Получи документы

Теоретические основы использования средств ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе

Валентина Ибатуллина
Теоретические основы использования средств ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Фадина Валентина Ильфатовна

учитель начальных классов

Публикация «Теоретические основы использования средств ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе» размещена в разделах

Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационно-коммуникационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационно-коммуникационная технология – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы[22].

Информационно-коммуникационные технологии – это не только технологии, предполагающие использование в образовательном процессе компьютера, но в целом это любой процесс, связанный с переработкой информации. Мы под информационно-коммуникационными технологиями понимаем совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

За последние годы компьютеры и основанные на них информационно-коммуникационные технологии существенно изменились. Достаточно динамичные и существенные преобразования в элементной базе компьютеров привели не только к более широкому их использованию в образовательном процессе, но и к повышению надежности, точности и быстродействия их работы, расширению их функций от собственно вычислительных к все более сложным, логическим, эвристическим, а в определенной мере творческим.

Известны многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса[20, с. 39] :

- на этапе предъявления учебной информации обучающимся;

- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

- на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

Все эти возможности собственно дидактического и методического характера действительно неоспоримы. Необходимо принять во внимание, что использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.

Таким образом, можно сказать, что появление понятия «информационно-коммуникационные технологии» связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании. Информационно-коммуникационные технологии подразумевают: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики применяются в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других – проанализировать знания в предметной области, в третьих, учет психологических принципов обучения.

Информационно-коммуникационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. «Новая медиаграмотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты» [1, с. 114]. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.

При использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках учителю необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности ребенка – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационно-коммуникационными технологиями как со стороны педагога, так и со стороны детей.

Применение компьютера позволяет сделать часть уроков нетрадиционными, яркими, насыщенными, применить новые способы подачи материала и разнообразные формы контроля. Типы подобных уроков[11, с. 49] :

- Урок-беседа с применением современных технологий (урок-презентация).

- Комбинированный урок (добавляется контроль изложенного материала).

- Урок-зачет, с использованием листов контроля и лент ответов. Такие работы можно по шаблону проверить тут же на уроке и сразу провести коррекцию знаний практически каждого ученика.

- Обобщающий урок-игра, например, «Путешествие в компьютерную страну», подобные уроки можно проводить раз или два в год.

С помощью информационно-коммуникационных можно подготовить брошюры, отдельные листы, в которых будет содержаться демонстративный материал к урокам. Все это применимо практически ко всем предметам школьного курса. Поэтому необходимо использовать наглядные средства обучения, т. к. именно наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, мышления учащихся. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить обучающихся большим количеством строго отобранных соответствующим образом знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т. к. задействованы все каналы восприятия учеников – зрительный, механический, звуковой и эмоциональный.

Перед учителем в начальной школе всегда стоит проблема оптимальной организации урока, чтобы он имел максимальную эффективность. Именно проблема эффективности урока рассматривается как ведущая при конструировании занятий в школе. Использование мультимедийных презентаций, например, целесообразно на любом этапе любого урока.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках «Окружающего мира» также подчиняется требованиям ФГОС НОО. Если обобщить требования ФГОС, то основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетенций у ученика современной школы :

- информационная компетенция предполагает умение искать, преобразовывать, анализировать, применять информацию для решения проблем;

- коммуникативная компетенция предполагает умение эффективно сотрудничать с другими людьми;

- компетенция по самоорганизации обуславливает умения ставить цели, ответственно относиться к здоровью, планировать, полноценно использовать собственные ресурсы;

- навыки по самообразованию предполагают готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность[12, с. 11].

Все вышеперечисленные компетенции должны формироваться и на уроках «Окружающего мира» в начальной школе. Существенную помощь в этом способны оказать информационные технологии, применяемые на этих уроках. Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами. И на уроках «Окружающего мира» формировать все перечисленные умения и навыки вполне возможно, даже с большим успехом.

Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный предмет. Соответственно, для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо делать уроки по этому предмету занимательными, творческими. Именно в этом случае на помощь учителю приходят информационно-коммуникационные технологии.

В начальной школе происходит важная для развития ребенка смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. В данном случае применение ИКТ позволяет совместить игровую и учебную деятельность в рамках изучения предмета «Окружающий мир». Активное использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на уроках, способствуя развитию учащегося незаметно для него, как бы играючи.

Важность использования информационных технологий в начальной школе на уроках «Окружающего мира» должна рассматриваться через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов. Дети младшего школьного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, можно сказать,«созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. Дети с живым любопытством воспринимают окружающую среду и все новое вокруг себя.

Всем известно, что уроки окружающего мира в большей степени, чем другие дисциплины, требуют наглядности для оптимального усвоения материала. Неограниченные возможности компьютера позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: сопровождает авторский текст, помогает своими глазами увидеть редкие растения и даже вымерших животных, отправиться в увлекательные виртуальные путешествия. Творчески активный учитель, владеющий информационными технологиями, может придумать богатейший материал к своему уроку, повысив тем самым познавательную активность обучающихся.

Как же это реализуется на практике? Приведем в пример, как можно использовать информационные технологии на уроках «Окружающего мира» для повышения познавательной активности детей и интереса непосредственно к предмету. Например, на этапе актуализации опорных знаний можно использовать блиц-опрос с демонстрацией правильных ответов средствами гиперссылок. Если ребенок не знает правильного ответа на вопрос, то по гиперссылкам осуществляется переход на слайды с требуемым ответом. Также можно с успехом использовать тесты, которые быстро помогают определить типичные ошибки и устранить пробелы в знаниях. Также на этом этапе урока можно заслушивать сообщения детей с просмотром созданных ими презентаций.

Например, на этапе самоопределения к деятельности успешно можно использовать анаграммы, кроссворды, загадки, которые подводят детей к постановке проблемы урока.

Далее хотим остановиться на конкретных темах уроков, при изучении которых успешно можно применять информационные технологии. Например, тема «Как зародилась наша планета» (3 класс) на организационном этапе урока можно предложить обучающимся разгадать кроссворд, при решении которого они познакомятся с новыми терминами. Уместно будет предложить прослушивание стихотворения на данную тему под неоклассическую музыку и показать слайд-шоу, после которого дети вами определяют тему урока.

На этапе открытия новых знаний компьютер уже выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивающего не только высокий уровень наглядности, но и возможность создания проблемной ситуации. Такие элементы проблемности могут создаваться с помощью включения специальных слайдов, содержащих проблемный вопрос, некоторое противоречие.

При рассмотрении темы «Планеты солнечной системы» (4 класс) детям предлагается определенная фраза и иллюстрации планет Солнечной системы. Задача обучающихся – найти связь предлагаемой фразы и иллюстраций с темой урока.

На этапе рефлексии можно использовать блиц-опрос обучающихся. Например, завершите предлагаемые фразы:

- Сегодня на уроке я узнал, что …

- Сегодня я удивился тому, что …

- Теперь я могу…

- Я могу поставить себе на уроке отметку, потому что…

Также на любом уроке не должен учитель забывать о сохранении здоровья учеников. В этом могут помочь анимационные физкультминутки, которые позволят снять напряжение и усталость у детей.

У младших школьников, благодаря использованию информационных технологий, предполагается повышение мотивации к изучению предмет «Окружающий мир», и они уже выполняют с удовольствием домашнее задание, готовят дополнительные материалы к уроку, активно работают, стараются показать свои знания на уроках «Окружающий мир».

Методические особенности использования информационных технологий на уроках традиционны для обучения младших школьников : такую работу важно вести регулярно, но не превышая временных нормативов, установленных в СанПин. Анализ педагогического опыта показал, что в базовом образовательном учреждении активно используются информационные технологии на уроках «Окружающего мира». Это способствует формированию стойкого познавательного интереса у детей к предмету.

Средства ИКТ важно использовать в разумных пределах, не более 10-15 минут в течение урока для начальных классов. Этого вполне достаточно для работы с ИКТ. Такие приемы педагога в работе с детьми способны формировать устойчивый интерес к предмету, формировать у ребят прочную компьютерную грамотность, умения работать с информацией в Интернете и т. д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. – 2 – е изд. ; испр. и доп. – М. : Дрофа, 2007. – 221 с.

1. Арьяева, Л. В. Информационное взаимодействие в современной мире: опыт диалога [Текст] : Монография / Л. В. Арьева. – СПб. : ИПК СПО, 2012. – 211 с.

2. Болонский процесс – от знания к действию через интерес и стремление: материалы международной конференции // редлолл. : С. М. Вдовин (отв. ред.) [и др. ] [Текст] / С. М. Вдовин. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2012. – 532 с.

3. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании [Текст] / О. Б. Воронкова. Интерактивные методы. – СПб. : Феникс, 2010. – 315 с.

4. Горячев, А. В. Формирование информационной грамотности в образовательной системе [Текст] / А. В. Горячев. – М. : Владос, 2006. – 322 с.

5. ГОСТ «Р» 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения». – М. : Просвещение, 2012. – 54 с.

6. Дистанционные образовательные технологии. Проектирование и реализация учебных курсов (+ CD-ROM). – М. : БХВ-Петербург, 2010. – 336 c.

7. Журавлев, О. Б. Технологии Интернет-обучения [Текст] / О. Б. Журавлев, Б. И. Крук. – М. : ГЛТ, 2013. – 166 c.

8. Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – М. : Просвещение, 2012. – 36 с.

9. Игнатович, Е. В. Формы профессионального развития научно-педагогических кадров вуза [Текст] / Е. В. Игнатович// Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №6. – с. 90-98.

10. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И. Г. Захарова. – 6-е изд. ,стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.

11. Кириленко, А. В. Основы информационной культуры. Библиография [Текст] : учеб. пособие / А. В. Кириленко; под ред. Е. Г. Расплетиной. Вып. 1. – Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2008. – 156 с.

12. Козилова, Л. В. Профессионализм и профессиональная компетентность педагога // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. статей [Текст] / Отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2015. В 3 ч. Часть 2. – с. 125-130.

13. Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования[Текст] : учебное пособие / М. П. Лапчик. – 3-е изд. – Москва: Лаборатория знаний, 2020. – 185 с.

14. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Н. В. Матяш. – М. : ИЦ Академия, 2012. – 160 c.

15. Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы, перспективы [Текст] / Е. И. Машбиц. – М. : Знание, 1986. – 88 с.

16. Мещерякова, И. Н. Возможности электронного обучения в развитии познавательной активности студента. Учебно-методическое пособие [Текст]/ И. Н. Мещерякова. – М. : Флинта, 2014. – 801 c.

17. Организация современной информационной образовательной среды [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. Б. Захарова, А. С. Захаров, Н. Н. Самылкина, Н. А. Нателаури. – Москва: Прометей, 2016. – 278 с.

18. Паршукова, Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование [Текст] : моногр / Г. Б. Паршукова. – Новосибирск: НГТУ, 2006. – 253 с.

19. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности [Текст]. – Москва: UNESCO, 2012. – 320 с.

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Дифференцированный подход на уроках ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Цвет. Основы цветоведения. Ученики в этой подтеме научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг, изучат свойства.

Фотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдатаФотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдата Сегодня, 3 декабря, в нашей стране прошли торжественные митинги, посвященные Дню неизвестного солдата. Эта дата была установлена по указу.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Педагогический проект для детей подготовительной к школе группы «Исследование объектов и предметов окружающего мира» Педагогический проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы. «Исследование объектов и предметов окружающего.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край» Урок окружающего мира во 2 классе Класс: 2 УМК: «Начальная школа 21 век» Учебный предмет: окружающий мир Автор учебника, учебных пособий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы использования средств ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе
Опубликовано: 23 декабря 2021 в 20:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы использования средств ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ибатуллина (УИ 911368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД