Алла Грудина
Обучение дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Улица большого города не очень-то приспособлена даже для взрослого человека. Ребенок,оказавшийся здесь один,почти автоматически может считаться в состоянии экстремальной ситуации.
Дорожно-транспортные происшествия-это самая частая причина гибели детей на улицах,а травмы ДТП-самые тяжелые. Личный опыт,на который опирается ребенок,никогда не скажет ему,что тормозной путь машины при 60 км /ч-более 15 метров. Особенности детской психики,например,фрагментарность внимания,т. е. фиксация на одном предмете (другие ребенок уже не видит)-увеличивают его незащищенность. Отпуская ребенка на улицу,надо подготовить его к взаимоотношениям с городом,но при этом понимать,что вся наука сойдет на нет в ту минуту,когда мама сама переведет его через дорогу на красный свет. Ребенок должен узнать и признать (это очень важно) главные правила выживания пешеходов.
Публикация «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах
Знакомить детей с правилами дорожного движения,соблюдение которых является законом для каждого гражданина,необходимо начинать с раннего возраста,так как знания,полученные в это время наиболее прочны;усвоенные с детства правила впоследствии становятся нормой поведения,их соблюдение-потребностью человека.
Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе,используя все доступные формы и методы работы. Это беседы,обсуждения ситуаций,наблюдения,экскурсии,заучивание стихов,чтение художественных текстов,настольные и дидактические игры. Игровые,сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать с учетом возраста детей и окружающих условий. Знания,сообщаемые детям,необходимо постепенно усложнять,уточнять,дополнять. Работа ведется по разделам воспитания и обучения. Ее совместно проводят психолог-воспитатель-родители-ребенок. Знания закрепляются в играх,развлечениях,соревнованиях,конкурсах. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей с опорой на произведения детской художественной литературы,картины,пособия,кинофильмы,в ходе которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять полученные знания на практике. В каждой возрастной группе должны быть представлены дидактические игры,настольные,атрибуты для ролевых игр,которые используются детьми совместно с воспитателем и для самостоятельной деятельности.
Дети младшего возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили,у них формируются пространственные ориентировки,умение различать красный, зеленый и желтый цвет,им объясняют,почему при зеленом свете светофора надо идти,а при красном-стоять. Знания,полученные в младшей группе,расширяются и углубляются в последующих. Так,в средней группе дошкольникам объясняют,для чего нужен светофор,рассматривают игрушку или картинку с изображением светофора. Также можно во время прогулки сходить к ближайшему перекрестку и понаблюдать за работой светофора,рассказывая о назначении его цветовых сигналов (зеленый разрешает ехать автомашинам и идти пешеходам,красный запрещает,а желтый предупреждает о том,что сигнал сейчас переменится).Из года в год знания,приобретенные детьми,расширяются. В старшей группе ребята знакомятся с такими понятиями как: переход,проезжая часть,дорожные знаки. Для этого нужно использовать целевые прогулки,беседы,логические задачи,чтение художественной литературы. Дети получают четкое представление о том, что правила,предписанные пешеходам,водителям и пассажирам,направлены на сохранение их жизни и здоровья,поэтому все обязаны выполнять их. В подготовительной группе проводится работа по закреплению знаний дошкольников о правилах дорожного движения,полученных в предыдущих группах (дети решают логические задачи,выполняют игры-упражнения,отражают свои знания в рисунках).
Помогать воспитателям осуществлять обучение детей правилам дорожного движения должны и родители. Идя по улице с ребенком,надо говорить с ним о видах транспортных средств,которые в этот момент находятся рядом,объяснять их особенности. Переходя улицу,нужно упоминать о том,как и где можно правильно переходить проезжую часть,вспомнить о том,как и где нельзя этого делать. Эффективно на процесс восприятия ребенком информации о правилах дорожного движения будет влиять указание на пешеходов или водителей,которые эти правила нарушили. Родители не только следят за тем,чтобы их дети соблюдали правила дорожного движения,но и сами их выполняют. Помните:самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать,рассказать,научить ребенка,нужно своим примером показать ему,как правильно вести себя на улице.
Большую помощь дошкольным учреждениям в предотвращении детского травматизма призваны оказывать сотрудники дорожно-транспортной службы. Их непосредственное участие в игровых,сюжетных и интегрированных формах образовательной деятельности делает эту деятельность для детей более интересной и они легче запоминают необходимые правила.
Только в тесном сотрудничестве детского сада,семьи и дорожно-патрульной службы полученные дошкольниками знания и усвоенные правила станут нормой поведения,а их соблюдение-потребностью человека.
Рекомендуемая литература
1. Алексеев, А. П. Правила дорожного движения 2013 с иллюстрациями / А. П. Алексеев. - М. : Эксмо, 2013.
2. Лекомцев, А. Учим правила дорожного движения : Стихи-игры для дошколят под присмотром взрослых / А. Лекомцев. - Рн/ Д: Феникс, 2013.
3. Финкель, А. Е. Правила дорожного движения в рисунках 2013 / А. Е. Финкель. - М. : Эксмо, 2013.
4. Т. Ф. Саулина, Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
5. О. В. Старцева, Школа дорожных наук : дошкольникам о правилах дорожного движения. - М. : Сфера, 2012.
6. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального возраста. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2007.
7. Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге и правилам дорожного движения» (из опыта работы коллектива ГОУ “Начальная школа-детский сад” № 684 СПб, СПб 2002 .
8. М. Дружинина «Наш друг светофор» изд. «Махаон» 2005.
9. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», М. изд. «Скрипторий», 2006 .