Получи документы

Консультация «Проблемы и особенности работы с одаренными детьми»

Светлана Чемезова
Консультация «Проблемы и особенности работы с одаренными детьми»

Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят

Публикация «Консультация „Проблемы и особенности работы с одаренными детьми“» размещена в разделах

В течение многих лет способности детей выявляются и оцениваются на различного рода конкурсах, выставках, соревнованиях, в школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, летних школах и оздоровительно-развивающих учреждениях.

Вместе с тем, темпы и масштабы нововведений в сфере образования неодинаковы, поэтому необходимо усиление внимания к этой работе, направленной на поиск и развитие одаренных детей, ее координации, так как именно раскрытый потенциал одаренных детей будет определять будущее нашей республики.

Несомненно, в настоящее время на педагога, работающего с детьми, ложится большая ответственность: от него в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности. Особая проблема - развитие творческой, одаренной личности. Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много, и нельзя упустить возможности их развития. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

Если мы стремимся к выявлению и развитию детской одаренности, нам следует обращать внимание не только и не столько на победителей, сколько на «особость» ребенка, поскольку подлинная одаренность у ребенка и подростка очень сопровождается проблемами в обучении и общении со сверстниками и взрослыми.

Изучив проблему обучения и воспитания одаренных детей, следует обратить особое внимание на необходимость подготовки педагогов к осуществлению не внешней, а внутренней дифференциации в обучении. Для того чтобы эти проблемы продуктивно разрешались, необходима профессионально-личностная готовность педагогов к работе по выявлению, обучению и развитию одаренных детей.

Рассматривая профессионально-личностную готовность педагогов, следует выделить в ней следующие два основных компонента:

- базовый компонент, где отражается общая профессиональная педагогическая подготовка педагогов (предметные, психолого-педагогические и методические зун; личностные качества педагога);

-специфический компонент, который образует:

а) психолого-педагогические зун, являющиеся результатом активного усвоения одаренности детей (знания об одаренности, о психологических особенностях одаренных детей, знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, технологий их обучения);

б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, прохождение стажировки);

в) специфику образовательной инфраструктуры (взаимодействие со специалистами, например, с психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования; характерные условия, связанные с наличием компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных детей).

В практике работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий, среди которых одним из важнейших является, как нами выше было сказано, профессиональная готовность педагогов осуществлять поддержку и развитие детской одаренности. Для этого необходимо воспитателей, музыкальных руководителей, спортивного инструктора обеспечивать знаниями о психолого-педагогических основах деятельности по выявлению, обучению и развитию одаренных детей.

В связи с этим необходима целенаправленная систематическая работа в следующих направлениях:

1. Организация целевых курсов повышения квалификации, в том числе и авторских, для педагогов с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития одаренности с привлечением ведущих педагогов-мастеров республиканского и российского уровня.

2. Проведение психолого-педагогических проблемных семинаров для педагогов любых типов образовательных учреждений в целях повышения их компетентности в работе с одаренными детьми. Основной целью данных семинаров является ознакомление слушателей-педагогов с современной теорией и практикой работы с одаренными детьми на основе системного подхода. В программах семинаров рассматриваются актуальность данной темы для современной городской системы образования, развитие научных представлений о природе детской одаренности, методах ее выявления и путях развития. Освещаются вопросы организации работы с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе, приемы и методы психолого-педагогического сопровождения и поддержки как важнейшие условия, обеспечивающие развитие детской одаренности.

3. Целенаправленное проведение научно-практических семинаров, где рассматриваются не только вопросы выявления одаренных детей, но и их личностные особенности, методы воспитания, развития исследовательских способностей, особенности эмоционально-волевой и познавательной сферы, разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов по составлению программы развития одаренных детей.

4. Осуществление научного руководства экспериментальных площадок, где проводится работа по адаптации диагностического инструментария, отбору критериев для выявления общих и специальных способностей, подбору педагогических средств для реализации личностно-ориентированного подхода на основе учета половозрастных особенностей ребенка, проектированию траектории индивидуального развития.

5. Консультации по запросам образовательных учреждений, отделов Управления образования для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Таким образом, на мой взгляд, работа с одаренными и способными детьми многогранна. Важно и в семье, и в детском саду вовремя обнаружить детей с яркими способностями, создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка, стараясь, чтобы этот процесс сопровождался положительными эмоциями. Для этого необходимо объединение усилий всех участников образовательного процесса (психолог-педагог, родители).

С учетом вышеизложенного и в связи с сохранением, развитием одаренности в системе образования основными задачами в научной и учебно-методической поддержке педагогических кадров являются:

разработка психодиагностики одаренности, проведении научно-исследовательской и экспериментальной работы, проектировании и реализации целевых и образовательных программ;

• совершенствование многоуровневого повышения профессионального мастерства педагогических кадров для работы со способными и одаренными детьми;

• совершенствование образовательных программ психолого-педагогических проблемных семинаров;

разработка методических пособий, в том числе и электронных, для руководителей, воспитателей, родителей (сборники задач, заданий, конспектов мероприятий);

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без телевизора» В современном мире трудно представить семью без телевизора. Это устройство присутствует в каждом доме без исключения, причём в некоторых.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения»Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Проблемы и особенности работы с одаренными детьми»
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 08:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД