Получи документы

Влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольника

Александра Депутатова
Влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольника

Статья на тему:

«Влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольника»

Познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, у которых оно сконцентрировано на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности [15, с. 2]. Для ребенка игра – это жизнь и один из самых сложных и важных видов деятельности. Как важный вид деятельности игра занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста. Отметим, что игра дошкольника – это соответствующая дошкольному детству форма организации жизнедеятельности, эффективный метод и средство реализации образовательных задач по всем направлениям развития личности ребенка. Игра – это необходимость, в которой ребенок удовлетворяет все свои потребности: в психологическом, умственном, физическом (двигательной активности, интеллектуальном, речевом (в потребности общения, нравственном, трудовом, эстетическом развитии. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игра является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта [16].

Публикация «Влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольника» размещена в разделах

При помощи игры можно организовать обучение и развитие дошкольника в виде самой привлекательной, и главное, основной деятельности. Современное состояние проблемы развития игровой деятельности дошкольника говорит о том, что в дошкольном детстве необходимо уделять больше внимание этому процессу. Игра является социальной по своей природе, происхождению и содержанию. В ней происходит развитие общения на равных «ребенок – ребенок» или «ребенок – группа детей», что обеспечивает условия для физического и психологического развития ребенка дошкольного возраста.

В базовом компоненте дошкольного образования декларируется формирование у дошкольника игровой компетентности, которая должна проявляться в умении организовывать разные виды игр (подвижные, народные, игры с правилами, сюжетно-ролевые и т. д.); реализовывать собственные игровые замыслы; соблюдать игровое партнерство и ролевые способы поведения, нормы и этикета общения в процессе игры [21]. Современные психолого-педагогические исследования игры характеризуются сближением взглядов на игру, как на ведущую деятельность детей дошкольного возраста, анализом ее обучающих и развивающих возможностей и средств ее актуализации. На этих потребностях сосредотачивался Л. С. Выготский и ученые, которые репрезентируют его школу (А. И. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Они убеждены в том, что развивающий потенциал игры может быть реализован только при условии ее руководства взрослыми. Эта точка зрения представлена в трудах французского психолога А. Валлона, ее поддерживали также представители педагогической науки: Р. Пфютце, И. Хоппе, Л. Шройтер (Германия, Д. Ковач, О. Ваг, П. Баконни (Венгрия, Е. Петрова, С. Аврамова (Болгария) и др. Выдающийся мыслитель ХХ века Й. Хёйзинги подчеркивал значимость игры как важной и жизненно необходимой формы общения, связанной с человеческим существованием, именно на начальных этапах онтогенеза, в обучении новым знаниям и навыкам. Еще в VІІI веке Жан-Жак Руссо отметил, что для того, чтобы познать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. Игра – это деятельность, обусловленная потребностью ребенка в проявлении активности. Весомые аргументы на подтверждение значения игры для умственного развития ребенка включают труды И. Сеченова, И. Павлова, П. Лесгафта и др. Игра выступает не только фактором настроения, проявлением эмоций ребенка, но и важным фактором развития всего организма маленького человека, а также функций головного мозга. Из удовлетворения потребностей в активности, новых впечатлений, проявлении здоровых эмоций происходят жизненно важные физиологические и психические процессы в организме самого ребенка.

Влияние игры на умственное развитие ребенка дошкольного возраста многогранно, поскольку вносит весомый вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в становление самооценки и самосознания, а также влияет на формирование отношений со сверстниками, на формирование представлений детей о мире взрослых людей, их действий и взаимоотношений.

То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, она моделирует социальные ситуации. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметы (кубик вместо мыла, стульчик вместо автомобиля) и ролевые заменители. И это начало пути, который ведет к усвоению и применению всего богатства человеческой культуры, которая передается из поколения в поколение в виде таких систем-знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная грамота и т. п. Еще одним достижением в умственном развитии ребенка дошкольного возраста, которое связано с игрой, является формирование способности понимать мысль другого человека, смотреть на вещи его глазами. В процессе игры ребенок максимально реализует свои возможности и способности. Игра для дошкольника является наиболее интересной деятельностью, которая дает детям возможность проявлять свою активность и самостоятельность. В игре все «понарошку» – и пространство, и роли ребенка. Достаточно провести линию, чтобы обозначить – «тут за этой линией, где стою я, – наш дом».

Именно в игре, а не в других видах деятельности, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными в своих познаниях, по собственному желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра для дошкольника – способ познания окружения. Играясь, он познает цвет, форму, качества материалов, числовые отношения, изучает растения, животных. Посредством игры ребенок входит в мир взрослых, овладевает дуовными ценностями, усваивает предыдущий социальный опыт. Еще К. Д. Ушинский указывал на то, что «ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда принуждают к игре. Дети страдают от навязывания чужих образов, от стремления сдержать их фантазию». Дошкольное детство – это полноценный этап в жизни человека. И то, что заложено природой, необходимо использовать полностью, чтобы в будущем во взрослой жизни ребенок не имел проблем, детство должно быть прожито полноценно. Человек, который в детстве в достаточной степени не был занят игрой, во взрослой жизни проявляет недостаток определенных необходимых ему качеств и умений.

Выдающийся российский психолог А. Леонтьев отмечал, что причина превращения игры в ведущую деятельность дошкольников заключется в расширении осознаваемого ими предметного мира. К нему относятся не только предметы, которые представляют самое близкое окружение ребенка, с которыми он сам может дейсвовать (посуда, одежда, телевизор, мобильный телефон, компьютер, но и предметы, действия взрослых, которые для него физически недостижимы (автомобиль и т. п.). В сюжетно-ролевой игре можно делать все, что недоступно в реальной жизни: самостоятельно управлять автомобилем, самолетом, поездом, делать покупки, грести веслами. В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. А игра требует от него в этом плане особенных усилий, потому что не связана с получением какого-либо практического результата. В игре ребенок может полететь на Луну, стать смелым моряком, лечить больных, учить детей, то есть игра, с одной стороны, обеспечивает ребенку свободу, позволяет реализовать собственные желания, интересы, а с другой – особым образом помогает приобщиться к широкой сфере жизни взрослых, преодолевая их недоступность. В этом смысле игра расширяет горизонты детской жизни, позволяет активно отобразить окружение, лучше понять и усвоить сущность человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.

Игра интерактивна, поскольку для того, чтобы играть, ребенок должен взаимодействовать с разными предметами и другими лицами, влиять на эту личность или предмет, реагировать на изменения, причиной которых они становятся. Эта деятельность является взаимной, поскольку даже предметы «перевоплощаются», когда с ними играют. Игра открытая, образная, выразительная, творческая, разнообразная. В игровой ситуации отсутствуют победители и побежденные. Когда дети играют, они погружены в процесс, где все, что они делают (если это не причиняет вреда им и тем, кто их окружает, является допустимым и характеризует ценность этой деятельности. В то же время только игрой деятельность ребенка не ограничивается. Овладение деятельностью охватывает такие взаимосвязанные между собой базовые качества личности: инициативность, активность, свободу выбора и ответственность. Такие качества игры помогают ощутить себя в неразрывном единстве с другими детьми, сберечь свою индивидуальность и неповторимость.

Современные исследователи (Т. В. Михайлова) отмечают, что игру несложно «увидеть … как одно из средств формирования таких умений, поскольку в ней ребенок развивает перцептивные (обследовательские) действия, решая практические задачи анализа возникающей ситуации в том темпе и длительности, какие определяются его возможностями» [19, с. 508].

Многие виды игр способствуют развитию вышеуказанных процессов. Это дидактические, самодеятельные и сюжетные игры. Например, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай, о чем я рассказываю», «Магазин игрушек» и др. дают возможность ребенку в занимательной форме узнавать, закреплять через обследовательские действия признаки, свойства предметов и объектов на основе сопоставления с другими предметами, выделять общие и отличительные свойства, умения определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и т. д. Те же процессы происходят и в процессе сюжетно-ролевых игр, например, бытовой тематики, где ребенок учится видеть задачу, проблему, находить способы решения с использованием тех умений, которые или были в его опыте раньше, или приобретены в возникшей ситуации. Постепенно ребенок продвигается от освоения умственных умений, осуществляемых на сенсорном, практическом уровне, к умственным умениям вербального характера, что, несомненно, скажется на его интеллектуальном развитии [19, с. 509].

Интенсивность использования игр способствовала возникновению разных видов: сюжетные, режиссерские, театрализованные и тому подобное. Однако особое место среди них занимают дидактические игры, которые в большей степени используются педагогами в работе с детьми в возрасте 5-7 лет. Авторы отмечают значительное влияние дидактических игр на самостоятельность детей, поддержание их общей работоспособности и эмоциональной увлеченности. Кроме того отмечается их разноплановость: систематизация опыта, расширение кругозора, обогащение направлений познавательных интересов и т. п. Главной сущностью таких организационных форм направленности умственного развития является гармоничное сочетание двух различных целей: игровой (игровое задание для участников) и дидактической (она ставится собственно педагогом) [22, с. 8]. Такие игры существуют в виде установленных моделей (ранее созданных обществом) или их осовремененных вариантов. Кроме того их могут самостоятельно комбинировать педагоги, творчески подходить к задачам образовательного процесса.

Функции дидактической игры как средства умственного развития заключаются в приобретении и совершенствовании системы знаний, умений, навыков (также возможен вариант закрепления ранее полученных знаний). В то же время акцентируется внимание на необходимости создания специфической системы игр учебного содержания, которая позволит их более эффективно использовать для обучения 5-7 летних детей [3, с. 74].

Воспитателям необходимо осознать особенности использование игровых средств, их структуру и основные направления педагогического руководства (условия, наполненность учебным материалом, постоянное его обогащение, учить детей им пользоваться, превносить в образовательный процесс новые игры, учитывать сферы человеческого опыта, держать постоянно в поле зрения необходимость воспитания культуры игровой деятельности, расширять познавательные интересы воспитанников) [3, с. 78]. Таким образом, существует необходимость обогащения и расширения заинтересованности детей к новым фактам, явлениям, событиям средствами такой деятельности.

Содержание игровой деятельности, материалы, на которых основана игра, способствуют развитию интересов дошкольника, его любознательности, росту меры интереса к различным сферам действительности новых знаний [5, с. 12]. При этом исследователи указывают на ценность авторских, народных, осовремененных игр. Подчеркивается творческий характер игровых технологий, их направленность на познавательную сферу ребенка, доступность опосредованного обучения в дошкольном детстве, возникновения на их основе познавательных интересов. Содержание игры способствует привлечению внимания детей к различным сферам окружающей действительности, к социуму, к флоре и фауне. От целесообразности подобранных материалов зависит эмоциональное отношение маленьких исследователей к приобретенному опыту [13, с. 24]. Учебный материал осваивается в игровой форме и на основе этого дети эмоционально на него реагируют. Соответственно, здесь прослеживаются два аспекта познавательных интересов: новые факты (информация) и отношение к данной информации. При этом ученые отмечают универсальность этого явления с точки зрения его влияния и использования в разных направлениях воспитания личности дошкольника, в том числе и в умственном.

В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.

Педагогическое сопровождение умственного развития осуществляется в процессе умственного воспитания – целенаправленного воздействия взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно предусматривает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие умственных способностей.

Цель обучения на занятиях в дошкольной образовательной организации заключается в усвоении ребенком определенных программой знаний и умений и в способности применять их в практических ситуациях. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем – в процессе усвоения знаний и развития компетенций детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Педагогически ценной для умственного развития дошкольника является также творческая игра. А именно, ее ценность заключается в том, что в игровом процессе, кроме взаимоотношений, обусловленных содержанием, ролями, правилами, между детьми возникают реальные отношения. Им приходится договариваться об игре, распределять роли, контролировать выполнение правил и т. п. В игре дошкольники легче налаживают контакт между собой, подчиняют свои действия, уступают друг другу, поскольку это относится к содержанию принятых ими ролей. Реальные отношения являются основой организации детского общества, что дает основания считать игру формой организации жизни и деятельности дошкольников [2, с. 174].

В творческой игре развивается умственная активность ребенка, всегда связанная с работой воображения, поскольку дошкольнику необходимо выбрать для себя роль, представить действия человека, которому хочется подражать. Творческое воображение развивается и в поисках средств осуществления замысла, создании игровой обстановки и т. д. Во время творческой игры у ребенка формируется и развивается умение соотносить свою точку зрения на события, которые изображаются, с точкой зрения других, что также открывает возможности для перехода мышления на новый уровень.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, в процессе которой происходят важные изменения в психике дошкольника. Он готовится к переходу на новый, более высокий уровень развития; создаются условия для социализации ребенка, становления и саморазвития его личности; в этот период в контексте игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности, трудовая, эстетическая, учебная и т. д. В связи с присутствием и значением правил в игре установлена закономерная тенденция развития игровой деятельности – она заключается в том, что в первой половине дошкольного детства ярко проявляется творческая основа игровой деятельности, а правила скрыты, они интегрируются с требованиями к выполнению роли. Во второй половине дошкольного возраста для ребенка важным в процессе игры является соблюдение правил, которые регламентируют его воображаемые действия и реальные отношения участников игры.

В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций, сам принимает разные роли. Играя, дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Играя, дошкольник развивает память, поскольку он учится устанавливать связь между предметами, которая заключается в правилах игры и игровых действиях. Например, чтобы найти, где живут персонажи игры, ребенок должен запомнить метки на одинаковых домиках. В развитии мышления при помощи игр дошкольник учится передавать свою мысль движением или связной речью.

Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и, самое главное, стремятся действовать правильно. В развитой форме игровой деятельности дети самостоятельно хотят действовать в соответствии с принятыми правилами. Несоблюдение правил игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра уже не становится «школой произвольного поведения», и никакая другая деятельность для ребенка 3-4 лет эту функцию выполнить не может. Исследователи отмечают также значение соревновательных игр, в которых ребенок учится достигать определенной цели, что также немаловажно для умственной активности дошкольника [16].

Итак, всестороннее и умственное развитие дошкольника в игре достигается в первую очередь разнообразной направленностью содержания игр. Одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики – действенное использование в образовательном процессе разных видов игр. Разнообразие игр направляет их на разностороннее развитие детей дошкольников, обуславливает самые главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности, которые определяют интересы ребенка и его отношение к действительности, особенности отношений с другими людьми. В процессе игры, под правильным руководством взрослого, происходит становление ребенка как личности, в игре формируются те качества психики, которые необходимы для способствования обучению на протяжении всей жизни.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Организация игровой деятельности дошкольника дома Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Развитие эмоций в совместной игровой деятельности  (младший дошкольный возраст)Развитие эмоций в совместной игровой деятельности  (младший дошкольный возраст) Эмоциональная сфера ребенка - один из главных факторов, определяющих его психическое здоровье и становление его исходно благополучной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольника
Опубликовано: 27 сентября 2022 в 07:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД