Наталия Лесниченко
Педагогическая оценка как метод развития интереса к рисованию у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современной психологией и педагогикой давно доказан тот факт, что в процессе изобразительной деятельности осуществляется разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Недаром один из великих мыслителей Франции ХVIII века – Д. Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам». В связи с этим перед педагогом стоит задача найти пути оптимизации изобразительной деятельности с целью увеличения ее влияния на личность ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Публикация «Педагогическая оценка как метод развития интереса к рисованию у старших дошкольников» размещена в разделах
Биографии многих художников (О. А. Кипренского, А. Е. Егорова, И. К. Айвазовского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. Э. Грабаря и др.) свидетельствуют о том, что они рано начали проявлять интерес к рисованию. В связи с этим ряд известных художников – педагогов отмечают целесообразность раннего приобщения детей к изобразительной деятельности. Так, К. П. Брюллов говорил: «Надо начать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует».
Известный современный исследователь детского творчества Т. С. Комарова утверждает, что интерес к изобразительной деятельности возникает внутри самой деятельности при условии, если ребенок получает удовлетворение от неё. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к изобразительной деятельности. Между тем именно на основе интереса к изобразительной деятельности, возникающего у ребенка в раннем и дошкольном возрасте впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
Сегодня идет поиск средств развития детского изобразительного творчества. Формальный подход к развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к изобразительной деятельности, в результате чего детские работы однотипны, сюжеты не развернуты, дети не знают и не умеют пользоваться изобразительным материалом. Дети в свободное время почти не рисуют, количество занятий уменьшено, сами педагоги недостаточно владеют техникой рисования, часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств. Это ведет к тому, что дети лишаются радости открытия и постепенно могут терять интерес к творчеству.
Поиск условий и средств, создающих у детей ощущение радости, творчества, преодоления составляет особую задачу для педагога – исследователя. В этой связи наше внимание было сосредоточено на изучение воспитательного потенциала педагогической оценки детских творческих работ. Педагогическая оценка является довольно широким понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только педагогом, но и родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей. Оценка является педагогическим стимулом, сочетающим средства поощрения и наказания. Особенно важную роль она играет в детские годы и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. Однако каждый воспитатель ежедневно и ежечасно самостоятельно решает одну и ту же задачу – за что хвалит ребенка, какие стороны его поведения, или результаты его усилий (рисунок или лепка) могли бы дать повод для положительной оценки личности малыша. Поставленные вопросы и послужили основанием нашего исследования.
Проблема исследования заключается в том, чтобы выяснить влияние педагогической оценки на стимулирование интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников.
Цель исследования – выявить влияние педагогической оценки на развитие и поддержание интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогическая оценка детских работ как метод развития интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников на занятиях по рисованию.
Гипотеза исследования: педагогическая оценка детских работ может способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Раскрыть современные исследовательские подходы к определению сущности интереса; выявить этапы развития интереса в контексте генезиса изобразительной деятельности у ребенка раннего и дошкольного возраста; выявить объективные и субъективные факторы развития интереса к изобразительной деятельности в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения.
Выявить суть педагогической оценки, ее влияние на развитие интереса к изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста, изучить методику оценки детских работ.
Конкретизировать критерии и показатели оценки уровней развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; подобрать диагностические задания, выявить уровни развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-практическим путем проверить влияние педагогической оценки на развитие интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников.
Разработать методические рекомендации для воспитателей детских садов по применению педагогической оценки продуктов детской художественно-творческой деятельности.
Методы исследования : теоретический анализ психолого-педагогической литературы, включенное наблюдение процесса рисования дошкольников, анализ продуктов детской деятельности, проектирование системы работы с детьми, методы математической статистики и обработки результатов эксперимента.