Приложение МААМ

Мордовские сказки как способ воспитания интереса старших дошкольников к национальной культуре

Саад Александра
Мордовские сказки как способ воспитания интереса старших дошкольников к национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №9»

Статья на тему:

Мордовские сказки как способ воспитания интереса старших дошкольников

к национальной культуре

Выполнила: воспитатель Саад А. Г.

Публикация «Мордовские сказки как способ воспитания интереса старших дошкольников к национальной культуре» размещена в разделах

Региональная культура является для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.

Мордовия является многонациональным регионом, на территории которого проживают мордва, русские, татары, чуваши, а также представители других народов. Однако тот факт, что все они проживают на территории республики, делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языком, музыкой, литературой, изобразительным искусством народа, издавна проживающего на территории Мордовии.

Важной частью народной педагогики был сказка. Она пленяет детей своей красотой и занимательностью. Они усложняются соответственно возрасту ребенка. Сказочное произведение воздействует на ум и сердце ребенка, формирует миропонимание, эстетические вкусы, содействует развитию фантазии, обогащает представление детей яркими сказочными образами, язык детей - меткими и красочными эпитетами и оборотами, образными, красочными выражениями.

Мордовские сказки представляет собой большую художественную ценность, имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Приобщение детей к мордовскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных сказок приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Мордовский сказки необычайны, богаты, и разнообразны.

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Мордовские сказки знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира

Сказка в мордовском фольклоре - один из самых распространенных жанров. С древнейших времен мордва живет главным образом в местностях, расположенных между реками Волгой, Окой, Сурой, Мокшей и ее притоками. Веками Мордва скрывалась в лесах от своих притеснителей: нанайцев, татарских ханов, а поздней от царских чиновников и помещиков. Живя в лесу, люди занимались пчеловодством, охотой, земледелием. Женщины рукодельничали. По вечерам мордовские девушки собирались по 5-7 человек на посиделки, где за вышиванием приданого исполняли песни, сказки. На эти же посиделки в долгие зимние вечера приходили любители послушать или исполнить песню и сказку. Но существовали и так называемые сказочники, люди, знавшие много сказок. Их возили с одних посиделок на другие. А за рассказывание сказок поили, кормили, принимали как почетного гостя.

Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов за пушниной, жили месяцами в лесах избушках, называемых зимницами. Жизнь в них была лучшей почвой для рассказывания сказок в долгие зимние вечера. Здесь, в лесу, звучали сказки о богине и матери леса - Виряве. Считалось, что Вирява приходила

слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время свободно ловят птицу и зверей. А раз сказка играла хозяйственную роль, то ее распространение было необходимым.

Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка - это педагогический опыт и творческий гений народа.

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям, народным традициям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, ее ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования.

В настоящее время актуальным направлением воспитания детей национальных республик является формирование у ребенка интереса к национальной культуре и традициям родного края. Этот процесс будет проходить наиболее оптимально при обращении к историческим корням и национальным истокам народа. Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Мордовская сказка несет черты национальных традиций, а также содержит много информации о родном крае, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка, обогащает внутренний мир детей.

Народные сказки представляют для детей не малый интерес. В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия. Именно этим воспользовалась я, открывая детям сказочный мир мордовского народа. С дошкольного возраста человек должен всей душой, всем сердцем полюбить родной край, свой народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, «пустить корни в родную землю».

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками, как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя - народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы»

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Мордовские народные сказки динамичны и, в то же время, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В подготовительной группе детям читаются волшебные сказки : «Виреня», «Лыковый кошель», «Медведь-песельник», «Черная корова», «Три брата», «Куйгорож», «Ведява».

Работа с мордовской народной сказкой должна носить поэтапный характер:

1. Подготовка к восприятию произведения устного народного творчества. Чтобы подготовить детей к восприятию мордовской сказки, необходимо провести беседу; рассмотреть иллюстрации с изображениями героев сказки; показать предметы, о которых упоминается в сказке, и объяснить их назначение. В мордовских народных сказках встречается много незнакомых слов: это и названия предметов национальной одежды мордовского народа (сюлгамо – застежка и нагрудное украшение мордовских женщин; пулай – поясное украшение мордовских женщин; руця – верхняя рубашка и др., и мифологические персонажи (Ведява – русалка, богиня воды и деторождения; Вирява – богиня леса и плодородия; Паксява – хозяйка поля; Юртава – покровителница двора, хозяйства; Варда – злое сказочное существо, ведьма; Куйгорож – мордовский гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой; Варма – ветер и др.).

2. Знакомство со сказкой. Основными методами знакомства со сказкой являются :

- чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);

- рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование);

- инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественным произведением).

3. Беседа по сказке. После прочтения сказки задается ряд вопросов по ее содержанию и форме: «Что вы прослушали? Как вы догадались, что это сказка? О чем рассказывается в этой сказке? Как сказка начинается? Как сказка заканчивается? Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему? Какие слова и выражения в сказке вам понравились и запомнились? Объясните, что они означают».

С целью актуализации читательского опыта, можно предложить детям провести параллели между мордовскими и русскими сказками (например, мордовская сказка «Три брата» и русская народная сказка «Сивка-бурка») и ответить на следующие вопросы: «Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?».

В ходе занятий по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказ сказки одним ребенком или поочередно (по фразам) группой детей.

3. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

4. Придумывание продолжения к сказке или другого конца сказки.

5. Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов с последующим обсуждением иллюстраций и поделок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр).

Итак, в процессе ознакомления с мордовской народной сказкой у детей старшего дошкольного возраста развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными изобразительно-выразительными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Конечно, знакомство с мордовской сказкой не ограничивается только непосредственно организованной деятельностью с детьми. Необходимо привлекать к данной работе и родителей. С ними в течение года, как правило, проводятся: консультации, беседы, мастер-классы, открытые показы, мультимедийные презентации, стендовые доклады, литературные викторины, поэтические гостиные на такие темы, как: «Читаем каждый день», «Положи твое сердце у чтения», «Обогащаем словарь детей», «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Развиваем речь детей, читая художественную литературу», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы» и т. д. Настоящим фольклорным праздником для детей и родителей станет литературная гостиная «В гостях у Вирявы».

Вышесказанное еще раз убеждает нас в том, что обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Список использованных источников:

1. Валдоня (Светлячок) : программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия / отв. редактор И. М. Фадеева. – Саранск: Красный Октябрь, 2017. – 108 с.

2. Гурович, Л. М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду: учеб. пособие / Л. М. Гурович. – М. : Педагогика, 2015. – С. 81 – 89.

3. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Поволжский центр культур финно-угорских народов; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2018. – 64 с.

4. Короткова, Н. А. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста : метод. пособие / Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание, 2019. – № 8. – С. 38 – 41.

5. Мы в Мордовии живем : пример. регион. модуль программы дошкольного образования / [О. В. Бурляева и др. ]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Доклад «Прививаем детям любовь к национальной культуре, к русскому фольклору».Доклад «Прививаем детям любовь к национальной культуре, к русскому фольклору». «Прививаем детям любовь к национальной культуре, к русскому фольклору». Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся.

Месячник по национальной культуре для детей второй младшей группы 1 неделя 1. «На какой улице наш детский сад?», «Мой родной город» - беседа, экскурсия; рассматривание фотографий; 2. Знакомство с куклой.

Месячник по национальной культуре для детей старшей группы 1 неделя 1. «Хорошо у нас в саду»- Беседа, экскурсия, рассматривание фотографий; 2. Рассматривание кукол в мордовской, татарской и русской.

Методическая разработка в сопровождении с презентацией «Мордовские народные сказки» В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мордовские сказки как способ воспитания интереса старших дошкольников к национальной культуре
Опубликовано: 18 мая 2020 в 19:25
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мордовские сказки как способ воспитания интереса старших дошкольников к национальной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Саад Александра (УИ 700796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД