Александра Брункова
Опыт работы «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа в детском саду».
«Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.»
Публикация «Опыт работы „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа в детском саду“» размещена в разделах
Блок. А. А. О важности приобщения ребёнка к культуре родного края, местным традициям и обычаям написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
В нашем современном мире, во время развития информационных технологий, обилия гаджетов – люди всё реже вспоминают культуру своих предков. Родители с детьми не часто посещают музеи, выставки, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, народные промыслы и традиции утрачивают своё историческое значение.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Важность этого направления- воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое своей страны, своего родного края.
Хотим представить свой опыт работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, промыслами и традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо изучать художественную литературу, применять иллюстрации, наглядные пособия, организовывать экскурсии в библиотеку, по историческим местам родного города.
В этом году мы провели большой проект: «Социальное наследие - культура и традиции русского народа».
Проект начался с «Посиделок с мамами», где дети пели русские народные песни, играли в игры, водили хороводы, были одеты в традиционные народные костюмы, окунулись в атмосферу обычаев своего народа.
Далее мы продолжили работу в направлении народно-прикладного искусства : провели мини-проект «Матрешка», в ходе которого изучали историю деревянной игрушки, ее разновидностей, разгадывали загадки, играли в игры: «Подбери матрешке заплатку на платок», «Найди недостающую матрешку», любимой стала хороводная игра «Матрешечка-матрешка», расписывали доски-матрешки в подарок маме.
На протяжении всего года мы делали различные традиционные поделки, такие как «Городецкие» доски, расписные яйца к Пасхе, платочки с бахромой для бабушек.
Нами был создан Мини-музей «Народно-прикладного искусства», в котором представлены различные экспонаты: матрешки, ложки, подносы, свистульки, подносы, платки, принесенные детьми из дома, со своей «историей». Воспитанник нашей группы принес в дар музею куклу Масленицу, изготовленную его сестрой в мастерской. Родители наших детей принесли свои поделки: тарелки из папье-маше расписанные в технике «Хохлома», куклы-пеленашки, изготовленные ими в школьные годы. Дети получили эстетическое удовольствие и испытали гордость за свою семью.
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.
Ребята рассматривали экспонаты, книги по народно-прикладному искусству, картотеки экспонатов- делились впечатлениями и эмоциями.
Наша цель – создать условия, чтобы детей окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Не менее важным условием духовно-нравственного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Мы подобрали интересный материал для консультаций и родительских собраний на темы: «Русское наследие», «Традиции вашей семьи».
Нами велась большая работа по изучению малых жанров русского фольклора. Дети проявляют интерес к пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, колыбельным песням, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Данные формы фольклора вносят определённую «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Народные песенки, потешки, пестушки позволяют ребёнку почувствовать и осознать красоту родного языка, способствуют формированию образности речи.
Ведется работа по систематизации знаний детей о сказках. Сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте.
С ребятами нашей группы была поставлена сказка «Как принцессе жизнь спасали», где каждый ребенок нашел себе роль по душе, узнали много полезного о здоровье и как его поддерживать. Совместно с детьми были созданы декорации и атрибуты для театрализации.
Отметили Масленичную неделю, с сжиганием чучела, блинами, играми: «Подари платочек симпатии», «Перетягивание каната» «Горелки».
Народные обрядовые праздники всегда связаны с играми. А ведь они, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Мы сотрудничаем с библиотекой, наши детки с большим удовольствием посещают «дом знаний».
Нами была организована экскурсия на выставку «Русская изба», где ребята смогли соприкоснуться с историей и традициями своего народа и родного города : рассмотрели прялку, узнали, что такое ухват и чугун, изучили разновидности крестьянской посуды.
Таким образом, приобщение детей к истории и культуре русского народа начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Авторы:
Брункова А. Ю.