Папки-передвижки

Особенности развития перцептивных действий у дошкольников с ОНР

Дмитриева Ирина
Особенности развития перцептивных действий у дошкольников с ОНР

Особенности развития перцептивных действий у дошкольников с ОНР

Одной из основных линий современного развивающегося общества является гуманизация воспитательно-образовательной системы, что предполагает усиление интереса к уникальной формирующейся личности ребенка и ставит задачи развития целостного, эмоционально-смыслового, личностного мировосприятия. Перцептивное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире и одновременно с этим составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развития детей влияет на развития речи и на перцептивное развитие детей.

Публикация «Особенности развития перцептивных действий у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Овладение перцептивными действиями ложится в основу общего умственного развития на первых этапах онтогенеза. С помощью перцептивных действий подготавливается почва для развития всего арсенала умственных действий, который определит познание внешних и внутренних (сущностных) свойств вещей, скрытых от наблюдения связей и зависимостей.

Правильное воспитание воспринимающих органов трудно переоценить, особенно если при развитии ребенка будут следить не только за физическим состоянием их и правильностью функционирования, но и за дальнейшим развитием интеллектуальных процессов, непосредственно связанных с этими органами. Недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть, но необходимо, чтобы он умел наблюдать, чтобы он легко улавливал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок, чтобы он умел наслаждаться природой.

На современном этапе развития тема развития и обучения перцептивным действиям дошкольников с ОНР является очень актуальной.

Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. [10]

В последнее время детей с речевой патологией становится все больше. Проявлений общего недоразвития речи достаточно много. [5]

В группах современных дошкольных образовательных учреждений все чаще появляются дети с ОНР. У них нарушено формирование всех ее компонентов, прежде всего звуковой и смысловой сторон, речевой системы при сохранном слухе и интеллекте. Л. С. Выгодский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". И действительно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. [9]

Детей с ОНР, отмечает Е,Ф,Соботович, отличает от нормальных сверстников несколько более низкий уровень обобщения, недостаточная гибкость и динамичность мышления, более замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей. [7]

Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение - связаны с речью. Речь формируется под воздействием высших психических функций, но и они, в свою очередь, развиваются под влиянием речи.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. [6]

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. [8]

Целенаправленное перцептивное воспитание, в том числе протекает в условиях специально созданного предметного мира. В предметном мире образно-знаковые системы представлены в качестве предметов объективной действительности, в которых отражены знаки-эталоны (цвета, формы и т. д.).

Согласно определению, данному В. П. Зинченко и Б. Г. Мещеряковым, перцептивные действия — это «основные структурные единицы процесса восприятия у человека.».

Перцептивные действия и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с развитием самой деятельности.

Исследования перцептивных действий в условиях конструктивной деятельности показали что, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Речь здесь идет о таких видах продуктивной деятельности, как рисование, конструирование, лепка и др.

У детей формируется умение последовательно осматривать части, элементы конструкций, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение. Исследования по данной проблеме показали, что развитие перцептивных действий ребенка в играх в образно-знаковых формах осуществляется путем освоения функционального назначения объектов предметного мира.

«С восприятия предметов и явлений окружающего мира, — писал Л. А. Венгер, — начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки3». Как показали исследования Л. А. Венгера, уже в первые месяцы жизни достигается довольно тонкое «ориентировочное» различение старых и новых объектов (отличающихся друг от друга величиной, цветом, формой и т. д., но еще не происходит формирования константных, предметных перцептивных образов, которые необходимы для управления сложными изменчивыми формами поведения. [3]

На протяжении дошкольного детства складываются три основных вида перцептивных действий :

действия идентификации

действия отношения к эталону

действия моделирующие.

Моделирующие действия восприятия складываются в процессе овладения продуктивной деятельностью, направленной не только на использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (конструирование, рисование, лепка, простейшие виды ручного труда). [2]

Перцептивные действия являются движущей силой развития процесса восприятия. Они ведут к созданию адекватной картины окружающего мира, посредством выделение и преобразованиями сенсорной информации.

Таким образом, перцептивные действия — это действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации. Овладение перцептивными действиями ложится в основу умственного развития на первых этапах онтогенеза. Перцептивное развитие неотрывно связано с освоением культурно-исторического опыта человечества.

Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и социальные роли людей. [4]

Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств различных предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами.

У детей дошкольного возраста перцептивные действия в условиях решения конструктивных задач обнаруживают продуктивную связь ориентировочно-исследовательских и исполнительских действий. Точность перцептивного анализа на данном возрастном этапе в большей степени обусловлена единством зрительных и ручных действий.

Нарушенная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей дошкольного возраста перцептивной сферы.

Перцептивное развитие детей с ОНР включает в себя обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов, совершенствования осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния; освоение сенсорных эталонов - цвета, формы, размера; развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей; развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета, умение сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. [1]

Недостаточно развитые перцептивные действия у детей с ОНР характеризуются ограниченностью выполнения заданий и связано с недостаточной сформированностью системы сенсорных эталонов, в частности процесса восприятия, внимания и возможности его распределения, страдает продуктивность внимания, отстает в развитии словесно-логическое мышление.

Основная цель коррекции перцептивной сферы заключается в формировании системы сенсорных эталонов. Для достижения этой цели необходимо специально организованное восприятие предметов (обследование) для использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. А. Строкова, Программа для логопедов по курсу "Развитие речи" в условиях логопедического пункта ДОУ [Текст]/ Дошкольная педагогика, 2013, №6.-27-33с.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет заведений / Под ред. Л. А. Венгера [Текст] - М. : Просвещение, 1988. - 144с.

3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]. - М. : Просвещение, 1988. - 230 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] – М. : Педагогика – Пресс, 1996. – 536 с.

5. Г. Дмитриева, Интерактивная доска как инновационная форма коррекции речевого недоразвития [Текст]/ Дошкольное воспитание, 2012, №12.- 58-63 с.

6. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Спец. дошк. педагогика и психология " [Текст]/ Под ред. В. И. Селиверстова - М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 175с.

7. Логопсихология: учеб. пособие для студентов [Текст]/ Под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской - М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 462с.

8. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. [Текст] - М. : Знание, 2004. - 128 с.

9. О. Голубец, М Жиличкина Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога. Развитие познавательной сферы у детей с ОНР [Текст]/ Дошкольное воспитание, 2013, №3.- 49-58 с.

10. Специальная психология : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. - 6 -е изд., испр. и доп [Текст] - М. : Издательский центр "Академия", 2009. - 560 с.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в РоссииОсобенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.

Презентация развлечения для развития перцептивных способностей к родительскому собранию В нашем детском саду 11 групп. На родительские собрания во все группы из-за большого объёма работы попасть не реально. Поэтому в младших группах.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития перцептивных действий у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 19:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД