Папки-передвижки

Формирование положительного отношения к родному краю в ДОО

Гульдар Багаутдинова
Формирование положительного отношения к родному краю в ДОО

Положительное отношение к родному краю в ДОО

г. Уфа, воспитатель

Багаутдинова Г. Д.

Ключевые слова: дошкольник, родной край, отечество, положительное отношение.

Положительное отношение к родному краю старших дошкольников по ФГОС достаточно актуально в современных условиях. Это связано с приоритетом материальных ценностей над духовными ценностями в нашем социуме. Но воспитание растущего поколения как уважения и любви к родному краю развивает нравственно здоровое, жизнеспособное общество.

Публикация «Формирование положительного отношения к родному краю в ДОО» размещена в разделах

Дошкольное детство - важный этап становления личности, этап развития у детей первых чувств положительного отношения к родному краю. Проблема сформированности положительного отношения к родному краю актуальна в дошкольной педагогике, и вне зависимости от политических реформ и социальных изменений в государстве основной задачей ДОО является воспитание гражданина [1, 14]. Дети старшего дошкольного возраста особенно эмоциональны, любознательны, готовы к эмпатии, они находятся в процессе формирования личных ориентиров, чтобы воспитатель мог наиболее эффективно выполнять воспитательную работу. Также этому помогает подверженность старших дошкольников воздействию взрослых.

Положительное отношение к родному краю в ДОО осуществляется для воспитания любви к родине, ответственного отношения к окружающей среде и людям, формирования четкой связи поколений. Формирование данных ценностей является результатом целенаправленной, систематической деятельности с детьми. Положительное отношение к родному краю старших дошкольников по ФГОС предполагает решение следующих задач: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование гордости за свой народ; формирование уважения к этническим и культурным традициям своего этноса; формирование либеральной позиции по отношению к сверстникам, взрослым, людям других национальностей [4, 48-49].

Средства патриотического воспитания - это искусство: музыка, произведения искусства, изобразительное искусство, народные промыслы и ремесла. Нужно чтобы произведения искусства, используемые при работе с детьми, были высокохудожественными [4,50].

Конечно, для формирования положительного отношения к родному краю важно дать старшим дошкольникам базовые знания о Родине, основные представления о родном крае, людях, обычаях, истории и культуре. Но в то же время, важно не забывать о том, что знание само по себе является лишь пищей ума, а положительное отношение к родному краю «от ума» не происходит, он происходит только «от сердца». Вот почему старший дошкольный возраст из- за непосредственности психических и эмоциональных реакций, в связи с еще не утраченной открытостью души, является наиболее важным для формирования положительного отношения к родному краю.

Важным направлением работы по воспитанию любви к родному краю выступает как процесс формирования у детей знаний о людях своей родного края. В первую очередь, нужно помнить тех людей, которые прославили родной край - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей. Нужно знакомить детей с «характером» народа на конкретных примерах, через конкретных людей. Воспитатель знакомить старших дошкольников с людьми, обладающими некоторыми качествами или навыками, чтобы привлечь детей к их деятельности[6, 82].

Обучение истинным историческим фактам, моральным примерам старших поколений - хорошая школа пробуждения трудового энтузиазма, развития инициативы. И необходимо, чтобы все дети были наполнены этим благородным желанием приумножить исторический опыт созидания - от этого земля родного края станет еще богаче и прекраснее.

Дети старшего дошкольного возраста должны знать название своего города или села, его улиц, достопримечательностей, музеев, театров и т. д. Воспитание положительного отношения к родному краю основана на когнитивном элементе: детям предоставляется информация, которую они должны и могут изучить. Особенность в том, что знания должны быть эмоциональны и включать ребенка к активной деятельности [2,112].

Тематическое планирование помогает эффективно и систематически усваивать знания детей об их родине, местности, где они живут. Более того, темы повторяются в каждой группе, изменяется лишь содержание, объем познавательной информации и продолжительность исследования.

Малая Родина, каждый город или село хранит память о своих знаменитых гражданах, рассказывает о главных видах деятельности своих жителей, напоминает о военных победах соотечественниках и гордится их победами, имеет свои обычаи и традиции. Представление детей старшего дошкольного возраста к родному краю будет положительным, если будут обеспечены активная познавательная, игровая и художественная деятельность.

Важно применять формы и методы, которые вызывают развитие эмоций и чувств детей по отношению к их родной деревне, способствуют проявлению активной жизненной позиции: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература, игры, самостоятельные детские деятельность.

Ярко показывать свои эмоции, выражать любовное отношение к тому уголку родины, в котором он живет, систематически правильно организованную работу в этом направлении, применяя при этом такие его формы, которые могут помочь [5,107-108] :

-одна из главных форм формирования положительного отношения к родному краю детей выступают тематические занятия. Необходимо, чтобы они повышали умственную активность детей. С помощью методов сравнения, вопросов, индивидуальных заданий. Надо учить детей анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.

-один из самых эффективных методов формирования положительного отношения к родному краю воспитания - проектная деятельность, которая позволяет создать естественную обстановку общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Использование проектов помогает применять различные виды детской деятельности, дает возможность формировать свою познавательную деятельность, творчество, мышление, воображение, коммуникативные навыки. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности проекта является то, что проект не «привязан» к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта помогает сделать выбор, свободный выбор. Реализуя проект у детей появляются новые идеи, рождается новый проект;

- непосредственное знакомство с достопримечательностями родного края на прогулках и экскурсиях сочетая с рассказом воспитателя об истории, традициях края и т. д. ;

- чтение произведений детской литературы, представленной художественно-эстетической оценкой родного края. Помимо произведений, знакомых детям, можно знакомить их с недавно опубликованной литературой, которая доступна по содержанию и способна влиять на их чувства;

- применение технических средств - можно сделать просмотр слайдов и видеороликов о родном крае, позволяющем воспитателю «донести» достопримечательности до ребенка, подробно рассмотреть их, испытать чувство удивления, восхищения;

- рассмотрение фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций картин. Изучение картин происходит совместно с объяснением и рассказом воспитателя. Это должно быть кратко, ясно, эмоционально;

- нужно подчеркнуть, что сложности при знакомстве старших дошкольников с повседневной жизнью, традициями, отдельными историческими моментами связаны с тем, что старшие дошкольники склонны к наглядно-образному мышлению. Поэтому нужно применять как художественную литературу и иллюстрации, так и «живые» визуальные объекты и материалы. Для этого необходимо посещать музеи, а также организацию специальных помещений в детском саду. Именно здесь дети получают возможность первого проникновения в историю жизни своей родины;

- празднование событий, которые связаны с жизнью края, не утратило свою актуальность - день рождения села, празднование военных триумфов, памятные даты, которые связаны с жизнью и творчеством знаменитых односельчан;

- самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, чтение стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке. На этой выставке дети совместно с воспитателем выбирают художественную литературу, которую они уже встречали ранее, а также иллюстрации, открытки о жизни своем крае.

Приобщение детей к морально-патриотическим ценностям их родного края невозможно без тесного общения с семьями, обмена мнениями воспитателей и родителей по воспитанию детей определенных ценностей. Приобщение к истории его семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, с вниманием относиться к памяти о прошлом, к его историческим корням. Взаимодействие с родителями по этому вопросу дает возможность для уважения традиций, сохранения вертикальных семейных связей.

Вовлечение семьи в формирование положительного отношения к родному краю детей старшего дошкольного возраста требует особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может появиться потребность в вовлечении кого-либо в поиск информации о семье [3,192].

Большое значение имеет работа по фольклорному плану (роспись глиняных игрушек, народное ткачество и т. д., а также местные традиционные фестивали и обряды, рождественские балы, праздник народного карнавала и т. д. Конечно, все это знакомит детей с историей края и его жителями, воспитывает любовь к родному краю.

Следует отметить, что систематически правильно организованная работа по формированию положительного отношения к родному края старших дошкольников, поможет сформировать у детей первые положительного отношения к родному краю : гордость за Родину, любовь к родному краю, уважение к традициям. Знания, которые получены на тематических утренниках и других видах досуга, позволяют ребенку понять уникальность своего народа.

Таким образом, любить свой родной край невозможно, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как это любили наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнений в том, что элементы гражданства и патриотизма могут быть сформированы в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы ребенка уже в детстве.

Нужно помнить, что ребенок старшего дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять определенные задачи, а не оперировать абстрактными понятиями.

Список литературы

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст]/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. - Волгоград: Учитель, 2017-14 с.

2. Асанов, З. Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости [Текст]/ З. Т. Асанов // Педагогика-.№4-2015.-112с.

3. Ветохина, А. Я. Нравственно-партиотическое воспитанеие детей дошкольного возраста [Тескт]/А. Я. Ветохина — СПб. : Детство-Пресс, 2015. — 192 с.

4. Ильина, Л. Н., Посохова Г. И. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2017 г.). -- Чита: Издательство Молодой ученый, 2017.- С. 48-50.

5. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет [Текст]/ Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова// Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2017.-107-108 c.

6. Маханёва, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ М. Д. Маханёва. - М., 2016.- 82 с.

7. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М. : Линка-Пресс, 2003.

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия «Путешествие по родному краю. Белгородчина. Валуйки» Ведущий. Дети, сегодня мы с вами отправимся в поход по нашему родному краю. В мире очень много красивых мест, но самые лучшие места, где.

Экологическое развлечение «Путешествие по родному краю» «Путешествие по родному краю» В сценарии развлечения, дети становятся главными действующими лицами и, оказавшись в центре сюжета сопереживают,.

Фотоотчет об экскурсии по родному краюФотоотчет об экскурсии по родному краю Морозным ноябрьским деньком мы с ребятами старшей и подготовительной к школе группе отправились на очередную экскурсию по родному краю.

Искусство как фактор воспитания любви к родному краю Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие.

Конспект ОД для подготовительной группы «Путешествие по родному краю» Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы Образовательная область: «Познание с региональным компонентом» Тема: «Путешествие.

Знакомство с профессиями и воспитание у дошкольников положительного отношения к труду Методическая разработка старшего воспитателя МБДОУ детский сад «Солнышко» пгт Арбаж Кировской области Жгулевой Татьяны Ивановны по теме:.

Тетрадь самообразования «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» г. Долинска Сахалинской области План по самообразованию.

Консультация «Воспитание любви к родному краю» Воспитание любви к родному краю. «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории" В. Васнецов Ребёнок должен знать.

Воспитание у дошкольников любви к родному краю Воспитание у дошкольников любви к родному краю Масалимова В. В. МАДОУ Детский сад №9 «Аленушка», город Бирск Какая притягательная сила заключена.

Презентация «Воспитание любви и интереса к родному краю» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тагнинский детский сад «Светлячок» Выступление на педагогическом чтении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование положительного отношения к родному краю в ДОО
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 22:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД