Папки-передвижки

Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Алина Кравченко
Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Во всестороннем развитии младших дошкольников большое значение имеет воспитание нравственности. Развитием познавательного интереса у детей занимались такие ученые, как Т. В. Адорно, Н. С. Арапова, А. А. Гусейнов.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство [2].

Публикация «Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

Слово воспитателя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М. М. Гей, А. А. Горонидзе, А. А. Калюжный, Т. Ф. Лысенко и др.)

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания детский сад формирует у дошкольника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества воспитатели превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство [4].

В нравственном воспитании дошкольников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему педагогу. Если для отношений между воспитателем и воспитанниками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения воспитанников между собой. Воспитателю следует избегать общих оценок личности каждого ребенка. Дошкольника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие ребенка. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий) [5].

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.

Специфика процесса нравственного воспитания :

обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого дошкольника;

своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;

включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.

Детский сад является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании дошкольников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание : дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. В условиях современного мира, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль мультфильмов. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые воспитанники получают, просматривая. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития дошкольников, чем знания по конкретным занятиям. [1].

Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе, в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [2].

Современные педагоги и психологи обращают внимание на эффективность использования мультфильмов как средства нравственного воспитания дошкольников.

В работе с детьми мультипликацию и современную анимацию необходимо использовать как психологическое средство активного влияния на эмоциональную сферу детей через разные сюжетно-ролевые действия героев, представленных в виде движущихся изображений. При использовании мультипликационного жанра, как метода нравственного воздействия, необходимо:

серьезно подходить к выбору детской телепередачи или мультфильма, так как зрительные образы оказывают сильное влияние на психику ребенка;

оградить детей от просмотра мультфильмов с переизбытком насильственных и агрессивных сцен, с отсутствием четкой границы между добром и злом, где плохие поступки персонажей не наказываются, а приветствуются, где женские персонажи наделены мужскими чертами характера и наоборот, от современных мультфильмов с динамичными сценами и яркими вспышками, где герои могут по несколько раз умирать и воскресать, где неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям – чаще всего норма, а не исключение;

использовать в работе с детьми отечественные и некоторые зарубежные мультфильмы, воспитывающие в ребенке доброту, умение ценить дружбу, учащие искренности и преданности;

«упакованные» в содержание мультфильмов учебные задачи необходимо преподносить в форме игр и упражнений;

всегда помнить, что мультипликация – это эффективное средство как в случае решения благородных задач воспитания, так и в случае манипулирования и скрытого управления.

Работа по воспитанию нравственных качеств, основанная на мультипликации и реализованная в рамках дополнительного образования, способствовала формированию у детей первичных представления о добре и зле, доброжелательности, отзывчивости, искренности, трудолюбие, доверие, правдивости, прощении, радушии, уважении, честности. Через сравнение себя с любимыми героями ребята научились позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Литература

1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. – М., 1970. – 362 с.

2. Бабанский Ю. К. Педагогика. / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение,1998 – 479 с.

3. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О. С. Богданова, В. И. Петрова. – М. : Просвещение, 1980. – 207 с.

4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности : Методические рекомендации/ Ом. гос. пед. институтт им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991. – 267 с.

5. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / Учебно-методическое пособие / В. Т. Чепиков. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 189 с.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 00:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алина Кравченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД