Ольга Журавлева
Консультация «Значение юмора в коррекционной работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребё нком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, не привычных действий. В процессе адаптации к современному миру и современным отношениям рождается необходимость развития творчески активной личности, принимающей на себя определенные социальные роли, вступающей в различные социальные отношения и реализующей в своей коммуникативной деятельности положительные эмоционально-волевые качества.
Публикация «Консультация „Значение юмора в коррекционной работе с дошкольниками“» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначил требования к социально-коммуникативному развитию дошкольников :
«…присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…». Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов не только получения информации о внешнем мире, но и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков. Особенно это важно для детей с нарушениями речи, так как речевой дефект затрудняет проявление не только коммуникативной, но и познавательной, игровой, творческой и социальной активности.
Ретроспективный анализ исследований отечественных психологов показал рост количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, сомнениями в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она разрушает и личностные структуры. Каждый педагог, работающий в детском саду, встречал детей, отказывающихся выполнять задания педагогов, с трудом общающихся со сверстниками и взрослыми, агрессивных и гиперактивных или замкнутых. Подобное поведение говорит об эмоциональном неблагополучии ребенка. Такие дети при диагностике могут показывать как средний, так и высокий уровень познавательного развития, но имеют при этом сниженную самооценку: они не уверены в собственных силах, зависимы от оценки взрослого, пассивны, у многих детей есть страх ошибиться, сделать что-либо неправильно. Незнакомый педагог, новизна предлагаемых заданий пугают детей непредсказуемостью результата. К старшему дошкольному возрасту дети уже хорошо усваивают нормы и правила, принятые в обществе. Среди них и положение о том, что бояться и ошибаться - плохо. Следуя данному «правилу», ребенок во многих случаях вообще перестает что-то делать, мотивируя это тем, что «все равно не получится», «меня будут ругать». Такое поведения блокирует развитие личности ребенка. Эти дети не идут вперед путем проб и ошибок, а пассивно ждут правильных ответов и безошибочных способов решения задач. Среда обучения и воспитания вносит свои коррективы в известные методики и требует постоянного поиска новых приемов, средств и форм работы.
В связи с вышесказанным существует необходимость создания определенных педагогических условий, при которых весь коррекционно-развивающий процесс будет ориентирован на психологическую защищенность ребенка, его комфорт и удовлетворение потребности в позитивном эмоциональном общении с педагогом и сверстниками.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для успешного социально-коммуникативного развития детей, но и для их нормального психофизиологического созревания.
Несомненную педагогическую ценность в этой связи обнаруживает в себе особое свойство человеческой природы – юмор и его естественное выражение – смех. Смех для ребенка – один из способов познания действительности, один из путей построения отношений с окружающими. Взаимно переживаемые эмоции радости, веселья служат объединяющим звеном в цепи формирования человеческих отношений.
Отечественные педагоги одним из основных факторов эффективного использования юмора определили решающую роль педагога в этом процессе, его отношение к юмористическому материалу, его слово в процессе восприятия юмора. Фактически именно педагог создает определенный климат во время занятий, обеспечивая условия для эмоционального благополучия каждого ребенка. Следовательно, особую важность приобретает оптимизм как неотъемлемое качество настоящего педагога.
Однако социологи отмечают, что нас губит невероятная серьезность. Мы, взрослые, не умеем смеяться, шутить, радоваться жизни. Исследования показали печальную картину: среди педагогов чувством юмора обладают 26%, 62% - обладают им частично, а 12% - совершенно не имеют этого чувства. Оптимистический настрой имеет только половина педагогов, многие испытывают недовольство и даже уныние. А уныние (неверие в то, что можно что-то изменить к лучшему) считается одним из смертных грехов.
Включение в педагогический процесс средств, методов и приемов педагогического воздействия, основанных на знании психолого-педагогического потенциала юмора, специфики процессов восприятия и проявления его детьми, может стать существенным резервом повышения эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности.
В юморе обнаруживается связь интеллектуального и эмоционального развития личности. Использование юмора повышает эффективность восприятия, осмысления и упрочения знаний детей.
Юмор – это своего рода воспитательный инструмент, который может помочь в организации эффективного коррекционного взаимодействия.
Характеризуя юмор как педагогическое средство, выделяется ряд его функций:
информативная функция - педагог, использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность. Чувство юмора в процессе общения характеризует культуру, такт и ум человека, создающего комическую ситуацию. Кроме того, при помощи юмора педагог может выразить личное отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать индивидуальные особенности ребенка;
эмоциональная функция - юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации. Он позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям. Практика показывает, что, чем выше у участников педагогического процесса способность понимать и создавать юмор, использовать его для преодоления трудных ситуаций, тем менее выражено у них сниженное настроение, низкая самооценка, безнадежное восприятие своего будущего. Юмор может выступать как средство снятия психологического напряжения, психологической разрядки, создания творческого самочувствия и, в конечном итоге, способствовать эффективности педагогической деятельности;
мотивационная функция - юмор стимулирует поиск новых средств оценки. Безусловно, шутка иногда может быть педагогически целесообразной в большей степени, чем строгое замечание. Кроме того, юмор – это средство выражения индивидуальности, как педагога, так и дошкольников. Педагогу с чувством юмора всегда легче найти нестандартное решение педагогической задачи. К такому учителю-логопеду «тянутся» дети;
регулирующая функция - юмор регулирует отношения между педагогом и детьми, между детьми. Он приобретает большое значение уже на этапе формирования этих отношений. Иногда, чтобы вступить в общение, педагог начинает с остроумного замечания или рассказа о забавном случае. Заставить человека рассмеяться - значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и, в какой-то мере, доверие. Выступая как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан.
Таким образом, юмор выступает как средство собственной эмоциональной поддержки и эмоциональной поддержки окружающих. Использование юмора в профессиональной деятельности способствует позитивному решению педагогических задач, юмор является стимулом педагогического процесса, средством, активизирующим эмоционально-волевую сферу дошкольников, их умственную деятельность.
Содержание системы работы по данной теме реализуется поэтапно:
первый этап диагностический, его цели и задачи:
- установление контакта с ребенком: устранение барьера между педагогом и ребенком, формирование доверия к педагогу;
- всесторонний анализ и оценка речевой деятельности ребенка;
- выявление особенностей развития личности и эмоционально-волевой сферы.
Взаимно переживаемые эмоции радости, веселья служат объединяющим звеном в установлении доверительных отношений между воспитанником и педагогом. В момент знакомства с ребенком обращаюсь к его жизненному опыту и предлагаю вспомнить ситуацию, вызвавшую у него смех.
При подготовке к обследованию все задания и упражнения подбираются, в соответствии с принципом учета эмоциональной окрашенности материала. Тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, стимулируются положительные эмоции, поддерживается определенная психологическая атмосфера: жизнеутверждающая и жизнерадостная.
Второй этап практический, цели и задачи которого:
- использование юмора как средства, активизирующего обучение и коррекцию при реализации содержания всех разделов коррекционной программы;
- развитие у детей понимания юмора, навыка словотворчества, способности моделировать смешные ситуации, создавать смешные рассказы.
Работая со словом, использую приемы: «пропуска члена ассоциативной цепочки», прием «передвигания», прием «гирлянд и ассоциаций».[5] В занятия включаются игры «в слова» : «Закончи слово», «Смешные названия», «Смешалости», «Шутливая рифмовка». [5]
Работая с фразой, предлагаю детям игры: «Пропущенное слово», «Главная буква»; использую приемы: «модификации несмешного текста в смешной», «умолчания» и др. [5]
При реализации содержания раздела коррекционной программы по развитию связной речи и творческого рассказывания, обращаю внимание на то, чтобы материалы отражали интересное событие, нестандартную ситуацию; вызывали яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали фантазию; способствовали заинтересованному общению ребенка со взрослым.
Особое внимание уделяю эффективному использованию познавательного и воспитательного потенциала юмора в разных структурных частях логопедических занятий:
• Разыгрывание смешных этюдов
• Использование элементов методики Волиной В. В. для запоминания букв алфавита, где ассоциация построена на основе графического изображения букв и принципе передачи серьезного содержания в юмористической форме.
• Прием «юмористической паузы». Шутки, используемые в качестве юмористической паузы, имеющие тематическую связь с содержанием занятия, не только помогают концентрировать внимание, но и усиливают внимание в целом Вызванное переживание юмора, снижает усталость и облегчает усвоение данного материала.
• Система динамических пауз и «пальчиковых» гимнастик для занятий с юмористическим содержанием меняет настроение у детей: на смену усталости приходит своеобразное возбуждение от переживания юмора, которое способствует повышению эффективности дальнейшей работы.
Третий этап аналитический, главной задачей которого является изучение эффективности использования психолого-педагогического потенциала юмора в процессе коррекционно-развивающего обучения.
Таким образом, методы и приемы использования педагогического потенциала юмора в коррекционно-развивающей работе способствуют созданию эмоционального благополучия для социально-коммуникативного развития и обеспечивают позитивную социализацию дошкольников.
Список литературы
1. Бартковский А. И. Небылицы в лицах. Чувство юмора. М., 2006.
2. Бергсон А. Смех. М., 1992.
3. Детский фольклор / Сост. М. Ю. Новицкая, И. Н. Райкова. М., 2002.
4. Егидес А. П. Смеяться, право, не грешно // Педагогика здоровья. М., 1990.
5. Микляева Н. В. Поделись улыбкою своей: развитие чувства юмора у дошкольников. М., 2010.
6. Образцова Т. Н. Юмористические игры для детей. М., 2006.
7. Тамберг Ю. Г. Как развивать чувство юмора. М., 2005.
8. Шапиро Л. Секретный язык детей. М., 2007.
9. Шишова Т. Л. О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей // Чтобы ребенок не был трудным: воспитание детей от 4 до 14 лет. Клин, 2008.