Нина Митрофанова
Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире все большее внимание уделяется изучению различных средств развития взаимодействия детей третьего года жизни, так как большинство исследователей отмечает, что именно в этот возрастной период закладываются основы дальнейших межличностных отношений, их специфика.
Публикация «Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте» размещена в разделах
Общение со сверстниками играет огромную роль в развитии личностных качеств ребёнка. Именно в процессе общения со сверстниками дети получают социальное развитие. Ребёнок знакомится с культурой общения, традициями, ценностями общества, в котором он живёт. В этот период происходит процесс социализации, в процессе общения со сверстниками и взрослыми ребёнок раннего возраста учится жить по правилам, учитывая не только свои интересы, но и интересы окружающих. Такое общение, в свою очередь, даёт ребёнку возможность познакомиться с нормами поведения.
Отмечается, что дети в данный возрастной период очень любят подражать взрослым, они внимательно наблюдают за своим окружением и копируют увиденное. Знания, которые демонстрирует взрослый, общаясь с малышом, его навыки и умения, дают возможность ребёнку получить опыт общения с окружающим миром. Общаясь друг с другом, дети делятся полученным от взрослых опытом.
В разных видах детской деятельности необходимо создавать условия, способствующие социально-личностному развитию ребёнка. Очень важно научить детей решать поставленные задачи не только самостоятельно, но и совместно со сверстниками. Общаясь со сверстниками, ребёнок учится решать социальные конфликты, преодолевать неудачи. Задачей педагога является создание условий для взаимодействия ребёнка со сверстниками, такое взаимодействие, в своё время, способствует повышению уверенности ребёнка в себе. Ведущим мотивом общения в раннем возрасте является познавательный мотив.
От того, насколько успешно ребёнок пройдёт процесс социализации в раннем возрасте, зависит его дальнейшее социальное развитие. Становление межличностных взаимоотношений лежит в основе социального развития ребёнка. Для создания условий, способствующих взаимодействию детей раннего возраста, можно применять такие формы работы как: дидактические, коммуникативные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Можно создавать проблемные ситуации, для решения которых требуется взаимодействие.
Одна из важнейших развивающих задач ребёнка раннего возраста – это приобретение навыков, которые позволят ему в дальнейшем стать независимым и управлять своими чувствами и эмоциями. Такие задачи могут решаться только в стабильной социально-личностной среде.
Роль социальной среды в развитии ребёнка становится особенно очевидной, когда ребенок начинает посещать детский сад. Расставание с мамой, страх разлуки, новый коллектив, как правило, являются важной вехой в социальном развитии ребёнка. Познание самого себя и осознание того, что другие люди могут иметь другие мысли, желания, ощущения – это задачи третьего года жизни.
Также отмечается, что социально-личностное развитие детей раннего возраста сопровождается речевым развитием. В лексиконе ребёнка появляются такие «социальные» слова, как: все, мы, я. Кроме того, появляются слова, выражающие эмоции (люблю, сладкий, злой, хороший и т. д.).
В период адаптации к детскому саду ребёнок расширят своё социальное пространство. Он адаптируется к новой для себя социальной системе, пытается преодолеть своё разочарование, связанное с расставанием с мамой, знакомится с новыми правилами поведения, вступает в новые отношения с другими детьми и взрослыми. В данный возрастной период дети учатся сотрудничать друг с другом, заявлять о себе, делиться с другими.
В этот период у детей раннего возраста мы можем наблюдать расширение социальных компетенций. Прежде всего, это растущая потребность и способность к сотрудничеству в игре, растущая способность к сопереживанию, а также способность дружить.
В этом возрасте при организации совместных игр необходимо подбирать игры, в которых на первый план выходит взаимное сотрудничество, где результатом игры является достижение общей цели.
Стоит отметить, что дети раннего возраста начинают дружить сначала с товарищами по команде, с тем, с кем они разделяют игрушки или играют вместе. Дети любят играть со старшими товарищами, такие друзья показывают больше сотрудничества в игре и большей взаимности. Согласно проведенным исследованиям, дружба может быть относительно стабильной уже в раннем возрасте.
Таким образом, в процессе общения со сверстниками дети раннего возраста не только получают социальное развитие, но и приобретают навыки общения, знакомятся с культурой поведения в обществе, учатся выходить из конфликтов, управлять чувствами и эмоциями, именно в этот период происходит процесс социализации. Придя в детский сад, ребёнок адаптируется к новой социальной системе, знакомится с новыми для себя правилами поведения, вступает в новые отношения, учится дружить. Необходимо создавать условия, способствующие социально-личностному развитию ребёнка, способствовать взаимодействию детей раннего возраста, это можно сделать, используя разные виды игр или создавая проблемные ситуации.
Список использованной литературы:
1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
2. Лисина, М. И. Формирование личности дошкольника в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 410 с.
3. Подласый И. Педагогика начальной школы: учебник / И. Подласый. – Litres, 2013.
4. Смирнова Е. О. Развитие общения детей со сверстниками : игры и занятия с детьми раннего возраста : 1-3 года / Е. О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Шаграева О. А. Детская психология / О. А. Шаграева. – Москва. - 2001. – 414 с.
6. Эльконин, Д. Б. Игра в развитии ребёнка / Д. Б. Эльконин // Мир психологии. – 2004. - № 1. – 42 с.