информатизация ДОУ – острое требование реальности, повседневной жизни. Поэтому специфика ДОУ жестко регламентирует использование компьютерных технологий и время работы за персональным компьютером для соблюдения одного из ключевых направлений – сбережение здоровья детей. Неизменным правилом является соблюдение установленного времени пребывание перед экраном монитора, которое, как известно, негативно воздействует на соматическое здоровье ребенка. Также существуют еще и последствия малоподвижного образа жизни, если таковой сложится [4]. И не менее серьезные проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если у него разовьется «компьютерная зависимость». В результате длительного погружения в виртуальный мир могут снизиться социально-адаптивные возможности личности в основной период развития коллективных навыков общения. В этом направлении успехов можно добиться только при условии тесного сотрудничества с родителями детей. Таким образом, важным становится проинформировать родителей о мерах профилактики нарушений здоровья, об организации рабочего места детей, о временных ограничениях пребывания перед экраном не только компьютера, но и телевизора [2].
Но если не брать во внимание материальные проблемы, а также со всей серьёзностью подойти к организации процесса информатизации и соблюдать все необходимые меры сбережения здоровья детей, то потенциал и преимущества использования ИКТ оправдывают весь затраченный на это труд. Инновационная деятельность, в виде внедрения ИКТ повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии; развивает умение детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; активизирует их познавательную деятельность; помогает преодолевать трудности; вносит радость в жизнь ребёнка; позволяет вести обучение и воспитание в зоне ближайшего развития; создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Список литературы:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2004. – С. 34-35.
2. Еляков А. Д. Информационные технологии и современная война/А. Д. Еляков //Свободная мысль, 2008. т. №1.-С. 181-194
3. Информатизация образования: направления, средства, технологии. Пособие для системы повышения квалификации / Под общ. ред. С. И. Маслова. М, МЭИ, 2004.
4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения (Педагогическая наука — реформа М. : 1998. — С. 53–55.
5. Митченко М. М., Туранова Т. В. Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыта реализации, Информатика и образование, 11-2005.
6. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М. : Аркти, 2004. – С. 43.
7. Фрумин И. Д., Васильев К. Б. Современные тенденции в политике информатизации образования // Вопросы образования. 2005. № 3. С. 70-73.