Статья «Приоритеты в выборе развивающей деятельности с детьми раннего возраста»

Светлана Башкеева
Статья «Приоритеты в выборе развивающей деятельности с детьми раннего возраста»

В современном обществе актуальны вопросы развития детей раннего возраста. Родители стремятся как можно раньше научить малышей читать, считать и говорить на иностранных языках. Достаточно посмотреть рекламные тексты центров раннего развития, стремящихся оправдать запрос родителей, чтобы убедиться: настало такое время, когда приходится убеждать взрослых не пренебрегать организацией действенных контактов малыша с окружающим миром – миром ощущений, эмоций, практики.

Мозг ребенка развивается неравномерно. Различные зоны коры формируются в разном возрасте. В первый год жизни развиваются центры ощущений и движения, расположенные в затылочных и височных долях головного мозга: ребенок учится видеть, слышать, чувствовать, а также управлять своим телом. До 3 лет идет активное доформирование зон восприятия. Это более сложный процесс, чем простое ощущение: ребенок должен не только увидеть предмет или услышать звук, но и узнать их; одновременно он учится узнавать изображение предмета на картинке и слово, обозначающее его.

У каждой функции есть свои «чувствительные» периоды, в которые она успешно развивается. Если пытаться развить ее раньше, то это произойдет за счет неадекватных усилий (ребенок будет заниматься непонятным, не очень интересным и не нужным ему делом только для того, чтобы не потерять интереса родителей к себе, а если время ушло, то функция толком не развивается и можно только привить навык.

Этапы развития детского мышления также имеют свои закономерности. Важнейшим условием последующего развития логического мышления является успешное прохождение стадии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Чтобы вырастить умного малыша, то обучать его нужно, прежде всего, не читать и считать, а видеть и слышать окружающий мир. То есть для ребенка до 3 лет важнее всего будут занятия, активно задействующие органы его чувств: восприятие, тактильную чувствительность, движения и такие эмоционально насыщенные занятия, как совместные игры и всякие детские праздники.

Часто при ориентации на раннее обучение именно интеллектуальным занятиям отдается приоритет. Ведь интеллектуальные занятия организовать намного проще, чем детский праздник, либо какую-нибудь игру во дворе, например, возню с глиной или изготовление поделок дома. Кроме того, интеллектуальные занятия забирают энергию (от учебы ребенок устает, а эмоционально насыщенные игры эту энергию возвращают.

Рассмотрим последовательно организацию взрослыми активности, важной для развития ребёнка.

В первом полугодии жизни, чтобы вызвать у ребенка интерес к окружающим предметам, следует вводить их в процесс общения. Нужно стараться обратить его внимание на игрушку, поворачивая ее разными сторонами, встряхивая, перемещая в разных направлениях. Когда ребенок сможет подолгу рассматривать игрушку и следить за ее перемещениями, предмет можно подвесить на удобном для восприятия расстоянии и оставить малыша наедине с ним.

Для совместного наблюдения подходят заводные игрушки, яркие картинки.

Показываем детям разные способы использования игрушек. Во втором полугодии дети опираются в основном на внешние физические свойства предметов, действуя со всеми игрушками одинаково – рассматривают, ощупывают, лижут, сосут. Помимо изучения предметов с помощью глаз и рта во втором полугодии жизни дети начинают активно пользоваться руками – тискают мягкие предметы, трогают и ощупывают мелкие детали, размахивают игрушкой, стучат ею по полу, столу, стене. Взрослый должен открыть ребенку специфические свойства предметов, дать образцы разнообразных и интересных действий с ними: круглый мяч катать, кубики ставить один на другой, кольца пирамиды нанизывать на стержень, резинку растягивать, мелкие предметы складывать в коробочку. Специфические манипуляции дают ребенку возможность гораздо более разностороннего познания вещей, благодаря чему он сосредоточенно и подолгу играет.

Когда малышу исполнится один год, взрослый должен переключать внимание с себя на предмет: показывать его малышу, поворачивать разными сторонами, производить с ним несколько простейших действий (встряхивать, вызывать звучание, движение). Следует по очереди выполнять различные действия с предметами. Все действия ребенка должны одобряться и поддерживаться. Следует поощрять ребенка за инициативные проявления.

Взрослый должен знакомить малыша с внешними, физическими свойствами предметов, вырабатывать у него специфические действия для обнаружения таких свойств (игра в мяч, катание коляски, исследование звучащих предметов и т. д.).

Прививаем ребенку отношение к действиям взрослых как к образцу поведения.

С полутора лет создаем предметную ситуацию типа «кукла и кроватка», «песок и формочки», «машинка и кубики» и т. п. Первоначально взрослый сам предлагает детям несложные сюжеты, разыгрывает их перед малышами, вовлекая детей в совместную игру. Постепенно он уступает инициативу ребенку, позволяя ему воспроизвести увиденное. При этом взрослому следует находиться рядом, так как в его отсутствие игра маленьких детей, как правило, распадается.

Предложение ребенку вариантов замещения одних предметов другими, так как главной особенностью игры является действие в воображаемой ситуации с использованием предметов-заместителей. Необходимо поощрять все инициативные действия малыша в этом направлении.

Кроме перечисленных видов активности не следует забывать про знакомство с миром природы – на прогулке, на даче, дома (игры с природными материалами) и разнообразные техники детской изобразительной деятельности.

Создавая условия для полноценного проживания ребёнком каждого этапа детства, мы делаем неоценимый вклад в качественное развитие его мышления и формирование личности. Именно эти цели и привлекают родителей в стремлении к «раннему развитию» своих малышей.

Башкеева Светлана Сергеевна

воспитатель КУЗ ОО

«Специализированный дом ребенка»

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста «По дорожке мы пойдём…» Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2–3 года) «По дорожке мы пойдём…» Программное содержание: 1. Закрепить.

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста «Пальчиковые игры» Цель: Познакомить детей пальчиковыми играми. Задачи: 1. Развивать любознательность у детей, интерес к живому объекту. 3. Способствовать.

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста (2–3 лет) «Путешествие в мир насекомых» Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста (2 – 3 лет) Цель: Научить детей раннего возраста различать насекомых.

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста «Открытка для мамы»Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста «Открытка для мамы» Открытка для мамы Автор: Смирнова Татьяна Всеволодовна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 466 «Жемчужинка» Цель: Аппликация «Букет для мамы».

План–конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста «Интересные покупки» Задачи: ОО «Познавательное развитие»: - формировать у детей представления о группировке предметов по назначению; - формировать первичные.

Презентация опыта работы «Роль сказки в предметно-развивающей деятельности детей раннего возраста» (Слайд 1-4) Ранний возраст ребенка - самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой.

Развитие предметной деятельности с детьми раннего возраста. из опыта работы Малышу исполнился год. Этот возраст знаменует начало нового периода детства- раннего возраста. который длится до 3 лет. К году ребенок уже.

Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста». В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического.

Статья на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста» Начинать экологическое воспитание в детском саду можно с момента прихода детей в группу раннего возраста. Двух - трехлетние малыши доверчивы.

Статья «Организация адаптации детей в группе раннего возраста в ДОУ» ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Разработала Оганян Наира Гарниковна Воспитатель МДОУ.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Статья «Приоритеты в выборе развивающей деятельности с детьми раннего возраста»
Опубликовано: 15 декабря 2016 в 10:17
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк: Публикации в печатных изданиях — один из критериев при присвоении...
Уважаемые, коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами своей радостью и гордостью. Вчера ( 21. 01. 2019 г) по почте мне пришёл очередной журнал с...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...
Фотоотчёт о муниципальном конкурсе «Зимние фантазии»
Фото отчёт о Муниципальном конкурсе "Зимние фантазии". Воротникова Галина. Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу представить Вам фото отчёт о...