Ирина Милешина
Познавательное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
К. А. Тимирязев
Публикация «Познавательное развитие дошкольников» размещена в разделах
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой значительные преобразования [5]. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по- иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, а также направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно стандарту программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Познавательное развитие трактуется как образовательная область, в которой раскрывается:
• развитие интереса
• развитие любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К познавательному развитию относятся такие стадии, как:
1) любопытство;
2) любознательность;
3) развитие познавательного интереса;
4) развитие познавательной активности.
Для любопытства характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. Например, в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности [4].
Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, обусловленное стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально воспринятого. Здесь, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Любознательность заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г. И. Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске» [4. С. 19]. Проявлением любознательности у детей являются вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?»
Новой стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес,
характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира [4].
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией
Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и
характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определё нными предметами или явлениями свидетельствуют:
• внимание и повышенная заинтересованность;
• эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.);
• действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета;
• постоянное притяжение к этому объекту [2. С. 74–78].
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя позна
вательно-исследовательской.
Я считаю, что наиболее эффективным методом познавательного развития дошкольников является проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления [3].
Использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует от педагогов индивидуальных оригинальных решений, продуктивной и творческой деятельности. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые скроются на основе «со-деятельности», «со-творчества», «со-мыслия».
Особое внимание к данной области дошкольного образования появилось в связи с публикацией ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы. Государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности.
Применяя проектирование в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Также необходимо учитывать, что все проекты в группе должны быть взаимосвязаны. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, дети получают необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а в уже синтезированном, как это и бывает в реальной жизни, учатся самостоятельно учиться.
Таким образом, правильно организованное проектирование деятельности по познавательному развитию дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.
Литература
1. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под
ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. – М. : Изд. дом «Восток», 2003.
2. Проскура, Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура. –
Киев: Радянська школа, 1985.
3. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории
предметного мира в проектной деятельности: учеб. метод. пос. / Сост. А. Ю. Кузина. – Толь
ятти: ТГУ, 2009.
4. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. ,
1971.
5. Пашкевич Т. Д. Таинство педагогического проектирования в ДОУ/ Т. Д. Пашкевич. – Барнаул, 2009.