МААМ-картинки

Особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения

Светлана Колтунова
Особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения

Статья «Особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения».

Для наиболее эффективного коррекционного процесса необходимо исследовать внимание, как психический процесс, так как, отклоняясь от нормы, внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, влечёт за собой изменение и других психических процессов, с которым оно связано в той или иной мере.

Публикация «Особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах

Предметом исследования в данной работе являются особенности внимания старших дошкольников с нарушением зрения.

Объектом исследования является внимание.

В исследовательской работе были использованы следующие методы:

• анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• изучение документации контингента испытуемых;

• методики исследования внимания :

Определение уровня концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера);

Оценка переключаемости и распределения внимания (Немов Р. С.);

Определение устойчивости и концентрации внимания (Немов Р. С.);

Определение объёма внимания (Немов Роберт Семёнович).

• Количественно-качественный анализ констатирующего эксперимента.

Цель работы: выявить особенности внимания старших дошкольников с нарушением зрения.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

- изучить специальную и общую психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

- подобрать методики изучения внимания детей с нарушением зрения;

- определить особенности развития внимания старших дошкольников с нарушением зрения;

- разработать рекомендации по развитию внимания детей с нарушением зрения и без нарушения зрения.

Гипотезой выступает предположение о том, что внимание старших дошкольников с нарушением зрения не имеет координальных различий с уровнем развития внимания старших дошкольников без зрительной депривации, но имеет ряд особенностей.

Проанализировав данные в общей и специальной психолого-педагогической литературе по проблеме внимания были получены следующие выводы:

- Внимание – это направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость;

- Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и послепроизвольным;

-Существует несколько типов внимания : внешнее (сенсорное, двигательное и внутреннее (интеллектуальное);

- Свойства внимания включают : концентрацию, устойчивость, переключаемость, распределение и объём;

- Практически все качества внимания у лиц с нарушением зрения формируются в соответствии с теми же закономерностями, что и у нормально видящих.

В эксперименте принимали участие старшие дошкольники с нарушением зрения ГБДОУ детского сада компенсирующего вида № 28 Пушкинского района города Санкт-Петербурга и нормально видящие старшие дошкольники ГБДОУ детского сада № 17 Пушкинского района города Санкт-Петербурга. Общее количество детей: 26 человек.

Контингент испытуемых экспериментальной группы можно характеризовать следующим образом: двое воспитанников имеют в диагнозе анизометропию средней степени наряду с рефракционной амблиопией, трое детей с диагнозом амблиопия средней степени и трое детей с диагнозом амблиопия слабой степени, один воспитанник наряду с амблиопией слабой степени имеет гиперметропию слабой степени, четверо испытуемых со сходящимся косоглазием, двое из которых со сложным гиперметрическим астигматизмом. Показатели остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции варьируются от 0,1 до 0,9.

В первой серии эксперимента была проведена методика Пьерона –Рузера для определения уровня концентрации внимания.

Из данных диаграммы следует, что основная масса детей с нарушением зрения со средним уровнем концентрации внимания, однако два ребёнка с низким уровнем концентрации внимания. Что касается нормально видящих детей, группа также со средним уровнем концентрации внимания, два ребёнка с высоким уровнем концентрации внимания.

Во второй серии эксперимента была проведена методика по определению уровня переключаемости и распределения внимания «Расставь значки».

Показатели переключаемости и распределения внимания у детей с нарушением зрения и у детей с нормальным зрением находятся на среднем уровне, однако в группе детей со зрительной депривацией один ребёнок со средним уровнем переключаемости и распределения внимания, а в группе детей с нормальным зрением два ребёнка с высоким уровнем переключаемости и распределения внимания.

В третьей серии эксперимента была проведена методика по определению уровня устойчивости и концентрации внимания «Спутанные линии».

Из данных диаграммы видно, что основная часть испытуемых с нарушением зрения имеет хороший и отличный уровень устойчивости и концентрации внимания : 4 ребёнка с высоким уровнем устойчивости и концентрации внимания, почти половина экспериментальной группы (6 человек) со средним уровнем, 3 ребёнка с низким уровнем устойчивости и концентрации внимания. Однако основная часть испытуемых с нормальным зрением включает большее количество детей с высоким уровнем устойчивости и концентрации внимания (9 детей) и 4 ребёнка со средним уровнем устойчивости и концентрации внимания.

В четвёртой серии эксперимента была проведена методика по определению уровня объёма внимания «Запомни и расставь точки» (автор Немов Р. С.)

Из диаграммы видно, что все испытуемые справились с заданием: дети с нарушением зрения в основном со средним уровнем объёма внимания (11 человек) и 2 ребёнка с высоким уровнем объёма внимания. Однако испытуемые с нормальным зрением снова показали лучшие результаты: 3 ребёнка с очень высоким уровнем объёма внимания, 3 ребёнка с высоким уровнем объёма внимания и 7 человек со средним уровнем объёма внимания.

На следующем слайде представлена сравнительная диаграмма общего уровня развития внимания детей с нарушением зрения и нормально видящих.

Опираясь на данные сравнительной диаграммы, можно сделать вывод о том, что уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в среднем ниже, чем у нормально видящих. Можно предположить, что составляющие зрительного диагноза повлияли на особенности развития внимания детей с нарушением зрения.

Для того, чтобы узнать на сколько зрительные возможности детей с нарушением зрения оказывают влияние на их уровень развития свойств внимания был проведён количественно-качественный анализ констатирующего эксперимента.

Количественно-качественный анализ констатирующего эксперимента показал, что в зависимости от зрительных возможностей ребёнка формируется ряд особенностей развития свойств внимания. Так дети, имеющие в зрительном диагнозе рефракционную амблиопию и миопию высокой степени имеют низкий уровень развития концентрации внимания. Оба ребёнка включают в свой диагноз анизометропию, выражающуюся в различной рефракции глаз. Другие свойства внимания у этих детей также на низком уровне: распределение и переключение внимания, устойчивость внимания. Однако не у всех детей с таким зрительным диагнозом низкий уровень этих свойств внимания.

У детей со сходящимся косоглазием отсутствует бинокулярное зрение, что усложняло выполнение заданий для таких детей, однако одни дети с таким диагнозом справились с заданиями лучше других.

У некоторых детей, имеющих в диагнозе астигматизм отсутствует чёткое видение предметов и при выполнении заданий испытывали трудности и допускали ошибки.

Проанализировав все показатели, были разработаны рекомендации для старших дошкольников с нарушением зрения. Данные эксперимента указывают на необходимость целенаправленного коррекционно-педагогического процесса в области развития внимания у детей с нарушением зрения по следующим направлениям:

- Определение время проведения занятия.

- Создание рабочей обстановки, благоприятной для умственной деятельности.

- Организация деятельности (поставить цель, определить задачи, определить главное и второстепенное).

- Развитие ощущений, повышение интеллекта.

В занятия и коррекционно-педагогическую работу необходимо включать:

- игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания;

- игры, направленные на развитие переключаемости внимания;

- игры, направленные на развитие объёма внимания;

- игры и упражнения, направленные на развитие произвольного внимания.

В результате экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

- Внимание детей с нарушением зрения отличается по уровням от нормально видящих детей: уровень развития внимания у детей с нарушением зрения в среднем ниже, чем у нормально видящих.

- Внимание детей с нарушением зрения имеет свои специфические особенности, исходя из результатов исследования: нарушение зрения затрудняет зрительное отражение мира, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитии свойств внимания : концентрации, распределении и переключаемости, устойчивости и объеме. Большое влияние на развитие внимания оказывают составляющие каждого диагноза.

- Данные эксперимента подтверждают необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию внимания.

Таким образом, можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтверждается: внимание старших дошкольников с нарушением зрения не имеет координальных различий с уровнем развития внимания старших дошкольников без зрительной депривации, но имеет ряд особенностей.

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма)Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма) «Весёлый ёжик» Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, цветовое восприятие, память. Развивать ориентировку.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей старших дошкольников «Тренировка внимания» Быть внимательным и сосредоточенным - один из главных навыков, которые пригодятся в школе. Ребенок может быть очень развит интеллектуально,.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 14:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД