Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении

Наталья Кожина
Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении

Специальными исследованиями, выполненными в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, установлены современные особенности формирования здоровья детей России:

-выраженное нарастание распространенности функциональных нарушений, опережающее темпы роста распространенности хронической патологии среди детей;

-ухудшение состояния здоровья детей, проявляющееся в резком уменьшении количества здоровых детей и увеличении хронически больных детей;

-изменения структуры функциональных нарушений и хронической патологии среди детей, отражающие, в известной степени, негативное влияние социальных и эколого-гигиенических условий современной жизни детей;

-худшие показатели здоровья девочек по сравнению со сверстниками –мальчиками, что является прогностически неблагоприятным фактором в отношении репродуктивного потенциала страны;

-выраженное влияние на формирование здоровья детей социального неблагополучия жизни, интенсификации учебной деятельности.

Обращает на себя внимание лидерство функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у детей (практически каждое третье). Нарастает и распространенность функциональных нервно-психических отклонений. Это обусловило их стабильность второе ранговое место среди всех функциональных отклонений у детей.На третьем месте : практически у каждого десятого ребенка – отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки среди детского населения. Четвертое ранговое место занимают функциональные нарушения зрения у детей. При отсутствии своевременной диагностики этих состояний и адекватных мер коррекции они легко переходят в стойкие хронические заболевания.

Важной особенностью, которая обязательно должна учитываться при коррекции здоровья, внедрении современных оздоровительных технологий, является изменение структуры хронической патологии у детей.

К началу 80-х годов на первом месте в структуре выходили болезни органов пищеварения.

К началу 90-х годов на второе ранговое место переместились нервно-психические болезни и резко возросло число аллергических заболеваний. На протяжении всех лет изучения сохраняется высокая распространенность болезней опорно-двигательного аппарата и миопии. Сколиотическая деформация позвоночника является наиболее серьезной ортопедической патологией детей, проявляющейся в боковом искривлении позвоночника. Следствием сколиотической болезни является косметический дефект осанки и деформация грудной клетки, ведущая к нарушению функций легких и сердечно-сосудистой системы, а при развитии тяжелых форм сколиозов имеют место и неврологические осложнения.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследственных и социально-гигиенических факторов. Среди последних наиболее изучено неблагоприятное влияние факторов учебно-воспитательного процесса и среды,в которой он проходит: на формирование осанки воспитанников негативно влияют несовершенство детской мебели, низкая физическая активность и сидячая рабочая поза.

В нашем образовательном комплексе сформулированы основные принципы организации и проведения профилактических и оздоровительных мероприятий:

1. Комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры учебной деятельности в течении года, экологических и климатических условий и др.

2. Непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий.

3. Максимальный охват всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников.

4. Интеграция (по возможности) профилактики и оздоровления в образовательный процесс учреждения

5. Преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления.

6. Использование простых и доступных технологий.

7. Формирование положительных мотиваций воспитанников, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий.

8. Соблюдение в образовательном учреждении санитарных норм и правил, регламентирующих требования к архитектурно- планировочным решениям и оборудованию учреждений, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, санитарному состоянию учреждения, организации питания воспитанников.

Профилактические и оздоровительные мероприятия в образовательных учреждениях должны включать:

-профилактику возникновения и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата воспитанников;

-профилактику утомления и нарушения нервно-психического здоровья воспитанников;

-оздоровление воспитанников, перенесших острые распираторные вирусные инфекции;

-рекомендации родителям по оздоровлению воспитанников в домашних условиях.

При этом могут использоваться такие средства,как:

-постоянный контроль соответствия детское мебели антропометрическим показателям воспитанникам, позы детей во время занятий, контроль продолжительности зрительных нагрузок и перерывов (физкультминуток) во время занятия.

-различные формы физической культуры (утренняя гимнастика, физкультминутки для снятия утомления мелких мышц кисти, плечевого пояса, мышц туловища, специальные упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз, для мобилизации внимания, для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, специальные комплексы упражнений для оздоровления часто болеющих детей, динамические паузы на открытом воздухе);

-витаминопрофилактика, фитотерапия.

Для профилактики и оздоровления детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа прежде всего медицинского персонала образовательного учреждения, педагогов и родителей. Задачей работников медицинского персонала является контроль детской мебели длине тела воспитанников и правильности рассаживания детей за столами. Медицинские работники должны организовывать и контролировать проведение оздоровительной работы, разъяснять родителям необходимость проведения профилактических и оздоровительных мероприятий, обучать педагогов и родителей приемам гимнастики физкультминуток, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата.

Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенной многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего, с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка.

В ракурсе дошкольного воспитания детей «группы риска» сопровождение трактуется как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуации школьного взаимодействия. Система профессиональной деятельности различных специалистов преследует, прежде всего, цель всестороннего развития и коррекции ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей. Поэтому комплексное сопровождение определяется как система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.

Основные характеристики этой системы:

-Законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей).

-Мультидисциплинарность (комплексность). Т. е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога).

-независимость каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.

Наиглавнейшим условием в активной коррекции больных ортопедического профиля является укрепление мышечно-связачного аппарата, создающего крепкий мышечный корсет, удерживающий туловище в физиологическом вертикальном положении.

Не менее важным в активной коррекции (активная коррекция – это комплексное коррегирующее воздействие на ребенка с последующим привитием навыков самостоятельного выполнения специальных упражнений).

Важное место в коррекционно-оздоровительных мероприятиях занимает работа с родителями. Кроме этого уточняются условия быта, характер и привычки ребенка, его нервно-психическое состояние и уровень развития, отношение ребенка к другим детям. Все эти факторы влияют на длительность адаптационного периода, адекватное отношение к используемому лечению и к его восприятию.

В связи с тем, что ортопедические заболевания носят длительное лечение, требующее постоянной коррекции. Это делается с целью создания непрерывного коррекционного процесса, когда дети находятся вне стен учреждения. Подобный совместный опыт работы приводит к хорошим результатам.

Поэтому при осуществлении помощи таким детям не приходится ждать сиюминутных результатов и только терпение, упорство, постоянное выполнение заданных упражнений приводит к желаемому результату.

Таким образом, проводимая в учреждении кропотливая, трудоемкая оздоровительная работа приводит к желаемым положительным результатам в коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата у воспитанников.

Особое внимание при работе с детьми с нарушением ОДА важно уделить следующим моментам:

1. индивидуально-ориентированный подход к обеспечению режима (отсутствие принуждения в выполнении отдельных его составляющих, учет степени адаптации, динамика работоспособности, изменение нагрузок или освобождение от отдельных занятий, строгое дозирование физической нагрузки, специальный выбор закаливающих воздействий и т. д.)

2. формирование и повышение нервно-психической устойчивости к обязательным занятиям (что одновременно является и подготовкой к школьному обучению) – целесообразно сочетать занятия со статическим напряжением и динамическим.

3. создание оптимальных гигиенических условий жизни детей (температурный и воздушный режим, мебель в соответствии с результатами антропометрии и т. д.)

4. организация питания

Частные (индивидуальные) аспекты организации сопровождения детей с нарушением ОДА целесообразно рассматривать в контексте деятельности специалистов разного профиля.

Публикации по теме:

«Развивающая предметно — пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС до»«Развивающая предметно — пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС до» .

Адаптация детей к условиям жизни в дошкольном учреждении. Адаптация детей к условиям жизни в дошкольном учреждении. Богданова А. С. Адаптация детей к условиям жизни в дошкольном учреждении. «Детство.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающая среда в ДОУ» Консультация для воспитателей. «Здоровьесберегающая среда в ДОУ».Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению.

Мастер-класс «Здоровьесберегающая среда в ДОУ как условие сохранения здоровья детей» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с разнообразными.

Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении. Ляленкова Валентина Викторовна, старший.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад,.

Проектирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении Проект — это слияние теории и практики, которое требует не только постановка умственной задачи, но и практическое ее выполнение. Проектная.

Самообразование воспитателя в дошкольном образовательном учреждении Самообразование воспитателя в дошкольном образовательном учреждении, как одна из форм повышения уровня профессиональной компетентности (содержание.

Тема по самообразованию: «Музыкальные игры в дошкольном учреждении» Музыкальные игры в детском саду Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них - музыкальная. Одним из.

Уголок природы. Предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию в дошкольном учрежденииУголок природы. Предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении В нашей группе создан уголок по экологическому воспитанию наших воспитанников. В календаре природы мы наблюдаем за погодными явлениями.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 01:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Мастер-класс по изготовлению композиции из бумаги и ватных дисков «Снеговик» к...
Добрый день, уважаемые коллеги! Зимой, когда выпадает много снега, первое, что хочется сделать, это слепить снеговика. Этот зимний персонаж является одним из...
Консультация для родителей «Зимние забавы на свежем воздухе»
Консультация для родителей «Зимние забавы на свежем воздухе» Тяжело найти ребенка, который не любил бы зиму. Только в эту волшебную пору года можно с...
Мастер-класс по объемной аппликации из пряжи для вязания «Снегири»
( совместное творчество педагога и воспитанника) Доброе время суток, дорогие друзья! Сегодня изготовим поделку "Снегири" в технике "объемная...