Елена
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: виды, задачи
▼ Скачать + Заказать документы
Суркова Елена
В современном мире перед людьми встает много разных проблем, среди которых самой важной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Дети – наше будущее. И от нас взрослых очень много зависит, какими будут наши дети.
Очень важно и сложно вырастить здорового человека. Почти все философы, ученые ставят в ряду ценностей жизни здоровье на первое место. Что такое здоровье?
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: виды, задачи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.
Каким образом можно укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни?
Педагоги и родители стараются в полной мере найти ответы на эти вопросы. Ведь всем известно, что в раннем детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит такой путь развития, когда идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому очень важно привычку к здоровому образу жизни сформировать в раннем детстве.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждой дошкольной организации, так как дети в ней проводят большую часть дня.
Поэтому в ДОУ применяют в работе здоровьесберегающие технологии. Они помогают повысить результативность образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии – направлены на поддержание здоровья, укрепление и сохранение здоровья, активность детей дошкольного возраста.
Задачи здоровьесберегающих технологий :
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о ЗОЖ.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающие технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, речь с движением, физкультурные минутки, ритмические упражнения.
Их цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.
Подвижные и спортивные игры – используются, как часть НОД по физическому воспитанию, на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Ритмопластика - это движения, выполняемые под музыку. Это работа над моторикой, осанкой, над чувством ритма. Развивает изящество, грациозность движений, гибкость и физическую выносливость, тренируют вестибулярный аппарат, помогает слушать и понимать музыку, любить ее и запоминать.
Релаксация – это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. При проведении используют спокойную музыку.
Пальчиковая гимнастика – в ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз – это предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения. Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Гимнастику для проводят ежедневно по 3-5 мин, в любое свободное время в зависимости от зрительной нагрузки.
Дыхательная гимнастика – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Динамическая гимнастика (гимнастика после сна) – основной целью гимнастики является поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс проводится после дневного сна.
2. Технологии, обучающие здоровому образу жизни :
НОД по физическому воспитанию– согласно программе проводятся 3 раза в неделю. Длительность занятия соответствует возрасту детей.
Игротерапия– методика основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, осязание, воображение и творческую фантазию. Занятия с детьми проводится в виде сюжетно-ролевой игры или в форме тематической игры, в которую включены игры и упражнения на развитие у ребёнка сенсорных навыков.
3. Коррекционные технологии
Арттерапия - (от английского “art-therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Существует множество разновидностей арттерапии, основанных на работе с разными видами искусства: изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т. д.)
Сказкотерапия: Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Вовремя рассказанная сказка для ребёнка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Сказка должна быть по возрасту ребенка. Ее нужно не только прочитать, но проиграть, проинсценировать, проанализировать, дать оценку, сделать вывод.
Вывод:
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения воспитательно-образовательного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
Внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий позволит добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей.
Правильная организация образовательной деятельности даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость детей, а также поможет детям осознать важность сохранения здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алямовская, В. Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»
2. Антонов, Ю. Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» Обруч. - 1996. - №1.
3. Береснева, З. И. Здоровый малыш : Программа оздоровления детей в ДОУ М. : Сфера, 2005.
4. Ввозная, В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ». - М. : Сфера, 2006.
5. Доронова, Т. «Право на охрану здоровья» Дошкольное воспитание. - 2001
6. Змановский, Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Дошкольное воспитание. - 1999.
7. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка - М. : Академия, 2000.
8. Пастухова, И. О. «Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ» Управление ДОУ. – 2004.
9. Рунова, М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» М. А. Рунова. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.