Александра Депутатова
Влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольника»
Познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, у которых оно сконцентрировано на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности [15, с. 2]. Для ребенка игра – это жизнь и один из самых сложных и важных видов деятельности. Как важный вид деятельности игра занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста. Отметим, что игра дошкольника – это соответствующая дошкольному детству форма организации жизнедеятельности, эффективный метод и средство реализации образовательных задач по всем направлениям развития личности ребенка. Игра – это необходимость, в которой ребенок удовлетворяет все свои потребности: в психологическом, умственном, физическом (двигательной активности, интеллектуальном, речевом (в потребности общения, нравственном, трудовом, эстетическом развитии. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игра является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта [16].
Публикация «Влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При помощи игры можно организовать обучение и развитие дошкольника в виде самой привлекательной, и главное, основной деятельности. Современное состояние проблемы развития игровой деятельности дошкольника говорит о том, что в дошкольном детстве необходимо уделять больше внимание этому процессу. Игра является социальной по своей природе, происхождению и содержанию. В ней происходит развитие общения на равных «ребенок – ребенок» или «ребенок – группа детей», что обеспечивает условия для физического и психологического развития ребенка дошкольного возраста.
В базовом компоненте дошкольного образования декларируется формирование у дошкольника игровой компетентности, которая должна проявляться в умении организовывать разные виды игр (подвижные, народные, игры с правилами, сюжетно-ролевые и т. д.); реализовывать собственные игровые замыслы; соблюдать игровое партнерство и ролевые способы поведения, нормы и этикета общения в процессе игры [21]. Современные психолого-педагогические исследования игры характеризуются сближением взглядов на игру, как на ведущую деятельность детей дошкольного возраста, анализом ее обучающих и развивающих возможностей и средств ее актуализации. На этих потребностях сосредотачивался Л. С. Выготский и ученые, которые репрезентируют его школу (А. И. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Они убеждены в том, что развивающий потенциал игры может быть реализован только при условии ее руководства взрослыми. Эта точка зрения представлена в трудах французского психолога А. Валлона, ее поддерживали также представители педагогической науки: Р. Пфютце, И. Хоппе, Л. Шройтер (Германия, Д. Ковач, О. Ваг, П. Баконни (Венгрия, Е. Петрова, С. Аврамова (Болгария) и др. Выдающийся мыслитель ХХ века Й. Хёйзинги подчеркивал значимость игры как важной и жизненно необходимой формы общения, связанной с человеческим существованием, именно на начальных этапах онтогенеза, в обучении новым знаниям и навыкам. Еще в VІІI веке Жан-Жак Руссо отметил, что для того, чтобы познать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. Игра – это деятельность, обусловленная потребностью ребенка в проявлении активности. Весомые аргументы на подтверждение значения игры для умственного развития ребенка включают труды И. Сеченова, И. Павлова, П. Лесгафта и др. Игра выступает не только фактором настроения, проявлением эмоций ребенка, но и важным фактором развития всего организма маленького человека, а также функций головного мозга. Из удовлетворения потребностей в активности, новых впечатлений, проявлении здоровых эмоций происходят жизненно важные физиологические и психические процессы в организме самого ребенка.
Влияние игры на умственное развитие ребенка дошкольного возраста многогранно, поскольку вносит весомый вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в становление самооценки и самосознания, а также влияет на формирование отношений со сверстниками, на формирование представлений детей о мире взрослых людей, их действий и взаимоотношений.
То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, она моделирует социальные ситуации. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметы (кубик вместо мыла, стульчик вместо автомобиля) и ролевые заменители. И это начало пути, который ведет к усвоению и применению всего богатства человеческой культуры, которая передается из поколения в поколение в виде таких систем-знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная грамота и т. п. Еще одним достижением в умственном развитии ребенка дошкольного возраста, которое связано с игрой, является формирование способности понимать мысль другого человека, смотреть на вещи его глазами. В процессе игры ребенок максимально реализует свои возможности и способности. Игра для дошкольника является наиболее интересной деятельностью, которая дает детям возможность проявлять свою активность и самостоятельность. В игре все «понарошку» – и пространство, и роли ребенка. Достаточно провести линию, чтобы обозначить – «тут за этой линией, где стою я, – наш дом».
Именно в игре, а не в других видах деятельности, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными в своих познаниях, по собственному желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра для дошкольника – способ познания окружения. Играясь, он познает цвет, форму, качества материалов, числовые отношения, изучает растения, животных. Посредством игры ребенок входит в мир взрослых, овладевает дуовными ценностями, усваивает предыдущий социальный опыт. Еще К. Д. Ушинский указывал на то, что «ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда принуждают к игре. Дети страдают от навязывания чужих образов, от стремления сдержать их фантазию». Дошкольное детство – это полноценный этап в жизни человека. И то, что заложено природой, необходимо использовать полностью, чтобы в будущем во взрослой жизни ребенок не имел проблем, детство должно быть прожито полноценно. Человек, который в детстве в достаточной степени не был занят игрой, во взрослой жизни проявляет недостаток определенных необходимых ему качеств и умений.
Выдающийся российский психолог А. Леонтьев отмечал, что причина превращения игры в ведущую деятельность дошкольников заключется в расширении осознаваемого ими предметного мира. К нему относятся не только предметы, которые представляют самое близкое окружение ребенка, с которыми он сам может дейсвовать (посуда, одежда, телевизор, мобильный телефон, компьютер, но и предметы, действия взрослых, которые для него физически недостижимы (автомобиль и т. п.). В сюжетно-ролевой игре можно делать все, что недоступно в реальной жизни: самостоятельно управлять автомобилем, самолетом, поездом, делать покупки, грести веслами. В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. А игра требует от него в этом плане особенных усилий, потому что не связана с получением какого-либо практического результата. В игре ребенок может полететь на Луну, стать смелым моряком, лечить больных, учить детей, то есть игра, с одной стороны, обеспечивает ребенку свободу, позволяет реализовать собственные желания, интересы, а с другой – особым образом помогает приобщиться к широкой сфере жизни взрослых, преодолевая их недоступность. В этом смысле игра расширяет горизонты детской жизни, позволяет активно отобразить окружение, лучше понять и усвоить сущность человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.
Игра интерактивна, поскольку для того, чтобы играть, ребенок должен взаимодействовать с разными предметами и другими лицами, влиять на эту личность или предмет, реагировать на изменения, причиной которых они становятся. Эта деятельность является взаимной, поскольку даже предметы «перевоплощаются», когда с ними играют. Игра открытая, образная, выразительная, творческая, разнообразная. В игровой ситуации отсутствуют победители и побежденные. Когда дети играют, они погружены в процесс, где все, что они делают (если это не причиняет вреда им и тем, кто их окружает, является допустимым и характеризует ценность этой деятельности. В то же время только игрой деятельность ребенка не ограничивается. Овладение деятельностью охватывает такие взаимосвязанные между собой базовые качества личности: инициативность, активность, свободу выбора и ответственность. Такие качества игры помогают ощутить себя в неразрывном единстве с другими детьми, сберечь свою индивидуальность и неповторимость.
Современные исследователи (Т. В. Михайлова) отмечают, что игру несложно «увидеть … как одно из средств формирования таких умений, поскольку в ней ребенок развивает перцептивные (обследовательские) действия, решая практические задачи анализа возникающей ситуации в том темпе и длительности, какие определяются его возможностями» [19, с. 508].
Многие виды игр способствуют развитию вышеуказанных процессов. Это дидактические, самодеятельные и сюжетные игры. Например, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай, о чем я рассказываю», «Магазин игрушек» и др. дают возможность ребенку в занимательной форме узнавать, закреплять через обследовательские действия признаки, свойства предметов и объектов на основе сопоставления с другими предметами, выделять общие и отличительные свойства, умения определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и т. д. Те же процессы происходят и в процессе сюжетно-ролевых игр, например, бытовой тематики, где ребенок учится видеть задачу, проблему, находить способы решения с использованием тех умений, которые или были в его опыте раньше, или приобретены в возникшей ситуации. Постепенно ребенок продвигается от освоения умственных умений, осуществляемых на сенсорном, практическом уровне, к умственным умениям вербального характера, что, несомненно, скажется на его интеллектуальном развитии [19, с. 509].
Интенсивность использования игр способствовала возникновению разных видов: сюжетные, режиссерские, театрализованные и тому подобное. Однако особое место среди них занимают дидактические игры, которые в большей степени используются педагогами в работе с детьми в возрасте 5-7 лет. Авторы отмечают значительное влияние дидактических игр на самостоятельность детей, поддержание их общей работоспособности и эмоциональной увлеченности. Кроме того отмечается их разноплановость: систематизация опыта, расширение кругозора, обогащение направлений познавательных интересов и т. п. Главной сущностью таких организационных форм направленности умственного развития является гармоничное сочетание двух различных целей: игровой (игровое задание для участников) и дидактической (она ставится собственно педагогом) [22, с. 8]. Такие игры существуют в виде установленных моделей (ранее созданных обществом) или их осовремененных вариантов. Кроме того их могут самостоятельно комбинировать педагоги, творчески подходить к задачам образовательного процесса.
Функции дидактической игры как средства умственного развития заключаются в приобретении и совершенствовании системы знаний, умений, навыков (также возможен вариант закрепления ранее полученных знаний). В то же время акцентируется внимание на необходимости создания специфической системы игр учебного содержания, которая позволит их более эффективно использовать для обучения 5-7 летних детей [3, с. 74].
Воспитателям необходимо осознать особенности использование игровых средств, их структуру и основные направления педагогического руководства (условия, наполненность учебным материалом, постоянное его обогащение, учить детей им пользоваться, превносить в образовательный процесс новые игры, учитывать сферы человеческого опыта, держать постоянно в поле зрения необходимость воспитания культуры игровой деятельности, расширять познавательные интересы воспитанников) [3, с. 78]. Таким образом, существует необходимость обогащения и расширения заинтересованности детей к новым фактам, явлениям, событиям средствами такой деятельности.
Содержание игровой деятельности, материалы, на которых основана игра, способствуют развитию интересов дошкольника, его любознательности, росту меры интереса к различным сферам действительности новых знаний [5, с. 12]. При этом исследователи указывают на ценность авторских, народных, осовремененных игр. Подчеркивается творческий характер игровых технологий, их направленность на познавательную сферу ребенка, доступность опосредованного обучения в дошкольном детстве, возникновения на их основе познавательных интересов. Содержание игры способствует привлечению внимания детей к различным сферам окружающей действительности, к социуму, к флоре и фауне. От целесообразности подобранных материалов зависит эмоциональное отношение маленьких исследователей к приобретенному опыту [13, с. 24]. Учебный материал осваивается в игровой форме и на основе этого дети эмоционально на него реагируют. Соответственно, здесь прослеживаются два аспекта познавательных интересов: новые факты (информация) и отношение к данной информации. При этом ученые отмечают универсальность этого явления с точки зрения его влияния и использования в разных направлениях воспитания личности дошкольника, в том числе и в умственном.
В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.
Педагогическое сопровождение умственного развития осуществляется в процессе умственного воспитания – целенаправленного воздействия взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно предусматривает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие умственных способностей.
Цель обучения на занятиях в дошкольной образовательной организации заключается в усвоении ребенком определенных программой знаний и умений и в способности применять их в практических ситуациях. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем – в процессе усвоения знаний и развития компетенций детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Педагогически ценной для умственного развития дошкольника является также творческая игра. А именно, ее ценность заключается в том, что в игровом процессе, кроме взаимоотношений, обусловленных содержанием, ролями, правилами, между детьми возникают реальные отношения. Им приходится договариваться об игре, распределять роли, контролировать выполнение правил и т. п. В игре дошкольники легче налаживают контакт между собой, подчиняют свои действия, уступают друг другу, поскольку это относится к содержанию принятых ими ролей. Реальные отношения являются основой организации детского общества, что дает основания считать игру формой организации жизни и деятельности дошкольников [2, с. 174].
В творческой игре развивается умственная активность ребенка, всегда связанная с работой воображения, поскольку дошкольнику необходимо выбрать для себя роль, представить действия человека, которому хочется подражать. Творческое воображение развивается и в поисках средств осуществления замысла, создании игровой обстановки и т. д. Во время творческой игры у ребенка формируется и развивается умение соотносить свою точку зрения на события, которые изображаются, с точкой зрения других, что также открывает возможности для перехода мышления на новый уровень.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, в процессе которой происходят важные изменения в психике дошкольника. Он готовится к переходу на новый, более высокий уровень развития; создаются условия для социализации ребенка, становления и саморазвития его личности; в этот период в контексте игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности, трудовая, эстетическая, учебная и т. д. В связи с присутствием и значением правил в игре установлена закономерная тенденция развития игровой деятельности – она заключается в том, что в первой половине дошкольного детства ярко проявляется творческая основа игровой деятельности, а правила скрыты, они интегрируются с требованиями к выполнению роли. Во второй половине дошкольного возраста для ребенка важным в процессе игры является соблюдение правил, которые регламентируют его воображаемые действия и реальные отношения участников игры.
В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций, сам принимает разные роли. Играя, дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Играя, дошкольник развивает память, поскольку он учится устанавливать связь между предметами, которая заключается в правилах игры и игровых действиях. Например, чтобы найти, где живут персонажи игры, ребенок должен запомнить метки на одинаковых домиках. В развитии мышления при помощи игр дошкольник учится передавать свою мысль движением или связной речью.
Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и, самое главное, стремятся действовать правильно. В развитой форме игровой деятельности дети самостоятельно хотят действовать в соответствии с принятыми правилами. Несоблюдение правил игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра уже не становится «школой произвольного поведения», и никакая другая деятельность для ребенка 3-4 лет эту функцию выполнить не может. Исследователи отмечают также значение соревновательных игр, в которых ребенок учится достигать определенной цели, что также немаловажно для умственной активности дошкольника [16].
Итак, всестороннее и умственное развитие дошкольника в игре достигается в первую очередь разнообразной направленностью содержания игр. Одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики – действенное использование в образовательном процессе разных видов игр. Разнообразие игр направляет их на разностороннее развитие детей дошкольников, обуславливает самые главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности, которые определяют интересы ребенка и его отношение к действительности, особенности отношений с другими людьми. В процессе игры, под правильным руководством взрослого, происходит становление ребенка как личности, в игре формируются те качества психики, которые необходимы для способствования обучению на протяжении всей жизни.