Ольга Анатольевна
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственного бюджетного дошкольного образовательное учреждение
детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Воспитатель :
Высшей категории
Коренева Ольга Анатольевна
Статья
Нравственное воспитание дошкольного возраста.
Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности.
Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Нравственное воспитание детей лежит в основе поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Нравственное воспитание - это :
- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Дошкольный возраст – период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так, как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.
На основе этого происходит формирование уважение к старшим и послушания как черт поведения. Для формирования у детей гуманного отношения к товарищам, нужно развивать дружеские отношения между детьми. В связи с этим, формировать такие качества, как уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь, взаимопонимание. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.
Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране, детям необходимо создать условия, которые вызовут чувства эмоции: переживания, радость, восторг, восхищение.
Для всех этих чувств с детьми нужно проводить этические беседы, экскурсии объяснение, увещевание, внушение, просьба. Содержание этических бесед составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. В ходе этих бесед дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера.
Формирования нравственного поведения у детей являются упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации.
Для стимулирования детей применяются методы поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.
Нравственное воспитание дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Объяснение + упражнения + поощрение и т. п.)
Эмоциональная отзывчивость формируется у детей к пяти, шести годам. В этом возрасте развиваются чувства любви к родным и близким.
Первые шесть лет жизни – пора широких возможностей, когда дети безоговорочно усваивают положительные нравственные качества, следуя родительскому примеру, подражание.
Возраст от шести – это возраст, когда ребенок рассуждает о том, что хорошо и что плохо. Теперь ребенок начинает поступать хорошо, потому что так и надо поступать.
К семи годам большинство детей уже имеет представление о «норме». Если чуткость, заботливость, вежливость и сочувствие – это повседневная практика в семье, где растет ребенок, они для него – «норма», и он сам будет действовать так же.
«Дети - наше будущее». И каким будет наше будущее, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.
Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, Н. Ф. Виноградовой и других.
По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребёнка и превратились в нормы и правила поведения» (10,114). Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование гуманизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, благородства и умение управлять собой.
В семье родителям следует заниматься самовоспитанием. Так Сухомлинский называл личностное развитие и непрерывный труд. Это станет могущественным способом влияния на детей. Ребёнку хочется быть хорошим, но ему нужен пример, чтобы самому становиться лучше, умнее, образованнее.
И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность — это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» (9, с. 36). Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» (4).
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, воспитание — это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной,
профессиональной, привитые семьёй, школой, средой» (7, с. 85).
Роль в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.
Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования дисциплинированности - нравственного качества, включающего умение управлять своим поведением, сознательно подчинять его правилам и требованиям со стороны общества.
Дисциплинированность ребенка дошкольного возраста выражается в формирующейся привычке и способности выполнять установленные в детском саду и семье правила поведения и требования взрослых, понимать их целесообразность и необходимость, а также в умении управлять своими поступками. Таким образом, в результате планомерного нравственного воспитания поведение детей старшего дошкольного возраста, их отношения с окружающими людьми развивают у них способность управлять своими поступками и чувствами на основе моральных требований.
Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.
Исходя из положительного опыта моей собственной педагогической работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий:
1. Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему городу).
2. Мероприятия, знакомящие детей с шедеврами русской живописи и музыки.
3. Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.
4. Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.
5. Чтение и обсуждение литературных произведений, авторы которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.)
Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается в двух аспектах:
1. Процесс формирования нравственно-духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения;
2. Целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств
3. Привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу.
Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.
Результат нравственного воспитания дошкольников — нравственно цельная личность (с учетом возраста ребенка) в единстве ее сознания, чувств и общественно ценного поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиева Т. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание. 1996. №2, с. 62-73.
2. Артемова Л. В. Формирование общественной направленности ребенка в дошкольной игре. Киев. 1998.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. Просвещение. 1968.
4. C., Н. Николаева Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. - М. : Академия, 2012. - 224 c.
5. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. - М. : Сфера, 2011. - 128 c.
6. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А КаироваО. С. Богданова. 3-е изд. -М., Просвещение, 2009г.
7. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г.
8. Бабанский Ю. К. «Педагогика». - М., - 2008г.
9. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., Педагогика, 2006г.
10. 29. Нравственное воспитание / Под ред. Свадковский И. Ф. 4-е изд. -М., Педагогика 2009г.
11. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.