Папки-передвижки

Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Цагаева Марина Майрановна
Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Статья «Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Воспитатель МБДОУ №84 комбинированного вида

респ. Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ

Цагаева Марина Майрановна

Публикация «Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности (С. А. Козлова)

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.

Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. По мнению А. А. Баграмова, Л. И. Брудной одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках. Из всех фольклорных произведений сказки, сказания, легенды, предания, пословицы, поговорки и другие являются наиболее эффективными средствами воспитания детей, так как содержат богатейшие сведения о цели и смысле жизни. Сказка - один из видов национального искусства, художественное творение народа, в котором запечатлена его многовековая история. О значении сказки в жизни горцев хорошо сказал первый классик осетинской литературы К. Л. Хетагуров: «Сказка составляет достояние обоих полов и всех возрастов. Они многочисленны, разнообразны и художественны: они всегда служили одним из самых приятных время провождений» Используя сказки в воспитательных целях, горцы-осетины стремились передать детям свой жизненный опыт, воспитать их в духе народных идеалов, прививали им лучшие человеческие качества, составляющие основу нравственного кодекса воспитания молодежи. А если случалось, что кто-нибудь из молодых нарушал нормы и правила поведения, предусмотренные горским этикетом, старшие начинали рассказывать сказки, в которых осуждались нравственные пороки людей. Десятки уникальных текстов народных сказок записаны от осетинских сказителей: Бибо Дзугутова, Дзаго Губаева, Кудза Джусоева, Тасохази и Хату Гусовых, Вано Гуриева, Левана Бегизова, М. Гарданова, Ц. Амбалова, Г. Дзагурова и других.

Однако осетинские сказки имеют и свои специфические особенности, связанные с историей, бытом, верованиями, идеалами осетинского народа, с его мировоззрением. В них преобладают мотивы борьбы героя с враждебными человеку силами, олицетворенными в образах уаигов (великанов). Своеобразный характер придают осетинским сказкам и мифологические образы: Донбеттыр - владыка водного царства, Тутыр - властелин волков, Уастырджи - покровитель мужчин, Курдалагон - небесный кузнец, Фалфара - покровитель мелкого рогатого скота и другие, чувствуется и тесная связь многих архаических волшебных сказок с нартским эпосом. Взаимодействие волшебных сказок и нартского эпоса характерно и для фольклора других кавказских народов.

Народная педагогика осетин давно установила важность использования словесных средств воспитания в подготовке детей к жизни. К числу эффективных средств воспитания в духе национальных традиций, используемых ею на практике, можно отнести сказки, сказания, предания, легенды, пословицы, поговорки, а также историко-героические, колыбельные, трудовые и обрядовые песни.

Кроме познавательной ценности они имеют воспитательно-мировоззренческое значение. Но только при глубоком знании средств воспитания народными воспитателями, педагогически обоснованном и целенаправленном их выборе, учете возрастных, индивидуальных и национальных гостей могут дать желаемые результаты.

Применение этих средств воспитания на практике даст возможность ознакомиться с историей и разумом осетинского народа, с обычаями и традициями других народов. Известно также, что некоторые средства воспитания, как сказки, пословицы и поговорки имеют рекомендательный характер, оказывают на них целенаправленное воздействие.

Такие средства воспитания, как танцы, игры, считалки и другие, оказывают на них практическое воздействие, побуждают их к самостоятельным действиям. В этом плане первая группа воспитательных средств превращается в важнейшие формы и методы народного обучения и воспитания. Они способствуют постепенному осознанию детьми смысла жизни и своего в ней места.

Опыт народного воспитания, заключенный в фольклоре, накапливаемый веками и тысячелетиями, был и остается важнейшим источником развития народной педагогики осетин.

Важным фольклорным жанром несказочной прозы северокавказских народов, в том числе, осетин, являются предания, имеющие со сказкой как общие, так и отличительные свойства. Предание - народно-поэтическое и прозаическое повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. В отличие от сказки, ориентирующей на вымысел и счастливый конец, в преданиях дается установка на реальность и достоверность повествования.

Возникнув из разных рассказов очевидцев, предание со временем отдаляется от своей первоосновы, в нем выявляется вымысел, отличающийся от вымысла сказочной фантастики и легендарных чудес.

Предание о заключенном в кавказской пещере, прикованном к скале Прометее, в разных вариантах известно всем северокавказским народам.

Осетинская версия сказания об Амиране зафиксирована еще в середине прошлого века. Это - публикация Н. Дункель - Веллинга в газете «Кавказ». В примечании к тексту он пишет: «Легенда эта слышана мною в Раче, в сел. Уцери. Она также существует у осетин Мамисонского ущелья и подтверждается некоторыми другими рассказчиками».

В этом предании ярко выражена мысль, что Амран страдает во имя людей. Даже закованный в цепи, он мечтает о счастье людей, о борьбе за справедливость.

Как отмечает З. К. Меретукова, в фольклоре осетин немало топонимических преданий. В отличие от героико-исторических топонимические предания предельно кратки. Так, «Предание о Дзауджикау состоит буквально из нескольких строк, нескольких строк, в которых сообщается, что основателем города был житель Тменикау Дзауаг Зигулаев. Он первым поселился на берегу Терека.

Богатство содержания, отражающее бурную историю осетинского народа, образы смелых, вольнолюбивых горцев и горянок, предпочитающих смерть позорной жизни, защита своей земли от внешних и внутренних врагов - все это имеет важное историко-познавательное значение.

В воспитании детей большую роль играют легенды, один из основных видов устного народного творчества осетин. В отличие от предания в основе легенды всегда лежит «чудо», повествующее о прошлом, а иногда и о настоящем. По мнению некоторых авторов в самом общем виде легенда - это устно-эпическое произведение прозаического характера, с установкой на достоверность повествования. Другие источники легендой считают документально не подтвержденный фантастический рассказ о конкретно-исторических лицах и событиях. Это означает, что легенда полна фантастики, связанной с религией, но содержит в себе много конкретного и достоверного. В горском фольклоре известны легенды космоногические, топонимические, религиозные, исторические и другие. В космоногических легендах обычно речь идет об изменениях во Вселенной и различных небесных явлениях. Легенды топонимические посвящаются происхождению названий местностей, гор, озер, рек и так далее. Характерной для этого цикла может служить история трагической любви молодых, связанная с определенной местностью, получившей свое название от имени главных героев.

Наиболее важными по своей педагогической значимости, на наш взгляд, являются легенды бытовые и на темы любви, а также легенды, посвященные конкретным историческим событиям и деятелям, в образы которых обычно воплощаются народные идеалы.

Легенды, как и предания, имеют историко-познавательное и воспитательное значение. В них отражаются общечеловеческие и нравственные качества : человечность, правдивость, самоотверженность, преданность своему народу. В легендах осуждаются: алчность, вероломство, обман, измена, жадность, корыстолюбие и другие отрицательные качества людей.

Эффективное воспитательное воздействие оказывает на детей осетинская легенда «Любовь Гуда». Легенда повествует о любви злого духа Гуда к земной девушке, красавице Нине.

В легенде «Удивительные рассказы о чертях» знаменитый охотник Дзамболат спас чертенка от волка. В благодарность за это мать чертенка отдала ему «баркад», то есть сделала так, что у него всегда было изобилие.

Осетинские легенды выражают этические взгляды народа, его понимание добра и зла. Они обогащают представление о человеке, подчеркивают его ум, находчивость, трудолюбие, его победу даже над сверхъестественными силами в образах святых, духов, чертей и т. д. (Г. М. Гогоберидзе.

Притчи часто называют воспитательно-аллегорическим жанром литературы. В них повествование строится по какой-либо нравственно-дидактической проблеме. Педагогическая значимость этого жанра заключается в том, что народные педагоги или сказители путем раскрытия содержания отрицательных и положительных категорий стремятся внушить собеседнику важность определенных этических норм поведения.

В притче «Лодырь» один человек, чтобы не работать в поле, засовывал руку в гнездо неядовитой змеи, которая, бывало, ужалит его, лодырь избавлялся от работы. Но однажды это гнездо заняла ядовитая змея, и лодырь поплатился жизнью за свою уловку.

Важным средством нравственного и культурного воспитания являются пословицы и поговорки. Анализ закономерностей функционирования назидательных высказываний показывает, что афоризмы, одно из самых сильных средств традиционного воспитания, воздействуют на чувства, сознание и поведение подрастающих поколений, а также способствуют поддержанию регламентационных норм общества. В пословицах и поговорках выражается народная мудрость, его разум, чаяния и стремления. Пословицы и поговорки отражают жизнь во всем ее многообразии.

В осетинском языке два понятия - пословицы и поговорки - объединяются под одним словом «амбисонд» (слово это многозначно и употребляется также в значении басня, притча, чудесное, чудо). Пословицы и поговорки осетинского народа отображают все многообразие из социальной, трудовой, производственной, духовной, нравственно-этической и семейной жизни. Они дают ответы на постоянно возникающие веками и тысячелетиями вопросы и несут в себе, как и сказки, функции нравственно-эстетического, умственного и трудового воспитания.

Народная символика, пронизывая духовную и материальную культуру, проникает с самого детства в кровь и плоть человека, и даже подросток способен воспринимать в прозвучавшем в его адрес наставлении не только прямой смысл, но и глубинный переносный.

Горцы-осетины всегда ценили глубину, гибкость народных изречений.

Слово воспитывало, убеждало, воодушевляло, поддерживало или огорчало, оскорбляло и унижало людей. Поэтому безымянные поэты, певцы, сказочники и народные воспитатели совершенствовали и использовали его во имя духовного развития детей и молодежи.

Педагогическая ценность пословиц и поговорок в том, что трудно найти хотя бы одну из сторон человеческой деятельности, которая не отражалась бы в них категориях: ум-глупость, добро-зло, правда-ложь, дружба-вражда, смелость-трусость.

Как отмечает К. И. Бузаров, в осетинских пословицах и поговорках обобщался огромный опыт предшествующих поколений и отражались вопросы воспитания детей. Многие осетинские пословицы насыщены идеями добра и любви. В народных изречениях подчеркивается необходимость любви к детям, всему подрастающему, нуждающемуся в защите. «Лягушке ее головастик, что луч солнца» (осет.); «Своих птенцов и грач считает красивыми» (адыг.); «Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего птенца» (чечен.); «Мои птенцы белоснежные» (чуваш.); «И бобры добры до своих бобрят» (рус).

Песни, возникшие в седой древности, сопутствовали человеку во все периоды его жизни.

В детстве ребенок засыпает под колыбельные песни матери, затем начинает петь свои, детские песни. Став взрослым, он сопровождает свою работу трудовыми песнями. Если он охотник, - ему по душе охотничьи песни, а если пастух - пастушечьи. На все случаи жизни: и те, что исполнялись на празднике рождения ребенка, и те, которые пели во время свадьбы. Отрицательные явления в быту вызывали появление сатирических, шуточных песен.

Общественно-воспитательную роль песен, особенно исторических, трудно переоценить. Устное народное творчество (в том числе исторические песни) аккумулировало многовековую мудрость народа, его жизненный опыт, будучи своеобразным сводом нравственных правил и обычаев.

Наряду с нартовским героическим эпосом, героическая песня не только служила основной формой, в которую выливалось художественное творчество народа, но и выполняла большую воспитательную миссию. На героях этих песен молодежь училась тем качествам, которые составляют идеал свободолюбивого горца: любви к вольности и независимости, сознанию своего человеческого достоинства, протесту против всякой несправедливости, угнетения и насилия, мужеству, смелости и отваге, тому подлинно героическому духу, который всегда и без колебаний предпочитает славную смерть позору.

В народе были широко распространены трудовые и обрядовые песни - самые древние по времени своего происхождения. Они не просто облегчали тяжелый физический труд, но и являлись составной частью производительного труда (А. И. Арнольдов).

Анализ фольклорных произведений, опыт семейного и общественного воспитания, отраженного в литературных источниках, дает основание заключить, что наиболее распространенными методами приобщения к народным традициям в осетинской народной педагогике являлись пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение и наказание, испытание.

осознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в дошкольном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка с народным творчеством не только своего, но и других народов, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Таким образом, знание истории народа, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, внушает веру и силу, делает его сильнее умом, тверже характером. Культура и традиции воспитывают в нем чувство национальной гордости. Но история и культура прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Культура и история цементирует связь поколений, является могучим средством гражданского, нравственного воспитания.

Обычаи, обряды, традиции, нравственные ценности любого народа — это золотой фонд, его общее духовное достояние, которое в равной степени является и предметом гордости и предметом озабоченности.

Обращение к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному воспитанию подрастающих поколений, обогащает их духовный потенциал, позволяет почувствовать принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2021 в 21:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД